Лента новостей
Загрузка...

Афганская разновидность с киргизским оттенком

Регулярные всплески политической напряженности в Киргизии нередко сопровождаются предостережениями о возможности раскола страны на север и юг. Свою лепту в сепаратистские настроения, безусловно, вносит глубокий социально-экономический кризис, который страна переживает со времен обретения независимости, а также неравномерность развития, где север доминирует над югом. Если в это “гнилое болото”, которое постоянно генерирует только отрицательную энергию, добавить вечную клановую вражду, то понятно, взрывоопасный коктейль может сдетонировать в любой момент.


Естественно, в условиях, когда государственные и гражданские институты страны работают на грани дееспособности, малоэффективны и погрязли в коррупции, вакуум заполняют неформальные структуры, которые не только по-своему разоблачают коррумпированную власть, но предлагают альтернативу государственного устройства и образа жизни. К сожалению, все эти неформалы представляют исключительно религиозно-экстремистские организации, такие как “Хизб ут-Тахрир”, “Акрамисты”, “Джихадисты” и “Таблиги джамаат”.


Своих сторонников и первичные организации они имеют по всей республике, но под штабы и гнезда экстремисты еще со времен первого президента А.Акаева облюбовали Юг республики. Это часть страны считается самой отсталой. Регион сотрясали межэтнические распри и накал напряжения в межнациональных отношениях между киргизами и узбеками после последней кровопролитной бойни в 2010 году до сих пор не спадает. У центральной власти в регионе нет авторитета, и ее влияние на происходящие здесь события сведено к минимуму. Реальная власть принадлежит местным царькам. Таким как мэр города Ош Мэлс Мырзаакматов – ярый националист, к которому на поклон ездят даже министры, превратил самый крупный город юга в личную вотчину, и сейчас Ош стал, что называется государством в государстве. У мэра своя личная армия, насчитывающая до двух тысяч вооруженных боевиков, которые открыто терроризируют местных предпринимателей, принуждая выплачивать дань Мырзаакматову. Именно при Мирзаакматове город Ош получил признание неофициальной столицы наркотиков в Центральной Азии, так как через этот город транзитом на север идет львиная доля афганских наркотиков.


В условиях, когда власть аморфна, погрязла в коррупции, а реально правят жизнью полубандитские формирования, то люди не редко пытаются искать спасение и надежду на возрождение нормального человеческого бытия в религии. Но в Киргизии и здесь не без проблем. По крайней мере, в том, что касается официального духовенства. Если сказать, что оно не пользуется популярностью и доверием, значит, ничего не сказать. Официальное духовенство приняло правила игры светской власти и также погрязло в коррупционных скандалах. Уже три года на страницах местных изданий периодически появляется истории с взятками, которые священнослужители получают от киргизов, желающих совершить паломнические поездки в Мекку. Имам мечети “Мырзаке” Узгенского района Абдумалик Абдираимов получал с каждого паломника по $300 сверх необходимой суммы. Не боялся Аллаха и казы Джалабадской области Абдулазиз Зокиров, который с каждого паломника через своих доверенных лиц вымогал по $500. С этнических узбеков киргизские святоши предпочитали вообще три шкуры драть. Каждый узбек, пожелавший совершить хадж, обязан выложить уже $1500.


Алчные священнослужители стригли купоны не только со своей паствы, но и обдирали государство, скрывая от налогообложения доходы в особо крупных размерах. Только в прошлом году Духовное управление мусульман республики скрыли от властей обязательных платежей на 15,5 млн. сомов.


Подобная обстановка в стране по сути является идеальной средой для деятельности исламистов всех мастей. Среди религиозно-экстремистских организаций, имеющих наиболее длительный опыт работы в условиях Киргизии, является “Хизб ут-Тахрир”, сторонники которой начали активную деятельность после обретения страной независимости. Наиболее активные ячейки тахрировцев, на сегодняшний день выявлены в Ошской и Джалалабадской областях. Особенную активность данное течение получило после освобождения в мае 2011 года 32 “тахрировцев” в связи с актом амнистии временного правительства переходного периода. Указанные члены “Хизб ут-Тахрир” являлись участниками Ноокатских событий 2008 года и придерживались более радикальных религиозных взглядов, по сравнению с другими единомышленниками. В г.Кара-Суу Ошской области ежемесячно проводятся сборища руководящего звена “тахрировцев”, в которых принимают участие региональные руководители организации из г.Бишкек, Ошской, Джалалабадской, Чуйской областей Кыргызстана и Казахстана. На этих собраниях принимаются отчеты о проделанной работе, количестве членов и вновь вовлеченных в ряды организации сторонников, обсуждаются вопросы финансирования, а также разрабатываются дальнейшие планы по тактике и стратегии развития деятельности в Центральной Азии. Члены “Хизб ут-Тахрир”, активно занимаются пропагандистской деятельностью, направленной на расширение своих сторонников среди населения.


В свою очередь “Джихадисты” также демонстрируют свою активность, создавая повсеместно подпольные ячейки, так называемые “худжры”, где молодежь осваивает догмы фундаментального ислама. Активисты течения в открытую призывают население к строгому соблюдению канонов ислама и призывают верующих посещать их проповеди.


Следует отметить, что в настоящее время на юге республики различные религиозно-экстремистские организации активизировали религиозно-пропагандистскую работу через Интернет и вербуют молодежь. Несмотря на происходящее, со стороны правоохранительных органов Киргизии каких-либо активных мер по противодействию экстремистам не проводится.


И эта, по сути, подрывная работа приносит свои плоды. 37-летняя гражданка Камила Юраева из города Ош, татарка по национальности, пополнила вместе с мужем ряды местных “джихадистов” после июньских событий в 2010 году. По ее словам, она, пережив кровавые события того лета, убедилась в никчемности властей и, примкнув к движению “джихадистов”, поверила, что только подобные организации смогут навести мир и порядок в стране. И приметы этого светлого будущего видны невооруженным глазом. “В нашем городе 90 процентов женского населения строго соблюдают каноны, носят религиозную одежду “хиджаб”", – поясняет Юраева.


Когда говорят об угрозе афганизации Центральной Азии, то можно на время “отложить” в сторону рассуждения на эту тему и поехать на юг Киргизии, чтобы убедиться, как этот процесс развивается не в теории, а на практике.


Осмонкул Калкаманов



Источник - ЦентрАзия

Афганская разновидность с киргизским оттенком

0 коммент.:

Отправить комментарий