Лента новостей
Загрузка...

Временщик Атамбаев

atambaevПрошло ровно 2 года с момента прихода к власти в Кыргызской Республике президента Алмазбека Атамбаева. Его пришествие во власть не только не привнесло какого-либо позитива в жизнь простых кыргызстанцев, а лишь более усугубило положение населения.


Вероятно, в связи с этим президент Атамбаев также чувствует безысходность и безнадежность своего правления. Алмазбек Шаршенович запомнится своей политической близорукостью и оторванностью от реальности.


В ходе встречи с жителями Нарынской области президент заявил, что “главным врагом кыргызов – являются сами кыргызы”. Что этим хотел сказать Атамбаев? Это знак того, что во всех своих бедах кыргызы виновны сами? По всей видимости, это очередная “отмазка”, эдакий ответ на неудачи Атамбаева на посту президента. Такие явления как коррупция, нищета, безграмотность, социально-экономические и прочие проблемы наблюдаются во всех странах мира, именно наш президент пытается переложить ответственность за свои ошибки с себя на весь народ.

Чем объяснить такую позицию? Почему глава нашего государства так безразлично относится к бедам своей страны? Все объясняется просто: он временщик и стоит на позиции – после нас хоть потоп!


Вот и недавно, по сообщениям кыргызских СМИ, президент Атамбаев в очередной раз заявил: “Через 4,5 года я уйду, я хочу здесь жить и не хочу нажить врагов, не желаю, чтобы мои дети страдали из-за меня”.

Кстати, о детях президента. В Турции у Атамбаева имеются несколько торговых центров, ресторанов, гостиниц, пансионат на берегу моря, а также несколько промышленных предприятий. А управляет ими сын главы государства, студент университета “Билькент” в Анкаре Кадырбек Алмазбекович.


Все очень просто. Используя свое положение, Атамбаев хорошо закрепился в Турции, и он стремится удержать “завоеванные позиции”. Для этого нельзя ни с кем сориться, а по-другому не сломаешь сложившуюся негативную ситуацию ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере.

Вот и пытается наш президент быть хорошим для всех. В ходе состоявшегося 29 нобяря с.г. совещания с руководителями правоохранительных органов страны Атамбаев пригрозил правоохранительным органам: “Если несправедливо обвиняете оппозицию, то сами будете отвечать”.


Вполне очевидно, что подобные высказывания Атамбаева в отношении действий силовых структур Кыргызстана с настороженностью будут восприняты всеми членами правительства и подтолкнут их к попыткам обезопасить себя от перспективы оказаться “крайним”.

Сегодня беспорядочная политика президента Атамбаева, его неспособность управлять государством и свидетельствуют об обязательном повторении им участи своего предшественника Бакиева. Потому как Алмазбеку Шаршеновичу уже перестали верить как в стране, так и за ее пределами. Где гарантии того, что кыргызский народ не поднимет вновь бунт на палубе и не сбросит Атамбаева с корабля под названием “Кыргызстан”, как ранее двух его предшественников?


Канатбек Усенов



Источник - ЦентрАзия

Временщик Атамбаев

Курбанбай Искандаров в роли киргизского Сааховаили окончится или роман спецпредставителя с границами Кыргызстана?


iskandarov9908Если помните, в знаменитом советском фильме про Шурика и похищение красавицы Нины товарищ Сааахов, заботливо напутствовал врачей из «скорой помощи», которые увозили якобы больного Шурика: «Торопиться не надо. Это наш друг. Лечить его надо хорошо». Так вот, спецпредставитель правительства Кыргызстана по вопросам делимитации и демаркации границ Курбанбай Искандаров очень напоминает этого товарища Саахова, упорно призывая не торопиться с руководимым лично им процессом. Однако его роман с полюбившейся должностью может внезапно окончиться…


Почему господин Искандаров саботирует этот процесс? По этому поводу приходит в память анекдот. Сын старого частного врача, долго лечившего печень состоятельного пациента, хвалится отцу, приехавшему из отпуска. «Папа, ты столько лет не мог вылечить его, а я за месяц полностью исцелил его!» Отец не только не похвалил, но и отругал сына: «Глупец! За его гонорары ты окончил институт! И он мог бы кормить нашу семью до самой своей смерти…»


То есть, Курбанбай Искандаров собирался кормить на зарплату спецпредставителя по пограничным вопросам свою семью и много численных любовниц. Причем не только зарплату. Главы отдельных сельских сходов давно смекнули, что неуступчивый чиновник из Бишкека только с виду такой. Если аккуратно положить в его карман конверт, вполне можно быстренько оформить делимитацию и демаркацию своего участка границы. Сами понимаете, в условиях развала киргизской экономики только челночная торговля кормит сотни тысяч киргизских семей, выживающих за счет перепродажи китайских товаров для Казахстана и Таджикистана с Узбекистаном. «Челнокам» вовсе не нужен лишний «тормоз» па их пути в лице Искандарова. И они предпочитают молча откупиться.


Заметим, даже с наиболее дружественным для Кыргызстана Казахстаном процесс демаркации и делимитации границы все еще продолжается. Господин Искандаров обещает, что в 2014 году Кыргызстан подпишет с Казахстаном договор о демаркации. «Процесс делимитации с РК закончился, и в настоящее время завершается демаркация. В ситуации с Таджикистаном и Узбекистаном требуется тщательное изучение каждого архивного документа. И только по тем участкам, где совпадают взгляды, мы проводим делимитацию». Это цитата из материала Махинур Ниязовой «Граница, kg. Роман с продолжением» на сайте ИА «24.kg» от 3 июля текущего года.


Пусть бы эти слова Курбанбай осмелился сказать в лицо жителям приграничных сел, когда они при встречах возмущаются затягиванием этого процесса оформления границ. Мол, я посижу в архивах, полистаю документы. В конце концов, у меня ведь тоже есть семья и дети, которых я кормлю от поста своего. Нет, не осмелится. Воинственные киргизы быстро ему вправили бы мозги. Впрочем, судя по тональности автора материала, у Махинур Ниязовой схожие с Искандаровым проблемы. Ей тоже хотелось бы подольше протянуть «роман с продолжением» Курбанбая, ведь она кормится не перепродажей товара из Китая, а тем, что морочит головы киргизским жителям. Вот она фальшиво скорбит по поводу того, что никто в Кыргызстане не хочет возглавлять пограничное ведомство, даже Исмаил Исаков отказался. Не тем людям предлагали. Предприимчивые господа, наподобие Искандарова давно бы оформили «пограничный бизнес».


Вот как дружный тандем Исканадарова и Ниязовой морочит головы пользователям Интернета по поводу границы Кыргызстана с Узбекистаном. «Не найдя юридическую основу, Кыргызстан и Узбекистан стали описывать территорию по совпадающим моментам». Как говорят китайцы, трудно искать черную кошку в темной комнате, причем когда ее там нет. Кому они втирают, что нет юридической основы? Лучше бы признались, что у них пет желания помогать соседним народам, а есть скрытное желание услужливо поддакивать представителям третьей стороны, естественно не бесплатно. Кто у нас горячо заинтересован в том, чтобы Кыргызстан никогда не поладил с соседями? Правильно, Россия. Ведь она имеет у нас военную базу, а недавно удвоила там самолетный парк, даже не спросив согласия киргизов. Повод у Москвы один – мы защитим вас от кровожадных таджиков и узбеков. Но при этом спокойно выгнали из Москвы тысячи работавших там на законных основаниях киргизов под шумок депортации трудовых мигрантов.


При этом Искандаров ссылается на защиту интересов народа и государства: «затрагиваются интересы народа и государства, спешить не надо». Заметим, Ниязова не думает напомнить этому завравшемуся чиновнику о том, что интересы народа вовсе не состоят в провоцировании конфликтов на границе Кыргызстана с соседями, в результате которых с обеих сторон гибнут люди. Это интересы Москвы, действующей по древнему римскому правилу: разделяй и властвуй.


Если в ситуации с Узбекистаном дополнительную нервозность создают печальные события лета 2010 года в Оше, то почему демонстративно затягивается урегулирование пограничных проблем с Таджикистаном. Протяженность границы там наименьшая, всего 970 километров, однако на 1 июля сего года было согласовано и утверждено только 519 километров. Что это, как не откровенный саботаж тех самых народных интересов, которыми прикрываются Искандеров и Ниязова?


Россия давно ведет информационную войну против Кыргызстана, притворяясь на словах преданными друзьями страны. Нестабильный Кыргызстан кровно нужен Кремлю, чтобы продолжать обворовывать российский и киргизский народы. Если помните, в СМИ прошел скандал о том, как долгие годы авиабаза США «Манас» получала беспошлинный керосин, который поставлялся из России якобы для нужд киргизских крестьян. «Навар» с этой незаконной сделки имели семьи президентов Акаева и Бакиева, а также высшие функционеры «Газпрома», завязанные на хозяев Кремля. Лишь недавно в Интернете прошла информация о том, как антикоррупционной службой ГКНБ КР были задержаны аудитор и госинспектор Счетной палаты за взятки. Их скромно указывают под инициалами И.Ж. и А.К. Отчего же? Родина должна знать имена своих «героев»! Говорят, и под Искандаровым зашаталось кресло, и на него завели уголовное дело. Возможно, на этот раз киргизская Фемида прозреет? Или из Москвы позвонят и скажут, что Искандаров сукин сын, но он нужный и преданный Кремлю сукин сын…


Толкунбек Аманбаев


Из почтового адреса редакции


Источник   –  Союз независимых журналистов




Курбанбай Искандаров в роли киргизского Сааховаили окончится или роман спецпредставителя с границами Кыргызстана?

