Лента новостей
Загрузка...

Почему Назарбаев ввел мораторий?

Нынешняя реакция Акорды на групповые и одиночные акции протеста казахстанцев по земельному вопросу наверняка сильно удивляет зарубежных наблюдателей. После стольких лет системных репрессий в отношении оппозиции и, особенно, жанаозенской трагедии, следовало ожидать жестких разгонов митингов силовиками, массовых задержаний активистов, заказных судебных процессов и обвинительных приговоров.

Вместо этого был введен президентский мораторий на отдельные статьи поправок в земельное законодательство, создана правительственная комиссия с участием представителей общественности, в том числе тех, кто точно не пойдет на сговор с властями, начата массовая разъяснительная кампания в печати и Интернете. Налицо даже готовность чиновников разговаривать и, что крайне важно, выслушивать оппонентов.

Между тем, другого варианта реагирования у Акорды и лично Назарбаева нет. Потому что жанаозенская трагедия 2011 года продемонстрировала не только силу «суперпрезидентского» государства, которое на пустом месте, без каких либо серьезных оснований расстреляло мирных граждан в Жанаозене и Шетпе, а потом устроило там многомесячный гестаповский террор, но и его системную слабость.

Слабость номер один заключается в том, что у государства не оказалось никаких работоспособных инструментов разрешения острых социальных конфликтов и подавления гражданского протеста, кроме откровенного насилия, причем с применением огнестрельного оружия. Но частое применение силы и оружия — это риск сорваться в открытое противостояние, поскольку таким способом враги власти только множатся.

Именно поэтому, как только жанаозенская трагедия из острой фазы перешла в крайне болезненный, закрытый от остальной страны и зарубежья процесс налаживания мирной жизни, Акорда стала в буквальном смысле этого слова заваливать город деньгами. Теперь же из-за кризиса государство лишено возможности «покупать» лояльность масс за счет бюджета. И это слабость номер два, исправить которую в ближайшее время невозможно.

Третья слабость, которая заставляет казахстанские власти пытаться договариваться с протестующими по земельному вопросу, это то, что весь цивилизованный мир, в первую очередь государства — члены Европейского союза, крайне негативно отнесся к действиям Акорды в Жанаозене. Расстреливать собственных граждан, которые вступили в противостояние с работодателями, причем мирное, для Запада нонсенс.

Нет сомнений, что очередной «Жанаозен» неизбежно обострит противостояние государства и общества, власти и народа, возможно, даже переведя его в силовое русло. Люди же, которые массово пострадают от действий властей, превратятся в принципиальных врагов Акорды и лично елбасы. Ну и западные инвесторы и их деньги точно не придут в страну, где власть воюет с собственными гражданами.

Именно системные слабости, а отнюдь не отсутствие «ястребов», готовых снова выполнить приказ «лидера нации» стрелять, вынудили казахские власти действовать столь не стандартным для себя способом.

Впрочем, если протест по каким-то причинам ослабнет, то, скорее всего, активистов гражданского общества начнут снова открыто и демонстративно сажать, запугивать и изолировать. Хотя даже если это случится, вышеупомянутые системные слабости никуда не денутся., и компенсировать их «лидер нации» и правящая в стране элита просто не способны.

Источник - respublika-kz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий