В январе 2014 года, например, увеличены цены на бензин и дизтопливо на 20%. Кроме того, установлен новый вид обязательных платежей – выплата единовременного налога в размере 3% за оформление автомашин отечественного производства.
На этом фоне, удивляют заявления официальных высокопоставленных лиц о «достижениях» узбекской экономики, льготах для малого и среднего бизнеса, повышении инвестиционной привлекательности, что, как видно, мало стыкуется с действительностью.
Не секрет, что экономикой Узбекистана управляет Министерство финансов под руководством бессменного министра Рустама Азимова (он же Первый заместитель Премьер-министра)
Источники, знакомые с внутренней кухней Минфина, отмечают, что разработка налоговой и бюджетной политики, фактически, осуществляется т.н. «женским триумвиратом» или как его называют между собой работники ведомства «еврейский матриархат».
В частности, формированием государственного бюджета занимается начальник Управления Минфина Острогожская Элла Ильинична (в девичестве Коган). За налоговую и таможенную политику отвечает подразделение, возглавляемое Голышевой Ириной Христосовной, чьи корни также связаны с героями библейских преданий. А курирует их деятельность первый заместитель министра финансов Гуськова Татьяна Николаевна.
«Дамский батальон» на протяжении последних 20 лет управляет главными финансовыми потоками Узбекистана и определяет фискальную политику страны. В свою очередь, Рустам Азимов полностью доверяет им, всячески поддерживает и создает благоприятные условия для «плодотворной» деятельности.
Эти женщины-финансисты, вскормленные благами административно-командной системы, на свой лад выстраивают экономическую систему Узбекистана.
Главная задача «тройки» – обеспечение всеми доступными и недоступными методами профицита бюджета, дабы угодить своему «патрону».
В результате откровенного произвола и погони за показателями, «женский триумвират» фактически создал эффективную машину поэтапного уничтожения экономики Узбекистана.
С одной стороны, налаженная ими система контроля позволяет успешно заниматься очковтирательством, а с другой – снижать деловую активность в стране путем постоянного увеличения размеров различных обязательных платежей и проведения финансовых экспериментов (иногда просто изумляющих современных экономистов).
Так, вопросом формирования бюджета страны ведает Острогожская Э.И. Особенность её подхода заключается в том, что параметры бюджетных ассигнований, выделяемых каждому ведомству, определяются субъективно, исходя из «нужных» цифровых показателей, без привязки к фактическому положению дел и потребностей.
Кроме того, есть сведения, что при распределении бюджетных средств ею движет личная выгода. В целях оказания «нужного» давления, она умело манипулирует заявками на выделение денег для реального сектора экономики и вынуждает просящих быть более «сговорчивыми» (об этом знают все бюджетники, кто хоть раз сталкивался с Острогожской Э.И.).
Как ни странно, привычка брать чужое, выработанная Острогожской Э.И. за период длительного пребывания в Минфине, инстинктивно перекладывается в другие сферы её жизни.
Являясь руководителем ТЧСЖ «Фотон-Коммунал» и используя свои административные ресурсы, она добилась необоснованного отчисления денег для ремонта многоэтажного дома, где она и проживает. Имеются устойчивые разговоры среди жителей о том, что часть средств просто прикарманена.
В свою очередь, компаньон Острогожской Э. – Голышева И.Х. преуспела в развитии современной налоговой системы, вводящей в ужас даже бывалых работников ГНК.
В такт своей подруге, по собственному разумению она определяет основные принципы налоговой политики страны.
Несмотря на официальную доктрину о создании благоприятных условий для субъектов малого бизнеса, Голышева И.Х., одновременно с понижением прямых налогов для предпринимателей, инициирует введение различных косвенных обязательных сборов и отчислений в бюджет.
Анализ действующей системы налогообложения показывает, что ее работа создает неоправданные сложности как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, искусственно способствует нарушениям законодательства, а также оказывает плохое влияние на инвестиционный климат Узбекистана.
К примеру, по предложению Голышевой И.Х. введен налог на добавленную стоимость в размере 20% для предприятий топливно-экономического комплекса при экспорте их товаров, что привело к снижению доходов целых отраслей и конкурентоспособности отечественной продукции.
По словам некоторых сотрудников Минфина, координирует и покровительствует всей указанной деятельности Гуськова Т.Н., которая, используя свое влияние, в нужный момент приходит на помощь подружкам. Поговаривают, что её побаивается даже сам Азимов Р.С.
Правда, в последние годы Гуськова Т.Н. несколько отошла от активной деятельности, но как только возникает необходимость пролоббировать какой-либо «прибыльный» проект, она всегда на месте.
В результате стараний «женского триумвирата» в структурных подразделениях Минфина укоренился коррупционный механизм – «откат, взамен получения бюджетных ассигнований».
В экономике страны ощущается хронический дефицит денег для пополнения бюджета, несмотря на значительный рост налоговой нагрузки для реального экономического сектора.
Необоснованное и беспредельное введение различных платежей провоцирует уход частного бизнеса в сопредельные государства или «теневую экономику», а крупные предприятия впадают в предбанкротное состояние из-за систематического недофинансирования.
Не зная как «залатать дыры» в трещащем по швам бюджете, Минфин с присущим ему коварством придумывает новые и новые виды податей, искусно жонглируя цифрами, разумеется, «во благо» экономике Узбекистана.
Однако, вызывает большое сомнение патриотизм этой «троицы». Осведомленные лица утверждают, что они уже давно подготовили себе т.н. «запасные аэродромы» в России и Украине, а кто и у морского побережья.
К примеру, Татьяна Гуськова несколько лет назад получила российское гражданство, а заодно, приобрела несколько роскошных домов в России, в т.ч. в олимпийском городе Сочи и на «рублевке», под Москвой. На работу является в нарядах и ювелирных украшениях стоимостью в 50 тысяч долларов.
Это единственный чиновник в Минфине, который может не утруждать себя ежедневым выходом на службу, брать длительный отпуск от 2 до 3 месяцев и разъезжать по странам Европы под предлогом лечения.
Свою дочь Ольгу она отправила в г.Москву и трудоустроила менеджером в ООО «Космед», где та занимается крупным бизнесом в области косметики.
Не отстает и Голышева И.Х., которая при поддержке мужа – Госсоветника по экономическим вопросам Вячеслава Аркадьевича, добивается заключения ущербных интересам республики контрактов, а также выбивает крупные заказы печатных изданий для ООО «Info-Vepoluz», руководителем которого является ее брат – Марку Сергей.
Люди, вхожие в семейство Голышевых, утверждают, что они всем скопом тайно получили гражданство Греции и приобрели загородную виллу на берегу Средиземного моря.
В свою очередь, госпожа Острогожская Э.И. профинансировала обучение своей дочери Анастасии в Московской финансово-юридической академии, где та, по окончании, вышла замуж и получила гражданство России. Её сын Кирилл постоянно проживает в Москве и имеет свой частный бизнес.
Возникает справедливый вопрос: как же так сложилось, что люди, явно не связывающие свое будущее с Узбекистаном, контролируют финансирование ключевых отраслей экономики, оборонного комплекса и силовых структур? Откуда у «простых» чиновников Минфина средства на дорогостоящие приобретения и зачем им гражданство других стран?
Сложно поверить, что, несмотря на 22-х летнюю независимость, в Узбекистане так и не смогли подготовить квалифицированные национальные кадры в финансово-экономической сфере, способные повести страну к реальным рыночным реформам. Скорее всего, им не дают подняться. И давят их люди, привыкшие управлять финансами административно-командными методами, эпоха которых давно отошла в прошлое.