Швейцария Динаре милее Родины

34221_w300_h200Дочь президента Казахстана Динара Кулибаева уже довольно прочно обосновалась в Швейцарии. Она регулярно упоминается в списке самых богатых людей этой страны, а в июне этого года основала там фонд Montes Alti для продвижения образования среди детей и молодежи кантона Женева.



Швейцарский экономический журнал Bilan каждый год составляет рейтинг самых богатых людей Швейцарии. В этом году среди 300 миллионеров и миллиардеров, попавших в список, оказалось двенадцать выходцев из бывшего СССР — на 2 человека больше, чем в прошлом году. Условия для того, чтобы привлечь внимание экономического журнала и попасть в список 300 самых богатых людей Швейцарии, просты: нужно обладать состоянием не менее 100 млн франков и быть швейцарцем или постоянно проживать в стране.


Дочь президента Казахстана Динара Кулибаева полностью этим условиям соответствует, раз Bilan назвал ее одной из самых богатых женщин Центральной Азии, которая проживает в Женеве с 2010 года. По сравнению с прошлым годом состояние Динары Кулибаевой осталось стабильным — около 1—1,5 млрд франков, но в этом году семья Кулибаевых несколько снизилась в рейтинге, потому как издание приняло во внимание только долю, принадлежащую Динаре, поскольку ее супруг, Тимур, в настоящее время, как уверены эксперты издания, постоянно проживает в Казахстане.


По информации издания, не интересующаяся светской жизнью миллиардерша, посещает интенсивные курсы изучения французского языка. Обе ее дочери ходят в женевскую школу, а сын только что окончил университет в Лондоне.


Нурлан АТАМБАЕВ


Источник - respublika-kz.info




Швейцария Динаре милее Родины

Команда молодости нашей. Таможня дала Рахмону добро...

emomalirustamПрезидент Таджикистана Эмомали Рахмон, формируя новую команду, назначил 26-летнего сына Рустама руководителем Таможенной службы республики. Прежде Рустамам Эмомали возглавлял Управление по поддержке предпринимательства в Госкомитете по инвестициям и управлению имуществом. С марта 2011 года занимал пост заместителя главы таможенного ведомства. Руководя управлением по борьбе с контрабандой, показал себя достойно. Этому способствовала профильная специальность “Международные экономические отношения”, которую Р.Эмомали получил в Таджикском госуниверситете, а также курсы и стажировка в Дипломатической академии МИД РФ.


Активную общественную деятельность Р.Эмомали начал в 2008 году, организовав футбольную команду “Истиклол” (“Независимость”). Ее спортсмены успешно дебютировали в высшей лиге Таджикистана, завоевав титул чемпионов страны. Рустам был играющим руководителем на позиции центрфорварда. Затем он возглавил республиканскую Федерацию футбола, стал вице-председателем Союза молодежи РТ и членом центрального аппарата Народно-демократической партии. В 2010 году Р.Эмомали был избран депутатом столичного законодательного собрания. Обеспечил жильем несколько пострадавших от разрушительного наводнения в 2010 году семей, профинансировав строительство двух одноэтажных домов как меценат. Мало – получить в молодости подобный багаж общественной и профессиональной нагрузки, главное – правильно им распорядиться, суметь донести по назначению.


Первоначальное решение о назначении Р.Эмомали на высокую должность в Таможенный комитет было связано с одной из приоритетных задач руководства страны – усилить борьбу с фактами контрабанды товаров и коррупцией в этой сфере. Тогда, данное назначение было воспринято общественностью настороженно, с некоторой опаской. Спустя два с половиной года можно констатировать, что с поставленной задачей молодой таможенник справился. Доверие отца и ожидания сослуживцев оправдал.


Нынешнее назначение Р.Эмомали на ответственный пост вызвано продолжением курса, выбранного правительством ранее, и перспективой вступления Таджикистана в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС. Таджикские таможенники вносит немалый вклад (до 44 %) в бюджет государства. С привлечением молодых, обладающих перспективным мышлением профессиональных кадров, которые зарекомендовали себя инициативной и плодотворной работой, деятельность по борьбе с незаконным ввозом и вывозом товаров еще более активизируется.

Из прежней президентской команды часть чиновников ушли на пенсию, некоторые пошли на повышение, остальные отошли на второй план. Их по праву заменили квалифицированные специалисты помоложе, получившие современное образование, поддерживающие планы, проекты, стратегию развития государства. Кадры, отвечающие новым требованиям, для которых работа в условиях рыночной экономики не является чуждым, ни в экономическом, ни в психологическом планах.

Назначение Р.Эмомали дало повод журналистам для очередных спекуляций и злословия. На фоне их критики возразим о том, что династии, в том числе в политике, это – не всегда плохо.


“Дети власти”


Как и в любой другой системе профессиональных отношений, в политической сфере династии встречаются нередко. Обучение детей родителями, профессионалами своего дела, берет начало в глубокой древности. Это относится к ремеслам, к искусству, к спорту и к политике. Вот примеры знаменитых политических династий: фараоны в Древнем Египте; императорские династии в Китае и Японии; Рюриковичи – правители Древней Руси, французские и английские королевские династии. Восточные династии Сасанидов, Оммейядов, Аббасидов, Ахеменидов, Чингизидов, Саудитов. Семьи Рузвельт, Гаррисон, Буш, давшие США по два президента. Политизированные семейства Кеннеди и Клинтон. Династия Буш считается одним из самых влиятельныx за всю историю Америки кланом. У клана есть традиции, широкие связи и достойное потомство, которое готово продолжить семейное дело. На Востоке семейные традиции сильны как нигде. В странах СНГ политическую династию успешно продолжает И.Алиев, дочери Н.Назарбаева, занимающиеся общественной деятельностью. Подрастает сын А.Лукашенко, которого белорусский руководитель приобщает к общественной жизни с малых лет. Из правил есть исключения, коим явилась одна из “принцесс” соседнего государства.

В нашем обществе принято считать, что семейные династии хороши везде, кроме политической сферы. По наследству можно передавать рабочее мастерство, частную фирму, адвокатскую профессию. Но семейственность в политике до сих пор в общественном сознании воспринимается на грани такого явления как коррупция. Между тем, “дети власти” с завидным упорством пробиваются сами (или с помощью родителей) и делают собственную карьеру. Кому-то это удается, кому-то нет. Каждый сам доказывает, на что он способен. Как в знаменитом фильме “Белое солнце пустыни” о таможеннике Верещагине: “Сухов, говоришь?.. Сейчас мы поглядим, какой это Сухов”.


Можно ли однозначно оценивать данное явление? Имея “социальный лифт”, пробиваться и завоевывать авторитет знаменитым детям труднее, так как, до поры до времени их воспринимают лишь как детей известных личностей. Идентифицируют с родителями. “Дети власти” могут быть вполне успешными и самостоятельными. И даже добиваться большего, чем родители. Большинство из них не получают свою работу в политической сфере просто за счет родителей. Как правило, они проходят, и не единожды, через жесткие избирательные кампании, через конкурсный отбор, через непростые ситуации, разруливая которые, обеспечивают себе рост. И пользуются потом самостоятельно заслуженным авторитетом, работая наравне с другими коллегами.


Случай с Р.Эмомали не является прецедентом. Он успел показать себя в работе, руководстве и общественной деятельности. Если Р.Эмомали еще более активизируется на посту главы таможенного ведомства, народ станет воспринимать его как самостоятельного политика. Российский президент Владимир Путин в подобных случаях развеивал все сомнения: на первом месте – эффективность, а не семейное положение.


Преемственность

Преемственность поколений существовала всегда. Помимо понятия “дети власти” в прямом смысле слова, также существует понятие “преемники современных престолов” в переносном. Принято считать, что плох тот человек, являющийся первым лицом, который не стремится подготовить преемника.


Это явление скорее психологического свойства. Люди, уставшие от бурных времен, хотят стабильности. А ее обеспечивает преемственность. Другая проблема – кадровый голод. Специалистов для работы во властных структурах нужно готовить. “Человек, пришедший с улицы” не может управлять государством.


Могут ли “дети власти” самостоятельно стать успешными и эффективными политиками? Нормально ли когда дети политиков идут в политику? Следует рассматривать каждый отдельный случай. Все зависит от конкретной персоны, его харизматичности.


Эксперты считают, что эффективным политиком может стать самодостаточный человек с положительными амбициями и собственным потенциалом, независимо от наличия родственников во власти. То есть, если вновь назначенный Р.Эмомали такими качествами обладает – у него есть большие шансы проявить себя в большой политике и остаться на плаву. На отца надейся, но карьеру делай сам. Примеров, когда дети знаменитых родителей самостоятельно становятся уважаемыми и эффективными, можно привести немало. Если на статус родителей смотреть лишь как на стартовый капитал, а дальше приумножать его делами, то это одна картина. Если жить только на этом капитале, транжиря его – совсем другая.


