Кадровые перестановки в стране после президентских выборов, в особенности в сфере образования, вызвали очередное наступление националистов на другие проживающие в Таджикистане народности. Директоры районных и городских отделов народного образования принимают жесткие меры по искоренению в школах узбекского языка. По их указанию, все имеющиеся школы с узбекским языком обучения должны в кратчайшие сроки перейти на таджикский, и уволить преподавателей, которые не могут вести уроки на таджикском.
А ведь, к примеру, только на территории Согдийской области проживают большое количество этнических узбеков.
Некоторые поселения вообще состоят исключительно из них, которые и вовсе не владеют таджикским языком. Тем не менее, на местах активно осуществляется реализация поставленной задачи, ущемляя права и свободы нацменьшинств.
Так, под сокращение штатов преподавательского состава в первую очередь подпадают учителя, не владеющие таджикским языком, невзирая на их преподавательский стаж и высокие педагогические результаты.
И это не голословные обвинения. Преподаватели родного языка и литературы школ поселка Куркат Спитаменского района Согдийской области Азим Норкулов и Фаёз Тухтасинов, несмотря на высшее образование и многолетний стаж работы были уволены в связи незнанием государственного языка. А вместо них на работу взяли молодых таджиков, без высшего образования, но зато состоящих в родственных связях с руководством РайОНО.
Начались и материальные притеснения узбеков. В школе №33 поселка Гулакандоз преподавателям-узбекам урезают заработную плату на 100-200 сомони. Когда они обратились к руководству Спитаменского РайОНО, то получили ответ, что такое распоряжение поступило от районного отдела УГКНБ Согдийской области.
По той же негласной установке сверху отстраняются от занимаемых должностей лица не титульной национальности. А освободившиеся места занимают таджики, пусть без квалификации, но зато свои, очень удобные, так сказать «элитные».
Недавно от должности заместителя директора по учебной части школы №5 населенного пункта 40 лет Зафарабадского района Согдийской области был отстранен узбек Жонбута Алаев, выпускник Таджикского государственного педагогического института, проработавший на этой должности много лет.
Преподавательский состав этой школы считает, что сняли Алаева из-за его принципиальности по поводу преподавания на узбекском языке, поскольку основная часть учеников – узбеки. Со страхом ждут последствий таких националистических перегибов не только взрослые, но и дети.
К этому стоит добавить, что бюджетные организации под различными предлогами отказываются принимать на работу выпускников ВУЗов, узбеков по национальности. Все это вынуждает многих узбеков, менять свою национальность на таджикскую или уехать из страны.
Такая националистическая языковая политика стала серьезной помехой в получении узбеками образования и карьерного роста. Абитуриенты ВУЗов должны бегло говорить по-таджикски. И хотя в школах на преподавание таджикского языка отводится два часа в день, многие узбеки в сельской местности не могут научиться писать и читать по-таджикски.
«Мои дети очень стараются в школе, но не могут научиться читать по-таджикски достаточно хорошо, чтобы поступить в ВУЗ. И мы ничего не можем сделать для улучшения нашего положения» – сетует 50-летняя мать пятерых детей по имени Гульдана.
В поселке «Бустон» Матчинского района Согдийской области функционировала единственная здесь средняя школа №9 с узбекским языком обучения. В начале текущего учебного года школу по непонятным и не объясненным причинам объединили с учебным заведением, где преподавание ведется на таджикском языке. Этот факт, наряду с тем, что в узбекских школах и до этого был откровенно низкий уровень преподавания, отсутствие должного количества учебных пособий на узбекском языке и многое другое, поднял очередную волну недовольства. Но, наблюдая за происходящим, узбеки смирились со своей участью, и не предпринимают никаких действий. Но к физическому преследованию по национальному признаку учеников-узбеков присоединилась еще и угроза полового насилия для узбечек-учениц. Их буквально у ворот школы поджидают похотливые отпрыски местных таджиков, которые уже неоднократно надругались над некоторыми девочками-узбечками.
По словам преподавателя Российско-таджикского славянского университета в Душанбе Александра Содикова, узбеки постоянно оттесняются на обочину, лишают доступа к экономическим и политическим ресурсам. Одна из причин состоит в том, что таджикские власти считают это национальное меньшинство – довольно значительное, составляющее порядка 15 процентов всего населения страны – потенциальной пятой колонной.
Между тем, большинство экспертов сходится во мнении, что статистические данные (около 15%), скорее всего, занижены как минимум на 20%. Как отмечает Содиков, всесоюзная перепись 1989 года зафиксировала почти 1 миллион 200 тысяч узбеков, проживающих на территории Таджикской ССР или 23,5% населения. В Таджикистане узбеки составляют значительную часть населения Гиссарской долины и южного Таджикистана, равнинных и предгорных районов северного Таджикистана.
Кроме того, хукумы районов дали негласные указания руководителям и активистам населенных пунктов, чтобы те контролировали проводимые на их подведомственных территориях различных мероприятий – свадьбы, юбилеи и т.д. Цель этого контроля одна: следить, чтобы все мероприятия проводились только на таджикском языке. В противном случае председатели могут принять меры по их прекращению и привлечь «нарушителей» к административной ответственности.
Сегодня в таджикском парламенте из 63 депутатов всего двое узбеков, да и те стараются не афишировать свою этническую принадлежность. Узбеков нет среди судей и работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов.
Следует заметить, что отнюдь несладко приходится и тем лицам узбекской национальности, кто работает в государственных учреждениях. Их зачастую стараются выжить под различными предлогами. В лучшем случае их переводят на самые низшие должности с минимальной заработной платой и без малейших шансов на перспективы карьерного роста.
Одним из барьеров на пути укрепления межнационального согласия стала гнусная политика в области языка. Хотя конституция страны предусматривает возможность говорить на разных языках, на практике применение в общественной жизни любого другого языка, кроме таджикского, не приветствуется. В стране выходит очень мало телерадиопрограмм на узбекском языке, что было с неодобрением отмечено в последнем отчете Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Как сложится дальнейшая судьба нацменьшинств, да и самих таджиков совершенно не волнует таджикское правительство. Оно думает лишь о собственном благе, о благе приближенной «элиты».
Махмут Рузиев
Источник - www.zamondosh.com
Гнусный язык национализма
0 коммент.:
Отправить комментарий