Проблема брошенных семей трудовых мигрантов, пожалуй, одна из актуальных в Таджикистане. Число брошенных жён и детей становится всё больше с каждым годом, и эта проблема не была столь тяжелой, если бы трудовые мигранты помогали бы своим семьям, а не бросали их на произвол судьбы.
Сказать точно, сколько на сегодня составляет численность брошенных жён и детей трудовых мигрантов невозможно.
Их число растёт с каждым годом, об этом можно судить, попав в регионы страны, где женщины и дети ведут своё хозяйство и далеко некаждая может похвастаться тем, что её муж или бывший муж помогает ей материально.
Судьбу 24-летней Лутфии уже можно назвать почти стандартной. Вышла замуж в 17 лет, родила сначала одного, а потом и второго сына. Муж работал в России, первое время отправлял деньги, на которые жила вся семья.
По её рассказам, через некоторое время в очередной свой приезд муж признался, что живёт не первый год с другой женщиной в России.
«Было больно. Одолевало чувство незащищённости, так как через некоторое время муж заявил, что хочет развестись со мной. Мы развелись, я ушла из дома свекрови. Теперь не знаю, как жить дальше», – рассказывает она.
Продолжение истории тоже можно назвать стандартной – молодая женщина, необразованная, с двумя детьми не знает, куда ей идти и как поднимать детей.
- Проблемы не выплаты алиментов после развода ещё один вопрос, на который стоит обратить серьезное внимание, говорит Директор Международной ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов Мукаддас Наимова.
Уже на протяжении 4 лет эта организация оказывает бесплатную юридическую помощь женщинам-трудовым мигрантам и женщинам, чьи мужья находятся в трудовой миграции. Организация проводит бесплатные семинары для женщин, чтобы те знали о своих правах и обязанностях. Эти мероприятия Международная ассоциация по защите прав женщин трудовых мигрантов проводит при поддержке Института «Открытое Общество» – Фонд Содействия в Таджикистане.
М. Наимова уверена, что если создать специальный механизм, по средствам которого можно было бы отследить каждого, у кого есть задолженность по алиментному платежу, то и равнодушия среди мужчин, уезжающих на заработки, будет меньше. Главное в этом механизме играет роль наказание – не выплатил алименты, из страны тебя не выпустят.
«Как показывают наши наблюдения, мужчины будучи трудовыми мигрантами часто жалуются на низкий заработок в стране пребывания, что и является причиной того, что они не так часто могут материально помочь своей семье. Однако, бывают случаи, когда мужчины намеренно говорят о низком заработке лишь бы не выполнять материальные обязательства перед женой и детьми», – отмечает она.
По мнению Наимовой, учитывая эти моменты, которые связаны исключительно с совестью и воспитанием каждого отдельного человека, необходимо создавать в Таджикистане все условия для оставленных семей трудовых мигрантов, которые бы знали, что их проблемы не обходят стороной, но это для государства является весьма затратным делом.
«Для того, чтобы в полной мере оценить ситуацию мы посетили крупные города России. Изучили жизнь таджикских трудовых мигрантов, в особенности женщин. Мы хотели выяснить основные причины, почему мужчины после разводов не выплачивают алименты детям и нетрудоспособным женам, которые имея грудного ребенка, не могут работать и обеспечить себя и детей материально», – говорит она.
Как выяснилось в ходе этой поездки, проблема брошенных семей существует не только в самом Таджикистане, но и в России. Это семьи, которые приехав в Россию, через некоторое время распадаются.
Как сообщила «АП» главный специалист отдела по гендерному развитию и внешних связей Комитета по делам женщин и семьи Сурайё Олимова, информации о числе брошенных семей трудовыми мигрантами в Таджикистане не имеется и получается, что борьба с проблемой тоже остаётся недосягаемой целью, хотя при финансировании некоторые из проблем можно решить.
«На сегодня мы предоставляем юридическую и психологическую помощь женщинам, которые попали не в лёгкую ситуацию. Наши юристы и юристы других неправительственных и международных организаций могут помочь женщинам защитить свои права, правильно организовать бракоразводный процесс, чтобы мужчина выплачивал алименты детям в соответствии с требованием закона. Но это не решает всю проблему», – говорит она.
Ещё в прошлом году миграционные власти Таджикистана сообщали, что к ним часто поступают устные жалобы и просьбы о том, чтобы семьям вернули кормильцев, которые уехали на заработки.
«Приходят жёны, дети, матеря, которые годами ищут своих мужчин – кто мужа, кто сына, кто-то отца. Мужчины уезжают, деньги не присылают, а потом и вовсе пропадают. Проблемы этих женщин мы понимаем, но сделать ничего не можем. Ведь насильно вернуть на родину человека, мы не имеем полномочий», – говорят в Миграционной службе министерства труда, миграции и занятости населения РТ.
В Таджикистане уверены, что решив проблему нелегальной миграции, можно решить многие другие вопросы, в том числе и проблемы брошенных семей. Ведь зная, где работает, по какому адресу проживает мужчина и сколько он зарабатывает, его семья сможет надеяться на помощь со стороны судебных органов при расторжении брака.
На сегодня, по данным Федеральной миграционной службы России, число граждан Таджикистана, проживающих на территории РФ, составляет 1 млн. 80 тыс. Из этого числа мужчины составляют 904,2 тыс., а женщины 176,1 тыс.
Из общего числа мужчин – 775,1 тыс. составляют мужчины трудоспособного возраста от 18 до 49 лет. Из общего числа женщин, находящихся в России, 129,7 тыс. женщины от 18 до 49 лет. Число детей и подростков из Таджикистана (в возрасте до 17 лет) в России составляет в целом 128 тыс. 628 человек.
Зарина Эргашева
Источник - Азия-плюс
Брошенные семьи – разбитые судьбы
0 коммент.:
Отправить комментарий