Дети политиков могут и сами быть эффективными политиками. Но только в том случае, если приложат к этому достаточно мощные усилия. Ведь какое-то время они все равно остаются в тени отцов. Общественность смотрит на них более пристально и придирчиво, чем на остальных. И им приходится показывать свой интеллект, образование, деловые и моральные качества вдвойне.


Рустам Махкамов



Источник - ЦентрАзия

Команда молодости нашей. Таможня дала Рахмону добро...

Почему Россия пугает страны Центральной Азии Узбекистаном и Китаем?

shosbishkek2013Работодатели заместителя директора российского Института политического и военного анализа Александра Храмчихина желают потопить Центральную Азию в крови. Об этом сообщил сам Храмчихин в своей недавней публикации «В Средней Азии готовятся к войне всех против всех».


Правда, написал об этом он не открыто, хотя между строками его опуса открыто читалась цель как можно глубже вбить клин между странами региона. Оставим в стороне данные о военных мощностях Центрально-азиатских стран – откуда Храмчихин высосал все эти сведения пусть останется на его совести, никто никого не старается ни в чем разубеждать.
Каждый волен верить во что-то, и если его устраивают эти цифры – пусть он считает, что так оно и есть – никто не в праве лишать его такого счастья.


Чего он только не пишет – «Казахстан даст отпор узбекским агрессорам», «военными угрозами для Казахстана являются… Узбекистан, … Китай», «для Китая Казахстан является идеальным направлением экспансии», «Узбекистан опасен в любом виде», «Астана делает грубую ошибку. Если на вопрос, придет ли на помощь Россия, нельзя с уверенностью ответить «да», то на аналогичный вопрос применительно к НАТО можно с 100-процентной уверенностью ответить «нет»», «Бишкек, Душанбе и Астана с большим подозрением относятся к амбициям Ташкента», «…для соседей опасен и Узбекистан мощный и стабильный, и Узбекистан, впавший в хаос. И в том, и в другом случае существует угроза военного конфликта».


Напрашивается вполне справедливый вопрос – откуда столько желчи и цинизма у российского аналитика? Уж слишком открыто сей анализатор старается рассорить страны региона, отношения между которыми на первый взгляд оставляют желать лучшего. Но это, как говорится, на взгляд постороннего… Да среди стран Центральной Азии есть некоторые недопонимания. Но, где их нет. Взять, к примеру, саму Россию. Не все так гладко у Москвы с японцами, грузинами, есть недопонимания с отдельными странами в Европе, были моменты нестыковок мнений с Белоруссией, в последнее время наблюдаются расхождения во мнениях по некоторым вопросом с Казахстаном. И что с этого? Никто ведь не говорит, что в этих странах Россию считают врагом №1. Хотя, если следовать логике Храмчихина, вполне могли бы…


И неужели так сложно понять и объяснить тем, кто заказывает вам подобную галиматью, что узбекистанцы не хотят ввязываться в какие-то там политические интриги, с кем-то конфликтовать, кого-то захватывать, дружить с кем-то против кого-то, и тем более плясать под чью-то дудку? Здесь хотят мира и спокойствия. Чтобы не лилась кровь, не убивали, не жгли и не взрывали. И судя по всему, этим и объясняется столь острое внимание российских СМИ и отдельных представителей экспертно-аналитических кругов к скромной персоне Узбекистана.


Но, поверьте, будет намного полезней, если вы с таким же усердием приметесь «оздоравливать» процессы внутри самой России. К примеру, обсуждать ситуацию на Кавказе, территориальные недопонимания с другими странами, коррупцию внутри вашей страны, вопросы наркомании, поставки российского вооружения в другие страны (как официальные, так и не очень) и др. Ведь согласитесь, темы действительно интересны и достойны тщательного осмысления. А так пороть, извиняюсь за выражение, чепуху, пытаться рассорить другие страны, имея не совсем благородные цели – не по-русски это, да и не по-человечески.

Народы Центральной Азии в течение веков жили бок о бок, и чего только не случалось. Но ничего, проходило время и все возвращалось на круги своя. Как говорится, милые бранятся – только тешатся. Но только тогда никто со стороны не старался предательски науськивать страны региона друг на друга…


Игорь Курбанов  


Источник – www.zamondosh.com




Почему Россия пугает страны Центральной Азии Узбекистаном и Китаем?

Подешевеет ли бензин в Таджикистане?

benzintjВ декабре Таджикистан надеется на снижение цены на бензин, потому что 14 ноября Россия в ответ на ратификацию соглашения по военной базе отменила экспортные пошлины на нефтепродукты для Душанбе. Немецкое издание пытается прогнозировать ситуацию.


Недавно на сайте «Центр Азия» вышел материал корреспондента «Немецкой волны» Галима Фасхутдинова под названием «Почему в Таджикистане самое дорогое топливо в Центральной Азии?» Несмотря на столь обещающий заголовок, автор не дает ответа на вынесенный вопрос. Он пытается дать прогноз о том, что в декабре цены на топливо не снизятся.


Создается впечатление, что автор и не задавался целью поиска ответа на свой вопрос. Ему была поставлена задача: доказать, что исполнительная власть в Таджикистане собирается за счет увеличения внутреннего акциза с 40 до 90 евро пополнить бюджет страны. И тогда цена на бензин не упадет.


То есть идет откровенное сталкивание интересов обывателя и бюджета государства. Послушаем мнения экспертов. «Если нефтепродукты начнут поставлять без взимания экспортной пошлины, цена может снизиться до 20 процентов”, – полагает глава общественной организации “Центр свободного рынка Таджикистана” Константин Бондаренко».


Дескать, какая добрая страна – Россия, которая согласилась продавать в Таджикистан нефтепродукты без взимания экспортной пошлины, и какая нехорошая в Душанбе власть, которая намерена на этом иметь навар. Но из чего складывается дорогой таджикский бензин? Из того, что он не является собственно таджикским. «Почти 99 процентов нефтепродуктов мы завозим из других государств”, – объясняет ведущий эксперт министерства энергетики и промышленности Таджикистана Ерахмад Бегахмадов». Тонна авиационного керосина стоит в Душанбе 1,9 тысячи долларов, что в два раза выше, чем в Москве. Как говорится, «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».


Автор не дает полного расклада о том, сколько процентов горючего из каких стран поступило в 2012 году в Таджикистан, ограничившись тем, что 60 процентов якобы завезены из России, и 13 процентов из Туркмении. За девять месяцев этого года поставки из России упали до 37,6 процента. Более чем наполовину уменьшился экспорт из Туркмении. Зато доля топлива из Киргизии выросла до 43 процентов.


Здесь возникает забавная ситуация, которую упорно не замечает автор. В Таджикистан поставляет горючее Киргизия, которая сама выживает за счет беспошлинных поставок его из России. То есть, имеет место элементарная контрабанда. Фасхутдинов только констатирует факты: «Дефицит бензина и высокие цены на него в Таджикистане привели к росту контрабанды ГСМ из соседней Киргизии. Власти обеих стран намерены решительно бороться с этим злом. Но пока только на словах».


Если бы эти фразы написал журналист из киргизского или таджикского издания, то его можно было понять и простить. Мол, чего с него взять, ведь он дальше носа не видит. Но когда «темные очки» надевает автор немецкого издания, сразу возникают вопросы.


Неужели Фасхутдинов всерьез верит сам тому, что власти Киргизии и Таджикистана считают контрабанду российского горючего великим злом? На самом деле киргизская бензиновая мафия наваривает легкие барыши на перепродаже, а таджикская мафия кормится от беды собственного народа.


Начнем с того, что в существовании контрабанды горючего кровно заинтересовано и компрадорское правительство Владимира Путина, которое грабит российский народ под сурдинку песен об оказании гуманитарной помощи дехканам в Средней Азии. Кто установил потребность Таджикистана и Киргизии в миллион тонн горючего? Из чего взята эта цифра? Возникает ощущение того, что из потребностей воинского контингента США и НАТО в Афганистане.


Если помните, вторая «революция» в Киргизии началась с того, что по команде Путина Москва перекрыла поставки светлых нефтепродуктов для этой страны. И тогда Вашингтон благоразумно предпочел отмолчаться, дабы не терять поставки ГСМ для авиабазы «Манас».


Так что остается только выразить сочувствие наивности таджикского эксперта для «Немецкой волны», который свято верит в прекращение потока контрабанды после снятия Россией экспортных пошлин в Таджикистан. Вот как он думает: «Смысл в контрабанде отпадет, и компании, которые легально работают на таджикском рынке, скорее всего, будут вновь работать с российскими поставщиками”, – прогнозирует эксперт Центра социально-экономических исследований “Стратегия”, экономист Фируз Саидов.


Однако на выручку Саидову поспешил прийти все тот же заботливый Константин Бондаренко. Он заявляет о том, что еще в начале года в Минфине Таджикистана говорили о желании поднять внутренние акцизы на ввоз в республику ГСМ с действующих 40 до 90 евро. При этом там не объяснили причину.


На фоне молчания министерства финансов Бондаренко вынужден сам строить догадки: «Эти средства могут быть просто потрачены на празднества или строительство помпезных сооружений, как это нередко происходит в стране». Обвинять власти Таджикистана в поедании бюджета становится для «засланных казачков» наподобие Бондаренко, правилом хорошего тона.


