Поездку афганского лидера Хамида Карзая в Дели можно оценить и так. В свете затягивания договора между Афганистаном и США по вопросам безопасности это может выглядеть актуально. Однако реально этот визит не принес президенту Афганистана ожидаемых дивидендов.
Российская газета «Коммерсант» выстрелила заголовком «Афганистан нашел замену США», который смотрится преждевременным. Россиянам так хочется, чтобы доминирование в Афганистане перешло от США кому угодно, что они выдают желаемое за действительное.
История с подписанием этого соглашения между Афганистаном и США очень похожа на историю вокруг подписания договора между Таджикистаном и Россией по пребыванию в Душанбе 201-ой российской военной базы. Тогда тоже президент Эмомали Рахмон затягивал вопрос, все сильнее нервируя Москву, а потом подписал буквально в преддверии своего переизбрания на пост президента.
Так что создается впечатление, что афганский лидер перенял ценный опыт от своего таджикского коллеги. Поэтому говорить о том, что Карзай в Индии нашел нового «старшего брата» нелогично. Вот и угроза Вашингтона о применении «нулевого варианта», то есть полного вывода воинского контингента, смотрится неким кокетством. Не для того США вводили туда войска и целых десять лет проторчали в Афганистане, чтобы согласиться на столь бесславный уход. Это будет «вторым Вьетнамом», который навсегда похоронит геополитические амбиции Вашингтона.
Заметим, во время визита в Дели Хамид Карзай не говорил о полном и безоговорочном отказе от соглашения с США. Он лишь критиковал США в том, что Вашингтон не принимает требований Кабула. Даже в публикации из того же «Коммерсанта» приводится фраза Карзая: «В конце концов США выполнят наши требования». Это совсем не похоже на предложение Дели стать новым «старшим братом» Кабулу.
Скорее всего, визит афганского лидера в Индию направлен на то, чтобы выторговать увеличение индийских инвестиций в Афганистан. Дели уже вложил в соседнюю страну 2 миллиарда долларов, и это не потолок. На кону большой энергетический проект: прокладка газопровода из Туркмении через Афганистан и Пакистан в Индию.
Любопытно, что в российских СМИ о проекте ТАПИ не упомянуто ни слова, хотя наверняка этот вопрос все же был затронут в ходе визита Карзая. Понятно, что претворение в жизнь ТАПИ – это своего рода «нож в сердце» российского гиганта «Газпрома», который в свои «золотые» времена наживался на перепродаже туркменского газа. Здесь Индия оказалась в двойственном положении: и Москву обижать неудобно, и туркменский газ хочется получить для дальнейшего роста экономики.
Вместо этого, россияне твердят о надеждах афганцев на получение от Индии военно-технической помощи, как будто индийцы большие мастера в производстве танков, гаубиц и боевых вертолетов. Особенно повеселил нас пассаж о подготовке афганских военных индийскими советниками. Скорее, это афганцы, ведущие внутреннюю войну уже почти полвека, могут обучить индийских военных, практически не имеющих боевого опыта. Разве стычки в Кашмире или на границе с Китаем могут считаться за боевой опыт?
Примечательно, что и во время встречи с представителями индийского бизнеса Карзай поправил одного из ораторов, оценившего стоимость природных ресурсов Афганистана в три триллиона долларов. Он уточнил: «Речь идет не о $3 трлн, а о $30 трлн». Карзай смело мог добавлять к этой цифре даже два нуля, ведь все равно никто не сунется подсчитывать ресурсы в афганские горы, пока идет гражданская война.
Дело в том, что россияне аккуратно «сватают» Индию или Китай на роль «старшего брата» Афганистана не только в надежде на то, что Кабул в последний момент отшатнется от Вашингтона. Собственно говоря, далеко не в том положении находится Афганистан, чтобы реально выбирать спонсора. В умах московских политиков имеется определенная надежда на то, что при благоприятном стечении обстоятельств Россия может и сама обеспечить в Афганистане свое военное присутствие…
Из почтового адреса редакции
Афганистан в поисках «старшего брата»?
0 коммент.:
Отправить комментарий