Президент Бразилии Дилма Руссеф, за импичмент в отношении которой нижняя палата парламента вчера проголосовала, хотела 15 апреля выступить по национальному телевидению, однако в последний момент отказалась, так как юристы ей объяснили, что это может усугубить ситуацию – оппозиция может обвинить ее в том, что она использует национальный телеканал в своих личных интересах.
Какой кыргызский чиновник, не говоря уже о президенте, боится сейчас чего-нибудь, что о нем может сказать оппозиция? Не то что боятся, власти об эту оппозицию ноги вытирают, разделив ее на системную и несистемную, они уже берут выше и опровергают даже то, что в своем ежегодном докладе пишет Бюро по вопросам демократии, правам человека и труду Госдепартамента США.И какой телеканал в Кыргызстане осмелился бы отказать предоставлять свой эфир президенту страны или какой кыргызский юрист мог бы отговорить кыргызского президента выступать по телевидению? У нас давно ситуация такова, что все юристы-писатели-артисты, все телеканалы, вся страна и даже оппозиция служат власти, только власти, и никому кроме власти.
Если что-то не развивается, а стоит на месте, оно неизбежно отстает, потому что другие вокруг не стоят на месте. Мы вправе ожидать от любых властей, что если они будут прилично работать, ситуация в стране должна резко улучшиться, так как даже при не очень самоотверженной их работе в страну из-за рубежа все-таки проникают новые технологии, а наши граждане ездят за границу и видят, что и как там делается.
Таковы тенденции во всем мире, молодежь уже знает три-четыре языка и говорит на них без акцента, они уже трудятся либо за рубежом в прославленных компаниях, или работают на них, сидя в Бишкеке. Коррупционные же власти, которые ничего, кроме своего личного обогащения за счет государства не понимают, могут оказаться – и часто оказываются – в такой ситуации обузой стране и тормозом для развития.
Даже просто потому, что на смену старшему поколению приходят молодые люди, которые понимают мир несколько по-другому, у них современное и более прагматичное видение, они не раскачиваются по несколько лет, а сразу приступают к делу – все это уже улучшает ситуацию и развивает страну. А представляете, что было бы, если еще и власти начали работать в том же направлении?
А они приписывают себе все, что в стране положительного делается, даже производство золота канадцами на Кумторе записывается в актив и фигурирует во всех отчетах. Каждый успех каждого таланта где-нибудь на зарубежных конкурсах – это представляется как заслуга власти, хотя как раз наоборот, чиновники все свободное и прогрессивное душат ради своей спокойной жизни и возможности обогащаться.
Президента Аскара Акаева начали критиковать уже через год после его избрания президентом в октябре 1990 года. Бакиева критиковали даже до того, как он стал президентом. Обоих мы ненавидим до сих пор – не пускаем в страну и в то же время требуем выдачи, – потому что они не оправдали возлагавшихся на них надежд, и нам казалось, что хуже, чем их правление, просто быть не может.
В первые годы президентства Акаева без всяких необходимых статей Конституции или других законов, в парламенте действовала реальная оппозиция, которой президент побаивался. Именно поэтому он провел несколько референдумов по внесению изменений в Конституцию. Через 20 лет власти были вынуждены записать в Конституции, что деятельность оппозиции гарантирована.
Но во что все это вылилось? Как раз при наличии таких законодательных гарантий оппозиция начинает вырождаться, никакая партия даже не хочет называться оппозиционной – все рвутся в коалицию большинства. И в очередной раз мы убеждаемся, что то, что записано в конституциях и законах, реально мало что значит, пока не будет изменено отношение властей и всех нас к этим записям. Все решают люди, а не бумаги.
И какую ценность имеют все эти обещания не менять конституцию в течение 10 лет и наложение моратория на поправки специальным конституционным законом, если подобные и другие клятвы можно отправить в мусор в мгновение ока? Нам говорят, что какие-то статьи мешают чему-то развиваться. Но почему тогда не помогают развиваться остальные 90% правильных и уместных законов?
Вот ушел спикер в отставку, так как выдвинули в премьеры его родного брата. Не ахти какая находка, никто не ожидает от нового главы правительства каких-либо прорывных действий, но он удобен как для тех, кто его выдвинул, так и для спокойной жизни всех остальных. Однако как избирают нового спикера? Вся эта процедура, которая ранее решалась за полдня, стала для депутатов непреодолимыми Гималаями.
И лидер коалиции большинства на полном серьезе говорит, что два выдвинутых кандидата должны между собой договориться. Это в какой конституции или каком законе такое предусмотрено? Вот до чего мы дожили, вот какие порядки установились, и вот до какого уровня докатились пресса и эксперты, которые все время спрашивают одного человека – как будет все делаться и кто станет спикером?
В Конституции в статье 75 записано, что "Жогорку Кенеш избирает из своего состава торага и его заместителей", а в статьях 9 и 19 регламента ЖК: "Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению Жогорку Кенешем – …это избрание торага и его заместителей", а также: "Жогорку Кенеш на срок своих полномочий тайным голосованием из своего состава избирает торага. Право выдвигать кандидатуру для избрания на должность торага имеют депутаты и фракции…"
То есть, любой депутат и любая фракция, а не только коалиция большинства или ее руководство, могут выдвинуть в спикеры любого члена парламента, никаких законодательных ограничений в этом отношении не имеется. Вместо этого мы уже почти неделю наблюдаем бенефис двух претендентов: Никто не хотел уступать. Велик Кыргызстан, но отступать некуда.
Коалиция большинства и ее лидеры просто явочным порядком присвоили себе все полномочия всего парламента, потому что все остальные депутаты и фракции просто молчат и позволяют им делать все, что те считают нужным. А интрига там довольно дальняя. И ведь такое происходит не только в парламенте, но и везде по стране – начиная с сел и поселков, и кончая столицей и "Белым домом".
Одно за другим энергораспределительные компании, "Кыргызтелеком" и даже предприятия, производящие золото, оказываются по итогам года в убытке и просят у правительства списания долгов и выделения новых субсидий. Это в каком состоянии должна быть экономика и коррупция в государстве, если отрасли, которые обязаны по определению кормить страну, просят помощи?
Если что-то и развито в стране, то это технология разграбления государства. Такие вещи осваиваются в первую очередь, как и технология проведения выборов какого угодно уровня. Нам даже говорят, что дело может дойти до выборов, если два выдвинутых кандидата в спикеры не смогут между собой договориться, а фракции и комитеты одобряют их обоих. Под стать такой психологии и другие ветви.
Новоиспеченный премьер признается, представляя 14 апреля коллективу Министерства транспорта и связи нового министра, что ранее не был с ним знаком. Но предложил-то его парламенту он сам: "Президент и ЖК поддержали данную кандидатуру, предложенную мною". Наверное, именно такая его безыскусность и подкупила верховные власти, но нельзя ли хотя бы репетировать?
Новое правительство уже говорит о необходимости скорейшего освоения рынков стран Евразийского экономического союза, что расширит возможности по сбыту производимой в Кыргызстане сельскохозяйственной продукции. А что думают по этому поводу белорусы, казахи и россияне, которые как раз хотели бы осваивать наш рынок?
Мало того. ЖК еще и заслушает отчет правительства за 2015 год, и докладывать будет, скорее всего, премьер, который совсем недавно даже не думал-не гадал о премьерстве. И все мы будем аплодировать деятельности правительства, которое успешно сделало столь много всего за один год, но еще больше – за последние две-три недели.
Нарын Айып
Источник - zanoza.kg
0 коммент.:
Отправить комментарий