Однако этот господин, якобы занимающийся центром свободного рынка, возвышается от скучных экономических расчетов до подачи властям Таджикистана политических сигналов: «Бондаренко добавляет, что отказ от повышения акцизов власти могут использовать еще и как позитивный политический сигнал – снижение цеп на топливо будет воспринято населением как определенная победа таджикской дипломатии и действенная мера для стабильного развития».


Ай да Константин, ай да светлая голова! Изобразил из себя радетеля за стабильное развитие Таджикистана. Понимаете, ночами не спит, думает о том, как подсобить братскому таджикскому народу. Свежо предание, однако верится с трудом.


Контрабанда бензина из Киргизии в Таджикистан, равно как из самого Таджикистана в Афганистан никогда не прекратится. Российские граждане еще долго будут оплачивать пребывание в Афганистане и Средней Азии группировки сил НАТО. А списываться эти расходы будут на ничего даже не подозревающих киргизских и таджикских сельских тружеников.


Хуршед Ризоев


Из почтового адреса редакции


Источник   –  Союз независимых журналистов



Подешевеет ли бензин в Таджикистане?

Почему елбасы променял ЮАР на Акмолинскую область?

34194_w300_h200На этой неделе случилось нечто необычное, что может свидетельствовать как о приступе патриотизма у елбасы, так и о его плохом самочувствии. Мы имеем в виду решение Нурсултана Назарбаева вместо ЮАР посетить Акмолинскую область.



Согласитесь, учитывая амбиции «лидера нации» на вселенскую известность и влиятельность, отмена его поездки в Южно-Африканскую Республику может быть вызвана только какими-то серьезными обстоятельствами.


Например, отказом принимающей стороны, проблемами безопасности или состоянием здоровья Нуреке. Однако, если верить представителю СЦК Алтаю Абибуллаеву, ранее анонсированный на 3—4 декабря т.г. официальный визит главы государства за океан перенесен на другую дату в связи с изменениями в графике его работы.


Но в эти дни, то есть 3 и 4 декабря текущего года Нурсултан Абишевич посетил различные производственные и социальные объекты в Акмолинской области. Получается, что ради этой рабочей поездки он перенес официальный визит в ЮАР, причем буквально за день до его начала?


Согласитесь, что так не делается. Поэтому попробуем просчитать, зачем и почему? В отказ принимающей стороны и проблемы с обеспечением безопасности мы не верим. Хотя ЮАР и расположена в Африке, демократии в ней побольше, чем в Казахстане, и поэтому отмена визита высокого гостя там возможна только в критической ситуации, например в преддверии внутриполитического кризиса или войны.


Судя по сообщениям новостных лент, ничего такого там не наблюдается. Значит, срочная и неожиданная отмена официальной поездки Нурсултана Назарбаева в ЮАР произошла по инициативе казахстанской стороны.


Если не считать возможный, но маловероятный приступ патриотизма у елбасы, остается единственное объяснение. А именно — врачи не рекомендовали Нурсултану Назарбаеву длительную поездку на другой континент, в ходе которой ему придется перенести два длительных, почти суточных перелета, смену временного и климатического пояса. И это не считая участия в официальных мероприятиях, включая встречи на высшем уровне.


Мы понимаем, что ответа на свой вопрос не дождемся, но все же хотели поинтересоваться у СЦК — почему Нурсултан Назарбаев поменял свой рабочий график и предпочел официальному визиту в ЮАР обычную поездку в Акмолинскую область, куда он мог поехать в любое время?


Нурахмет КЕНЖЕЕВ


Источник - respublika-kz.info




Почему елбасы променял ЮАР на Акмолинскую область?

Долгосрочные планы Турции в Кыргызстане

turk_kyrgizНакануне вывода коалиционных сил из Афганистана идет своеобразный розыгрыш карты Кыргызстана. В связи с этим, под предлогом укрепления безопасности в Центральной Азии, США, Россия, Китай и Турция наращивают свое присутствие в Кыргызстане. Две первые державы большое внимание уделяют военной составляющей сотрудничества с официальным Бишкеком. А каковы шансы официальной Анкары?


Следует отметить, что Турция еще в 1991 году одной из первых признала независимость Кыргызстана, что положило начало кыргызо-турецкому сотрудничеству. В настоящее время между двумя странами достигнуты более 50 межгосударственных соглашений и договоров, регулирующих вопросы сотрудничества в торгово-экономической отрасли.

Турция занимает второе место по объему инвестиций (свыше 450 млн. долларов США). При этом во взаимной торговле доминируют турецкие поставки. Турция занимает второе место по количеству реализованных посредством ТИКА (“Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при аппарате премьер-министра Республики Турция”, образовано в 1992 году, с целью предоставления технической помощи развивающимся странам) проектов на всем евразийском пространстве. Если в 2008 году объем помощи Турции по линии ТИКА составил 1,6 млн. долларов, то к настоящему времени она составляет около 2 млн. долларов США. С 1992 года ТИКА оказала помощь Кыргызстану на общую сумму около 20 млн. долларов.


Второй фактор, играющий на руку Анкаре – эта политика сближения, проводимая действующим президентом Кыргызстана А.Атамбаевым. Особые симпатии кыргызского лидера объясняются его личными интересами – принадлежащими ему предприятиями в Турции.

Апрельский визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Кыргызстан дал новый импульс дальнейшему укреплению двухсторонних отношений. В ходе визита Эрдоган отметил, что турецкие компании заинтересованы в разработке золоторудных месторождений Кыргызстана. По словам заместителя генерального секретаря Конфедерации промышленников и предпринимателей Турции (TUSKON) Джошкуна Эртена имеется ряд серьезных проектов по добычи золота в Кыргызстане для дальнейшего экспорта.


Третий фактор – близость языка, культуры и религии. И Турция активно использует это преимущество. В Кыргызстане более 20 лет действуют многочисленные культурно-просветительские, образовательные, религиозные организации. Они последовательно насаждают идеи пантюркизма и панисламизма.

По мнению некоторых политических экспертов, правительство Турции, пользуясь лояльностью правительства Кыргызстана, преследует стратегическую цель – формирование подконтрольной территории в странах Центральной Азии. При этом территория Кыргызстана используется в качестве т.н. “плацдарма” для распространения идей пантюркизма и панисламизма и в других странах региона.


На основе этих предпосылок можно предположить что политическое присутствие Турции в Кыргызстане будет расширяться за счет развития межгосударственных отношений двух стран, что непосредственно окажет влияние на складывающуюся геополитическую обстановку в странах Центральной Азии. Кроме того, турецкие спецслужбы через позиции различных неправительственных организаций в Кыргызстане, будут укреплять свои позиции в стране, для дальнейшего отслеживания развития событий в Центрально-азиатском регионе.


Виктор Давидов



Источник - ЦентрАзия

Долгосрочные планы Турции в Кыргызстане

Рекорд Гиннеса - от узбекской спортсменки!

ginnesmuhtaramНа чемпионате мира международной конфедерации мастеров гиревого спорта, проходившем недавно в российском городе Архангельске, замечательное достижение установила


представительница Узбекистана Мухтарамхон Алиева, выступавшая в весовой категории до 60 килограммов. Она не только стала обладателем золотой медали, но и попала в книгу рекордов Гиннеса! Она всего за одну минуту подняла в сумме 708 килограммов!


Мастер спорта международного класса Мухтарамхон Алиева служит в пограничных войсках, она младший сержант. Еще в 1998 году, выступая на чемпионате Вооруженных Сил Узбекистана по тяжелой атлетике, Мухтарамхон завоевала золотую медаль и попала в поле зрения тренеров по гиревому спорту. С тех пор и продолжается победное шествие узбечки по мировым аренам. Кстати, в Архангельске Алиева стала чемпионкой мира в пятый раз!


- Я очень волновалась, когда мне предоставили слово на открытии чемпионата, – Это был знак внимания не столько ко мне лично, но к успехам Узбекистана на мировой спортивной арене. Для спортсмена очень важно, когда тебя поддерживают трибуны. Однако жители северного города России были в выражении эмоций сдержанными. И я попросила организаторов поднести ко мне ближе тот флагшток, где был вывешен флаг Узбекистана. Хотя это и не принято, но просьбу мою выполнили.


Спортсменка смотрела на флаг своей Родины, и это придавало новых сил и вдохновения. Она все поднимала и поднимала гири над головой, судья мерно отсчитывал количество: 100, 103, 110, но команда «стоп» все никак не раздавалась. И только на 118-ый раз судья остановил упражнение. Радости и восторгу Мухмтарамхон не было предела. Сквозь слезы она смотрела на флаг своей страны и вспоминала, как всего три года тому назад восхищалась тем, как президент международной конфедерации мастеров гиревого спорта Анатолий Ежов в 63 года установил рекорд Гиннеса. Три года спустя этот успех покорился Алиевой. Кстати, в Архангельске Ежов установил новый рекорд Гиннеса, выжав в течение минуты две 24-килограммовые гири 166 раз!


Мы сказали, что Мухтарамхон добилась первого успеха на спортивной арене в 1998 году. Однако до больших побед в пауэрлифтинге Алиева прошла увлечение рукопашным боем, дзюдо. И только в 2003 году завоевала бронзовую медаль на чемпионате Азии по пауэрлифтингу, в 2008 году повторила успех.


В 2010 году на международном турнире по гиревому спорту, который прошел в Италии, узбекская спортсменка стала обладательницей золотой медали и выиграла кубок «Lombardia». В 2011 году чемпионат мира по гиревому спорту проходил в Греции, где приняли участие представители более 20 стран мира. Здесь также победила М.Алиева. Мухтарам признательна своим наставникам, которые помогали ей достигать успехов, – мастеру спорта Альберту Валееву, мастеру спорта международного класса Зуфару Бибарцеву. А также школьному учителю физкультуры Базарбаю Жуманову. Да, школьный учитель из кишлака Ханабад Андижанской области с детства заложил в сердце девушки любовь к спорту.


Было в биографии военной спортсменки одно незабываемое событие, о котором Мухтарамхоп Алиева вспоминает с большой гордостью: в 2010 году в воинской части пограничников побывал Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, который беседовал с девушкой, поинтересовался тем, почему она выбрала военную стезю. А уже в январе 2011 года на торжествах во Дворце «Туркистон» младшему сержанту М.Алиевой вручали высокую награду страны, медаль «Шухрат».


2012 год оставил неизгладимый след не только в памяти спортсменки, но и в истории всего узбекского спорта. На чемпионате мира по гиревому спорту в Германии Мухтарам Алиева стала чемпионкой в толчке и установила свой первый мировой рекорд. И в этом же году па чемпионате мира в Италии она завоевала золотую медаль в рывке.


В апреле 2013 года уже Узбекистан принимал чемпионат мира по гиревому спорту. Это стало признанием достижений спортсменов страны на мировой спортивной арене. Родные стены помогли Мухтарамхон Алиевой, она завоевала золотую медаль и установила второй мировой рекорд!


В октябре этого года на чемпионате мира в Греции М.Алиева стала чемпионкой в рывке. Именно там она заслужила право на участие в чемпионате мира по установлению рекордов Гиннеса. О триумфе в Архангельске мы уже сказали в самом начале материала. Вот так впервые узбекская спортсменка была занесена в книгу рекордов Гиннеса.


Спортивные подвиги Алиевой вдохновили других узбекских девушек на покорение вершин спорта. Например, выросшие в ее родном Ханабаде Нигора Худайбердыева, Гульмира Эргашева,


Махфират Иноятова добиваются весомых успехов на мировой спортивном арене.


- Я завидую сегодняшней молодежи, – говорит Мухтарамхон. – Ведь для них со стороны государства созданы все условия для самовыражения. Вот я достигла своих успехов только к сорока годам, а молодежь сможет повторить их в 15-16 лет. В феврале 2014 года в Эквадоре состоятся между народные состязания по гиревому спорту, они пройдут в экстремальных условиях, ведь гора Чимбосоро находится на 5000 метров выше уровня моря. Я мечтаю поднять флаг Узбекистана на эту высоту.


Глядя на решительное выражение глаз этой хрупкой на вид девушки, трудно предположить в ней огромную силу. Но Мухтарамхон Алиева не один раз доказывала, что умеет держать слово.


Нодирбек Латипов


Из почтового адреса редакции


Источник   –  Союз независимых журналистов



Рекорд Гиннеса - от узбекской спортсменки!

TeliaSonera уволила еще четырех управленцев на фоне коррупционного скандала, близко подобравшегося к Гульнаре Каримовой

55tttggШведско-финская компания TeliaSonera уволила четырех управленцев на фоне продолжающегося в Швеции коррупционного расследования, которое до неудобного близко подобралось к Гульнаре Каримовой, не вылезающей в последнее время из скандалов старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова.


«Совет директоров потерял доверие к ряду высокопоставленных работников», – заявила в размещенном на сайте компании пресс-релизе Мари Эрлинг (Marie Ehrling), глава совета директоров. «По этой причине им сообщили о том, что они уволены и должны немедленно покинуть свои посты».


Данные увольнения имели место на фоне последствий начатого шведской полицией в сентябре 2012 года расследования подозрений, что TaliaSonera заплатила взятку в сотни миллионов долларов за выход на телекоммуникационный рынок Узбекистана.


Ранее в результате расследования вынужден был уйти со своего поста президент и гендиректор компании Ларс Нюберг (Lars Nyberg). Теперь покатились головы еще четырех человек. Кампания не назвала уволенных поименно, но позже упомянула в отдельном пресс-релизе, что финансовый директор компании Пер-Арне Блумквист (Per-Arne Blomquist) «немедленно покинет свой пост». Издание Financial Times сообщило, что одним из уволенных был Теро Кивисаари (Tero Kivisaari), бывший глава евразийского отдела компании.


По сообщению Financial Times, генеральный директор TeliaSonera Йохан Деннелинг (Johan Dennelind) «потерял доверие» к Кивисаари, которого в прошлом месяце уже понизили, сняв с должности президента подразделения мобильных сервисов компании за его «роль в подвергшихся критике инвестициях компании TeliaSonera в Узбекистане», заявилакампания на тот момент.


По сообщению TeliaSonera, кампания наняла юридическую фирму Norton Rose Fulbright с целью «провести тщательное расследование деловых операций и соглашений, заключенных за последние несколько лет между TeliaSonera и партнерами в Евразии». Расследование продолжается, но «на основании имеющейся на данный момент информации и сделанных на ее основе выводов, совету директоров и гендиректору TeliaSonera ясно, что методы проведения определенных операций не соответствовали здоровой и разумной деловой практике. В результате четыре человека покинут компанию».


TeliaSonera ранее признала факт выплаты $350 млн. за 3G лицензию на осуществление деятельности в Узбекистане компании Takilant Limited, которой управляла из Гибралтара приближенная Гульнары Каримовой Гаяне Авакян, в отношении которой также ведется расследование по подозрению в отмывании денег в Швейцарии. Радио «Свободная Европа» цитирует заявление TeliaSonera, – неизменно отрицающей обвинения в свой адрес и утверждающей, что компания проявляет «ноль терпения» по отношению к коррупции – в котором утверждается, что решение об увольнении четырех работников «не связанно с продолжающимся расследованием деловых операций компании в Узбекистане».


Тем временем Гульнара Каримова подвергается беспрецедентной атаке в Узбекистане, где ей приходится иметь дело с проверками со стороны надзорных органов и закрытием объектов ее медиа- и бизнес-империй, а также с расследованием касательно якобы имевшего место похищения одного из ее бывших сотрудников.


 Джоанна Лиллис


Источник  -  russian.eurasianet.org



TeliaSonera уволила еще четырех управленцев на фоне коррупционного скандала, близко подобравшегося к Гульнаре Каримовой

Осада Ошской обладминистрации вошла в решающую фазу - в дело пошли колья и бутылки, группа молодежи прорвалась в здание

загруженное (4)Митингующие в Кыргызстане пытаются захватить Ошскую обладминистрацию


Сторонники арестованного 20 ноября оппозиционного депутата парламента Кыргызстана Ахматбека Келдибекова в эти минуты пытаются захватить здание Ошской областной администрации на юге Кыргызстана,

передает корреспондент Tengrinews.kz.


Они забросали здание камнями и бутылками. Милицейский кордон пока держит укрепление. Сила в отношении митингующих не применяется.


Сегодня Бишкекский городской суд оставил в силе решение Первомайского районного суда Бишкека от 22 ноября 2013 года, по которому арестованный депутат останется под стражей в СИЗО ГКНБ на два месяца. Парламентарий подозревается в коррупции и в злоупотреблении должностным положением в его бытность председателем Социального фонда, Налоговой службы и спикером парламента Кыргызстана.


Сегодня около 3 тысяч сторонников арестованного депутата вышли на митинг к зданию Ошской областной администрации. Они потребовали немедленно освободить депутата. Но к митингующим никто из чиновников не вышел. Участники акции протеста теперь пытаются захватить здание обладминистрации и выдвинуть ультиматум официальному Бишкеку.


По информации РИА Новости, милиция Кыргызстана оттеснила сторонников оппозиционной партии “Ата-Журт”, предпринявших попытку штурма здания администрации Ошской области.


_______________________________


Как только что сообщил из Оша корреспондент ЦентрАзии К.Д. группа в количестве 20-25 человек прорвалась через цепь милиционеров и в окно забралась в здание обладминистрации.



Источник - Tengrinews.kz

Осада Ошской обладминистрации вошла в решающую фазу - в дело пошли колья и бутылки, группа молодежи прорвалась в здание

От «арийского первородства» к «справедливому шаху»

tajikedalПолитические элиты Таджикистана после обретения независимости не смогли сразу приступить к «заполнению идеологического вакуума» и выработке консолидирующей государственной идеологии. Вместо этого они насмерть разодрались между собой. Давняя вражда между регионально-клановыми группировками привела к жесточайшей гражданской войне. Как и всякая гражданская война, внутритаджикский конфликт не только не способствовал формированию общенациональной идентичности, но делал проблематичным даже появление более-менее привлекательных идеологем, способствующих хотя бы прекращению насилия и началу диалога. И это притом, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующие одну и ту же религию – ислам. Однако клановость с успехом заменила и этническую, и религиозную мотивацию.


