Несмотря на то, что формально Таджикистан уже больше двадцати лет независим, и во славу этой независимости в стране возводятся грандиозные дорогостоящие сооружения, такие как самый большой в мире флагшток, фактически страна уже давно продана. Причем не России и даже не США, а соседнему Китаю. Могучий азиатский тигр быстро предъявил маленькому государству территориальные претензии, и в скорее получил сатисфакцию путем давления а, возможно, и подкупа руководства страны. Соглашения “О таджикско-китайской государственной границе” 1999 года, а затем соглашение “О демаркации границы и урегулировании территориальных споров” 2002-го были откровенно дискриминационными для Таджикистана – республика отдала сначала 200, а потом еще более 1000 квадратных километров территории. Аппетиты китайцев были еще большими – Поднебесная претендовала на 20% территории страны.
Но в современном мире не так уж и важно кому принадлежит та или иная территория формально – гораздо важнее контроль над ресурсами и денежными потоками. А здесь Китай значительно преуспел в захвате территории Таджикистана. В первые годы независимости основным партнером Таджикистана была Россия. Но постепенно ситуация изменилась. Сегодня куда ни кинь – увидишь китайский след. Строятся дороги и прочая инфраструктура – для Китая, на деньги Китая, руками китайских же рабочих. Что нужно Китаю от Таджикистана?
Прежде всего, природные ресурсы, которые китайцы успешно получают, с помощью прикормленных кредитами и инвестициями чиновников. Китай, таким образом, создает рабочие места, но в основном для своих – китайцев, которых легко увидеть на любой стройке. Своих рабочих нет – они все на стройках России. В этом плане Таджикистан для России по-прежнему стратегический партнер, но в реальности Россия уже утратила стратегические позиции в Таджикистане. Можно проехать по стране и повсюду увидеть стройки – строятся рынки, которые, кстати, завалены китайскими же товарами, заводы. Сегодня практически невозможно найти более или менее крупное предприятие, где обошлось бы без участия китайского капитала. И все это происходит с одобрения высшего руководства.
Совсем недавно было сообщено об очередном меморандуме, согласно которому китайская компания AMER International Group Co. вложит в различные отрасли экономики 500 миллионов долларов. Звучит красиво, но на деле это означает просто скупку по сходной цене того, что еще не продано. Зона интересов Китая – прежде всего богатый природными ресурсами Памир. Поэтому на китайские деньги там строится все – дороги, пограничные пункты. Китайцев там уже больше, чем самих таджиков, зато Россия из Памира постепенно ушла. Как это ни печально, но нужно признать, что Россия остается главным стратегическим партнером только на словах и на бумаге. Китай медленно, но верно выходит на первый план. Показателен пример крупнейшего промышленного предприятия страны – алюминиевого завода “Талко”, который в 2008 году заключил договор с Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения на строительство новых заводов. Это, несмотря на то, что первоначально была достигнута договоренность с российской компанией “Русал”.
Китай берет под свой контроль не только промышленность и ресурсы Таджикистана, но и сельское хозяйство, которое всегда было основным источником дохода для сельских жителей и не только их, особенно в последние годы, когда промышленность пришла в упадок. ПравительствоТаджикистана сдало в аренду Китаю 500 гектаров земли в Хатлонской области. Правда, взамен Китай пообещал рекультивировать земли, но польза от такой рекультивации сомнительна, ибо известно, что Китай использует в сельском хозяйстве далеко не безвредные химические удобрения. Таким образом, таджикские крестьяне лишаются источников дохода, а Таджикистан рискует навсегда потерять свои земли. Кроме того об экологически чистых таджикских фруктах можно будет забыть не только таджикам, но и россиянам. Этого и добиваются китайцы, которые фактически уже выкупили Таджикистан в свою собственность.
Ведь 80% вложений Китая в экономику Таджикистана – это кредиты. За них расплачиваться будущим поколениям таджикского народа. Республика погрязла в долгах – даже по данным на 2012 год Таджикистан был должен больше 2 миллиардов, и Китай был и остается крупнейшим кредитором. Насколько вырос долг за последний год, пока никто не подсчитал, но понятно, что он не уменьшился. Долги когда-нибудь придется отдавать, ведь пока не известны случаи, когда Китай списывал кому-то долги. Вполне возможно, что заплатить придется территорией, богатой полезными ископаемыми. Даже если Таджикистан формально сохранит свои земли, Китай будет продолжать вывозить из страны ресурсы практически безвозмездно. Так что, пока Россия бездействует, Таджикистан постепенно превращается в китайскую колонию. Происходит это при непосредственном участии таджикской элиты во главе с Рахмоном, который, приезжая в Россию, красиво говорит о стратегическом партнерстве. Но это лишь пустые обещания. Для Рахмона важнее всего не процветание государства, а собственный карман. Китайцы давно это поняли, и за бесценок скупили почти всю страну. Долго ли нам еще с этим мириться и верить пустым обещаниям? Или пора, наконец, что-то предпринять?
Садриддин Катаев
Источник - ЦентрАзия |
Китайский акцент таджикской политики
0 коммент.:
Отправить комментарий