Лишь после вмешательства внешних сил, которые, с одной стороны, обеспечили относительную военную победу одного из противников, а с другой – стимулировали процесс «национального примирения», оказавшаяся сильнее регионально-клановая коалиция во главе с тогда еще Эмомали Рахмоновым (с 2007 года – Рахмоном) приступила к выработке некого комплекса государственно-идеологических представлений. По мере утверждения авторитарного режима Рахмонова эти идеологические «наброски» приобретали системный характер и примерно те же направляющие функции, что и у соседних авторитарных режимов. Однако реальная эффективность такой идеологии оставалась и остается весьма низкой.


В горниле гражданской войны


Безусловно, с началом гражданской войны идеология никуда не делась. Можно даже сказать, что конфликт приобрел идеологическое измерение, и каждую из сторон обслуживала соответствующая идеология. Так, вооруженная оппозиция, опиравшаяся, в основном, на горный Памир и район Курган-Тюбе, использовала как исламскую, так и демократическую терминологию. Ведь в ее рядах сражались и приверженцы либеральной демократии, и сторонники исламизма, часть которых не скрывала, что их цель – исламское государство фундаменталистского толка. На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом, объединяющей основой которого была все же идея таджикского национального возрождения.


Партийно-хозяйственная номенклатура, возглавившая Куляб и север республики, исповедовала «советскую» идеологию. В то же время, как отмечает таджикский политолог Абдугани Мамадазимов, основой политической жизни северного Таджикистана и Кулябской зоны стал «народный ислам» – «форма ислама, насыщенная народными верованиями, обычаями и представлениями, нормами и ценностями, т.е. исламизированного адата». Такого рода ислам долгое время существовал параллельно советской идеологии, вполне уживаясь с ней. Кроме того, «народный ислам» отрицал, согласно традиции суннизма, соединение светской и духовной власти. Поэтому, как полагает Мамадазимов, именно такую форму ислама поддержали «представители старой советской элиты».


Однако после окончания войны отправной точкой для построения новой идеологии группировка Рахмонова избрала вовсе не «народный ислам». Мамадазимов пишет: «Оба лагеря были ярыми сторонниками политического суверенитета, где родной язык имел бы достойное место во главе государственности. Спор шел только о характере национальной государственности… Злая шутка делала свое дело, но факт в том, что между боями в одном военном лагере читали веселые рубаи Хайяма, а в другом – мистическую поэзию Аттора. И именно совместное воспевание высокой поэзии своих великих предков на родном языке стало той отправной точкой, когда здоровые силы в обоих лагерях стали прислушиваться друг другу, и мы приобрели долгожданный мир».


Если перевести этот поэтичный текст в более прозаичную форму, то станет понятно, что основой для примирения, национальной идентичности и государственной идеологии был избран этнический национализм. В данном случае это определение не несет никакой нравственной оценки – просто констатация, тем более что никакой другой основы для «идеологического строительства» правящие элиты просто и выбрать не могли. Ислам, даже народный, вызывал у выходцев из советской номенклатуры понятные опасения, советский интернационализм дискредитировал себя, а такие понятия, как «гражданская нация», «права человека» и тому подобное, либо в принципе отвергались номенклатурой, либо просто не понимались ею. Не говоря уже о широких народных массах. Что же до нацменьшинств, то они не являлись значимым политическим фактором, а потому здесь было достаточно ограничиться декларативными заверениями и не допускать слишком явных перегибов в межнациональных отношениях. Что и было сделано.


Гражданская природа формируемого государства, принципы национального и языкового равноправия, охрана прав этнических меньшинств, определение статуса русского языка как языка межнационального общения и так далее получили конституционные гарантии, но они имели, в общем-то, «ритуальный» характер. Не в том плане, что полностью игнорировались, и в Таджикистане повсеместно стала практиковаться национальная, религиозная и прочая дискриминация. Она, конечно, пусть и не повсеместно, практиковалась и практикуется, но не в форме официально одобренной государственной политики. Просто национализм, как наиболее простой способ консолидации общества, управления и манипулирования им, выбирается в качестве официальной идеологии, в то время как «категория гражданства», по выражению исследовательницы Эрики Марат (Кыргызстан), «используется попеременно с этнической принадлежностью, а это препятствует тому, чтобы широкая общественность поняла различия между ними».


Вместе с тем в условиях Таджикистана перед идеологией государственного национализма, особенно на начальном этапе ее формирования, в числе прочих ставилась задача если и не противостоять, то оппонировать условному «исламскому проекту», который в массовом сознании ассоциировался с оппозиционной Партией исламского возрождения (ПИВТ), получившей в числе других оппозиционных группировок представительство в госструктурах. Ну, и, естественно, национализм должен был служить инструментом противодействия исламскому экстремизму, панисламизму и так далее.


Необходимо отметить чисто национальную специфику «идеологического строительства» в Таджикистане. Дело в том, что Таджикистан – единственная ираноязычная страна постсоветской Центральной Азии. Поэтому таджикские идеологи изначально стали противопоставлять Таджикистан тюркскому окружению, более того – видеть миссию таджиков в неком цивилизационном противостоянии тюркам с целью сохранения не только своей идентичности, но и «самости» всех ираноязычных народов. Поэтому в качестве основы для национальной идентичности было избрано наследие, прежде всего, доисламского периода. Сначала речь шла о религиозно-культурном наследии зороастризма (1997-1999), позднее на первый план выдвинулось «арийство» – как якобы изначально, «по крови», свойственный таджикам тип цивилизации. Надо признать, что в этой области местными историками уже достаточно давно была наработана соответствующая идеологическая база. Как отмечает Эрика Марат, «Рахмон в значительной степени следовал за влиятельными историками в продвижении своих идеологических проектов».


Обретение «арийского первородства»


Историческая основа для появления этих проектов была заложена еще в советские времена, точнее, во время так называемого национально-государственного размежевания в Средней Азии. Дело в том, что в 1920–1930 годы четкой национально-этнической самоидентификации у тамошнего населения еще не было – большинство идентифицировало себя, прежде всего, как мусульман. А такие определения, как, например, «узбек» и «таджик», до момента размежевания воспринимались, скорее, как дополнение по формуле «и то, и другое», а не в плане противопоставления – «либо узбек, либо таджик». Тем более что в регионе проживало значительное число так называемых «сартов», причем толкование этого термина местными народами и неместными исследователями было весьма расплывчатым: под «сартами» в разных контекстах могли подразумеваться как нынешние таджики, так и нынешние узбеки. После образования в 1924 году Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929 году Таджикистан стал союзной республикой) пришлось упразднить термин «сарт» и четко разделить понятия «таджик» и «узбек». Но из-за этнической смешанности «межуемых» территорий невозможно было установить четкие этнические границы новых административных единиц. Да и особого желания делать это у советских властей не было.


В ходе размежевания самые плодородные земли, а также такие города с весьма значительным таджикским населением, как Самарканд и Бухара, отошли Узбекистану. Среди таджикской интеллигенции всегда господствовало убеждение, что в Узбекистане десятилетиями проводилась политика тюркизации тамошних таджиков, а таджикское историческое и культурное наследие не столько подвергалось гонениям, сколько «присваивалось» узбеками. При советской власти дискуссии на эти темы, мягко говоря, не поощрялись. Лишь в завуалированной «научной» форме всевозможные «исторические» претензии и притязания попадали на страницы диссертаций и научных статей. Среди авторов таких публикаций, нужно, прежде всего, назвать академика АН СССР Бободжона Гафурова (1908–1977), бывшего с 1946 по 1956 годы первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана, а затем возглавлявшего Институт Востоковедения АН СССР. Именно в его работах появился тезис о том, что таджики являются единственным исконно коренным населением региона – потомками древней арийской цивилизации, тогда как предки всех тюркоязычных народов Центральной Азии были пришлыми кочевниками.


Последователи Гафурова в лице таджикских академиков и профессоров Р.Масова, Н.Негматова, А.Турсунзода, У.Гаффарова, Н.Хатамова, К.Айни развили тезис об «арийском первородстве» таджиков и «зафиксировали» его во времени и пространстве: по их утверждениям, древняя арийская цивилизация зародилась примерно 8000 лет назад на территории так называемой Арианы, включавшей в себя всю бывшую советскую Среднюю Азию и большую часть территорий Ирана и Афганистана - от иранского Хорасана и северного Афганистана, нынешнего Таджикистана и других стран Центральной Азии до Китая и Индии.


У этой парадигмы вскоре появилась чисто прикладная сторона, а именно – активно используемый с начала 90-х годов тезис об «историческом» или «большом» Таджикистане. Этот исторический Таджикистан, по мнению некоторых авторов, существовал, по крайней мере, уже 2500 лет назад и был создан еще персидскими Ахеменидами, а потом утрачен в результате происков внешних сил. Так, по мнению С.Аюбзода, «в результате национального размежевания таджики потеряли древние города Бухара, Самарканд, Мерв, Термез, Насаф», а также «такие богатые долины, как Сурхандарья и Фергана, бескрайние степи Карши, Шахрисабза, Джизака и другие».


А вот Нугмон Негматов пользовался термином «маленький современный Таджикистан». Это выражение как бы фиксирует тот территориальный ущерб, который, по мнению историка, был нанесен таджикскому народу при создании его нынешней государственности. Ряд историков во главе с Рахимом Масовым беспрестанно говорили об ущемлении и «узбекизации» таджиков со стороны «пантюркистской элиты» в Узбекистане. Затем следовали далеко идущие выводы: «Если бы эти наши центры, т. е. Самарканд и Бухара, принадлежали нам, если бы сохранились эти политические, экономические, культурные основы, тогда трагедия 90-х годов ХХ столетия в Таджикистане не произошла бы». В общем, за всем этим отчетливо просматривается стремление обосновать претензии на «исконные таджикские земли», в частности, на Бухару, Самарканд и прилежащие территории.


Рахмон плюс «ариизация» всей страны


В начале 2000-х арийские изыскания историков были подхвачены властями Таджикистана, попытавшимися сделать арийство национальной идеей. В качестве главного «истинного арийца» выступил сам Эмомали Рахмонов, издавший свой «фундаментальный труд» в двух томах – «Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов». Суть этого творения сформулирована в следующем вопросе: «Имеют ли различные тюркские народности и племена, спустя тысячелетия ставшие хозяевами территорий бывших древних Бактрии, Согда и Хорезма и сегодня с трибун своих национальных государств притязающие на историческое и культурное наследие арийцев, какую-либо общность с арийскими народностями этих краев?» Ответы даются соответствующие.


В Душанбе появился памятник основателю государства Саманидов Исмаилу Самани (874-907) с размещенной на его основании картой «большого Таджикистана», символизирующей неприятие «ущербности» границ нынешнего «малого Таджикистана». Впоследствии широкий резонанс получили сказанные Рахмоновым, видимо, в горячности, слова: «Заберем и Бухару, заберем и Самарканд!»


12 сентября 2003 года президент издал специальный указ, согласно которому «в целях изучения и пропаганды вклада арийцев в историю мировой цивилизации, воспитания поколения в духе национального самосознания, развития связей между народами и культурами» 2006 год провозглашался «Годом арийской цивилизации». Были организованы торжественные мероприятия, а улицы таджикских городов украсили плакатами, славящими арийские корни таджиков. На тех же плакатах красовалась эмблема, наиболее известная как Hackenkreuz или свастика. Правда, таджикские чиновники, такие, как, например, Музаффар Азизов, эксперт министерства культуры Таджикистана, тут же разъясняли, что это «правильная» свастика: «Свастика – это солярный знак, еще называют это «знак Солнца», который почитали древние арийцы. Если направление справа налево, это означает колесо жизни в буддийской религии, а если обратное направление – это колесо смерти. Но кое-кто воспользовался колесом смерти, и нашел здесь смерть свою». В общем, официальный Душанбе всячески подчеркивал, что его «арийство» не имеет ничего общего с «арийством» германских нацистов.


Правда, некоторые выступления теперь уже Рахмона порой очень напоминали кое-что. Речь идет, например, о его обращении к таджикской интеллигенции, в котором он призвал защитить духовные достижения «культурного арийского наследия» от посягательств «внешних сил, наделенных фантастической способностью тотального разрушения накопленных на протяжении веков духовно-нравственных и культурных ценностей народов арийского происхождения». Подобного рода высказывания находились в русле построений все тех же историков, которые еще решительнее стали настаивать на превосходстве «арийской культуры» таджиков над культурой тюркских «кочевников-варваров». Такое противопоставление прослеживалось, в частности, в трудах Н.Негматова «Таджикский феномен: теория и история» и Р.Масова «Таджики: история под грифом «совершенно секретно». Причем характерно, что Масов, указывая на «более низкую» культуру тюрков по сравнению с арийцами, подчеркивал антропологическую разницу между ними (арийцы – европеоиды, тюрки – частично монголоиды).


Интересно, что арийские мотивы в политическом творчестве Рахмона и особенно характерные пассажи в работах «арийски ориентированных» таджикских историков-идеологов встретили весьма сочувственное отношение тех кругов в России, которые сами очень любят рассуждать об арийском прошлом, скажем, славян, а также об «исконных врагах арийства». Это сочувствие можно отследить, открыв ряд ультранационалистических, а то и откровенно нацистских сайтов. Из самого же Таджикистана пошли прямые обращения к «арийским братьям» в России с напоминаниями об «общих арийских корнях». Тот же Масов активно разъяснял: «Когда мы говорим про индоиранские, индоевропейские народы, то имеем в виду арийцев. Там и славяне, и ираноязычные народы – таджики, иранцы, афганцы». Что же до части таджикских участников интернет-форумов, гораздо более раскованных, чем академик, то они довольно часто сопровождают свои заверения в «арийской солидарности» антисемитскими и, естественно, антиамериканскими выпадами.


«Арии всех стран, объединяйтесь! Пишите мне, славяне, таджики, осетины, украинцы», – был брошен клич по форумам одним из таджикских блогеров. Но вот незадача – русские скинхеды никаких чувств «арийской солидарности» к таджикам не испытывают и проламывают головы всем «черным», не делая различий между «арийцами» и «неарийцами».


Это, правда, не мешало самому Рахмону время от времени вспоминать об «общем арийском культурном пространстве, еще тысячелетия назад связавшем Россию и Таджикистан».


Вперед, к победе паниранизма!


Однако Россия все же не была главным адресатом напоминаний об общем арийском происхождении. С течением времени в Душанбе все большее внимание стали уделять поиску альтернативных постсоветскому интеграционных направлений. Причин тому много, но среди главных – общая неэффективность интеграционных механизмов СНГ, недовольство Россией, в частности, ее позицией по узбекско-таджикскому спору из-за водных ресурсов и, естественно, давнее недоверие и противоречия с тюркскими соседями, в первую очередь, с Узбекистаном. Результатом стала выдвинутая Душанбе инициатива (2006) по созданию альянса Афганистана, Ирана и Таджикистана как объединения этнокультурно близких стран. При этом представители Таджикистана почти не скрывали, что рассматривают интеграцию ираноязычных государств в качестве гарантии «нерастворения» Таджикистана в окружающем его тюркском «море».


В 2006-2012 годах прошли несколько саммитов ираноязычных стран, был создан наднациональный Совет сотрудничества, остальная конкретика выглядит весьма скромно. Впрочем, наиболее благосклонно «арийские» пассажи из Душанбе воспринимались в Тегеране. Тем более что «арийство» и комплекс расового превосходства по отношению к семитам и тюркам присутствует в персидском национальном менталитете едва ли не со времен все тех же Ахеменидов. Только вот сам Таджикистан иранцы рассматривают в довольно своеобразной плоскости – в Тегеране эту страну считают всего лишь неотъемлемой частью «Великого Ирана», куда и должны войти все страны с ираноязычным населением. В любом случае Иран воспользовался «арийскими» симпатиями Душанбе для резкого увеличения своего экономического присутствия в Таджикистане, но главное – для усиления своего религиозного, идеологического и политического влияния в стране. Для этой цели использовались иранские культурные центры, широкая сеть курсов по изучению фарси, обучение, в том числе религиозное, молодых таджиков в Иране. Главными составляющими идеологической обработки таджикского населения стали «арийство» в его «чисто иранском» варианте и иранская версия исламского фундаментализма. В конце концов, это стало вызывать определенное беспокойство Душанбе, несколько притормозившего ирано-таджикское сближение в идеологической и культурной сферах.


В целом же «паниранистская» интеграция так и не смогла стать альтернативой интеграции постсоветской (или, как теперь говорят, «евразийской»). В первую очередь, конечно, из-за очень сильной зависимости Таджикистана от России. Отсюда очередная переориентация Таджикистана – на этот раз в сторону возможного вступления в Таможенный, а потом и в Евразийский союз. К тому же «арийский» курс таджикского руководства вызвал резкое отторжение у тюркских соседей, поскольку «мог указать на особенность Таджикистана, намекая на его культурное превосходство» (Эрика Марат). В первую очередь речь идет, конечно же, об Узбекистане. И без того, мягко говоря, непростые отношения между двумя странами получили дополнительное осложнение в виде самой настоящей идеологической войны. В Ташкенте «арийские» идеологемы Душанбе сразу же встретили с негодованием. С узбекской стороны последовал ответный залп исторических изысканий, призванный опровергнуть арийское первородство таджиков. Узбекские историки постарались сузить ареал традиционного проживания таджиков, ограничив его горными районами Памира. Таджики же, живущие в пределах Узбекистана, согласно официальной доктрине, были объявлены частью единого узбекского народа, говорящего на двух языках. Из Ташкента посыпались адресованные таджикским историкам обвинения в расизме. Вместе с тем ряд узбекских историков не удержался от того, чтобы наградить таджиков оскорбительными эпитетами – «отсталые», «невежественные», «дикари», а то и отрицать само существование таджикского народа (некоторые узбекские авторы определяют таджиков как «иранизированную тюркскую дробь» и «фиктивную нацию»).


Резкой по тону полемике между историками пока не видно конца. Здесь, однако, не место анализировать научную достоверность той или иной позиции, тем более, что и с той, и с другой стороны хватает исторических мифов. Главное, что в условиях подчиненности исторической науки государственной идеологии в обеих странах споры ученых далеко не лучшим образом влияют на межгосударственные и межнациональные отношения. И это в регионе, где прения в поисках исторической истины в любой момент могут обернуться жуткой резней. Особенно с учетом того, что в Таджикистане проживает большая узбекская община, а в Узбекистане – таджикская.


Смещение акцентов


Как бы там ни было, но примерно с 2011 года таджикские государственные идеологи были вынуждены несколько сместить акценты. Политолог Вадим Кособородый писал в этой связи: «Таджикские власти крайне беспечно относятся к формированию общественных настроений и идеологической составляющей национальной государственности. Вся работа сводится к лозунгам об арийском происхождении… Что касается противодействия пропаганде идей, не соответствующих принятому курсу на возрождение национально-культурных традиций, ответственность возложена на органы правопорядка, которые в силу коррумпированности и инертности не в силах охватить все разнообразие политических и социальных оппонентов». Под «пропагандой идей, не соответствующих принятому курсу», в первую очередь, имеется в виду пропаганда исламизма и вытекающие отсюда угрозы.


Поэтому в своей идеологической работе таджикские власти пошли на определенное приглушение «арийской идеи» и постарались приподнять исламскую составляющую государственной идеологии, которая всегда там присутствовала хотя бы в виде все того же «народного ислама». А как же иначе? Ведь Таджикистан без ислама немыслим.


Надо сказать, что идеологическое строительство в Таджикистане изначально предполагало наличие в комплексе официально утвержденных идеологем нескольких составляющих, пропагандируемых как бы параллельно. Приоритеты менялись в зависимости от конкретных обстоятельств: какая-то составляющая, например, арийская, выдвигалась на первый план, а другие – несколько затемнялись. Но отнюдь не исключались из официального идеологического арсенала.


В 2009 году президент Рахмон приказал разработать государственную Концепцию по вопросам религии. «Для предотвращения фактов распространения различных чуждых религиозных течений» он предложил назначать имам-хатибов мечетей только из числа выпускников Исламского университета Таджикистана. Позднее в президентских речах все чаще стало появляться напоминание о духовной связи Таджикистана с исламской цивилизацией. С высоких трибун зазвучали призывы к соблюдению исламских норм поведения и общежития.


В целом же нынешняя политика властей в религиозной области, как считает политолог Азамат Султанов, состоит в «продолжении самоидентификации Таджикистана как неотъемлемой части Исламского мира». По мнению Султанова, «президент Эмомали Рахмон пытается разрешить противоречия между традиционным исламом и ростом этносознания путем их объединения в рамках традиционного ханафитского ислама, получившего статус государственного мазхаба (доктрины)».


Вместе с тем религиозная политика администрации Рахмона постоянно корректируется страхом властей «выпустить вожжи», освободив дорогу исламским радикалам. Вот, например, мнение политолога Ильхама Нарзиева: «Сегодня таджикские власти пытаются сделать процесс исламизации общества управляемым… С одной стороны, власти строят гигантские мечети, а с другой стороны – вводят возрастной ценз на посещение мечетей, или начинают кампанию против ношения хиджабов(мусульманских платков)».


Другой эксперт Тохир Сатторов тоже указывает на противоречивость светско-религиозного диалога в Таджикистане: «Власти сначала делают шаг навстречу религиозным настроениям масс, а затем останавливаются и идут назад. Создается впечатление, что у них нет опыта, или они опасаются своей же неожиданной смелости».


Эффективность официальной политики на данном направлении большинство наблюдателей оценивает крайне невысоко, поскольку она не затрагивает объективных причин, питающих экстремизм. Так, по мнению Камола Абдулло, радикализации ислама сильно способствуют проблемы, далекие от религии: рост авторитаризма, коррупция и экономические неурядицы. «Если их не решать, даже полный разгром талибов в Афганистане и Пакистане не сможет остановить угрозу «талибанизации» – деструктивного демодернизационного процесса в Таджикистане», – предупреждает Абдулло. По его словам, «стране необходим диалог внутри самой мусульманской общины, который поможет людям сделать сознательный выбор между исламом и исламизмом, суфизмом и салафизмом».


Для интеграции исламского наследия в официальные идеологические конструкции используется и еще одна составляющая – «культ Исмаила Самани» (в таджикской транскрипции Исмоил Сомони), уже упоминавшегося основателя государства Саманидов, которое считается первым в истории национальным государством таджиков. Вернее, речь идет о неком синтезе религиозной и национальной основ предлагаемой национальной идеи. Ведь государство Саманидов было исламским государством, а Сомони – исламским правителем. Но правителем светским, а не духовным, что соответствует суннитскому принципу наделения мирской властью именно султана (халифа), а не религиозного лидера – имама, как это принято в шиитской ветви ислама. В то же время Сомони – глава национального таджикского государства, то есть совмещает в себе и религиозное, и национальное начало.


Напомню, что составляющие государственной идеологии Таджикистана существуют как бы параллельно, периодически меняясь «первыми местами». Это относится и к «культу Сомони»: на первый план он временно выдвинулся, например, в 1999 году – во время празднования 1100-летия основания государства Саманидов. В 2000 году денежная единица Таджикистана получила название «сомони».


«Приходи, о наш шах!»


В самые последние годы «культ Сомони», помимо синтеза религиозного и национального компонентов госидеологии, стал выполнять еще и функцию своего рода перекидного мостика к другой идеологической концепции – концепции «справедливого шаха». Ее корни таджикские идеологи находят опять же как в доисламском, так и в исламском наследии.


«Воспевание идеи о справедливом шахе проходит красной нитью через всю бессмертную поэму «Шахнаме» великого Фирдоуси. Идея эта, ее зачатки стали формироваться уже при правлении великих шахов первой (но еще легендарной) династии Пешдадидов! Идея о богоизбранности личности правителя (идея «фарн», авестийская «хварна», т.е. «харизма» в политических науках) не только стала формироваться в «золотом (легендарном) веке» великих шахов Джамшеда, Фаридуна, Манучехра и др., но выступила к концу их правления уже как твердый постулат о выборе шаха… Даже новая религия –- ислам, стремительно развиваясь и поглощая на своем пути многочисленные народы и их наследия, стала прибегать к использованию административно-бюрократического наследия иранцев, среди которого концепция справедливого шаха имела ключевое значение», отмечает Абдугани Мамадазимов.


Современную интерпретацию концепции «справедливого шаха» («президенти мардуми») Мамадазимов предлагает сделать основой национальной идеи. Думаю, не надо пояснять, кто именно предлагается в современные «справедливые шахи». Перед последними президентскими выборами во время поездок Рахмона по стране взрослые и дети, собиравшиеся на встречи с ним, встречали президента радостными криками: «Приходи, о наш шах!», «Приходи, о наш господин!»


Последние идеологические изыски, впрочем, не означают, что из идеологического арсенала убран этнический национализм. Ничуть не бывало. Официальные лица по-прежнему нередко позволяют себе высказывания подобного рода, не исключая даже расистские выпады. Вот, например, в июле 2013 года член парламента Саодат Амиршоева заявила, что она против того, чтобы таджички «выходили замуж за представителей других наций – русских, китайцев или других». По ее мнению, такие браки «разрушают генофонд нации». Можно было бы проигнорировать это высказывание депутата, списав его на излишнюю экзальтацию. Однако сам Рахмон, выступая недавно перед таджикской молодежью, настоятельно рекомендовал девушкам выходить замуж имена за таджиков.


И опять об эффективности. Безусловно, все бюрократические уровни демонстрируют высочайшую исполнительскую дисциплину по претворению в жизнь высочайших идеологических предначертаний, но все это носит в основном «верхушечный» характер и довольно слабо влияет на таджикское общество в целом. С уверенностью можно сказать, что государственные идеологи совсем не преуспели в преодолении регионально-клановой раздробленности и формировании пусть даже только общетаджикской национальной идентичности. Не говоря уже об интеграции нацменьшинств. Они, несмотря на высочайшие призывы и заверения, в этом процессе попросту не участвуют. Русскоязычные – потому что уезжали, уезжают и будут уезжать (к примеру, количество русских школ в Таджикистане с 1990 года сократилось более чем в десять раз), а, скажем, узбеки – потому что не особо и зовут, а если и зовут, то зачастую в такой форме, что участвовать не хочется.


Ограничителем всеобъемлющего идеологического охвата является и сохранившийся в Таджикистане политический и, соответственно, идеологический плюрализм (концепция «справедливого шаха», например, была сильно раскритикована в продвинутой части таджикского общества). Хотя власти делали и делают многое, чтобы «зачистить» политическое поле и унифицировать страну. Но и здесь есть ограничитель – нынешний плюрализм своими корнями уходит в эпоху гражданской войны, как в политической, так и в регионально-клановой плоскости. Окончательная «зачистка» будет означать открытый отказ от национального примирения и вновь раздует все еще тлеющие угли кровавого конфликта 1990-х. Впрочем, о каком всеобъемлющем идеологическом охвате можно говорить, когда центральное правительство в Душанбе фактически не имеет полного контроля над всей территорией страны (над Горным Бадахшаном, в частности)…


Михаил Калишевский


Международное информационное агентство «Фергана»



От «арийского первородства» к «справедливому шаху»