Совет обороны провел свое последнее совещание по религиозной ситуации в стране, признав имеющиеся в ней проблемы. И тишина. Складывается впечатление, что чиновники традиционно отметили для галочки свою «работу» и положили проблему под сукно.
Между тем периодически возникающие скандалы в мусульманской общине – это лишь один фрагмент общей непростой картины.
Сегодня читателям ИА «24.kg» эксперт по вопросам религии Канатбек Мурзахалилов расскажет о том, что религиозный фанатизм в Кыргызстане – уже данность.
- В Кыргызстане, как и в других странах Центральной Азии, наблюдается усиление роли религии, рост ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области, и один факторов – религиозный фанатизм. Поскольку религиозный фанатизм обусловливает глубокую трансформацию религиозного сознания, он является одним из радикальных религиозных явлений. Религиозных фанатиков характеризуют такие формы отношений, как властвование их единомышленников над остальными, стремление к разрушению и саморазрушению, передача ответственности за жизнь лидеру, а также нетерпимость к инакомыслящим.
Анализ показывает, что религиозный фанатизм, экстремизм и одна из его самых опасных форм – терроризм быстро изменяются, мутируют, принимают все более опасные и разрушительные формы. Этот феномен может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих политических целей.
В КР религиозный фанатизм выражается в деятельности нескольких десятков нетрадиционных религиозных групп, сект и движений, возникающих внутри ислама; экспансии в республику различных «нетрадиционных» религиозных движений практически со всего мира; активной деятельности протестантских групп и церквей, миссионеров, отличающихся деструктивной направленностью.
Следует отметить, что количество зарегистрированных конфессиональных направлений (ислам, христианство и основные его ответвления, новые религиозные движения) с 1991 года по настоящее время возросло семикратно, сюда входят и различные объекты религиозного назначения (мечети, медресе, церкви, молитвенные дома, теологические образовательные учреждения).
На момент развала СССР на территории Кыргызстана официально действовали 39 мечетей и 25 храмов и приходов православных христиан, а также немногочисленные общины баптистов, католиков, адвентистов, пятидесятников.
Сегодня же функционируют 2 тысячи 475 организаций 33-х религиозных течений, 2 тысячи 81 организация и объект исламского направления, из которых 1 тысяча 922 – мечети.
В КР действуют около 400 христианских организаций, в том числе 49 структурно подчиняющихся Русской православной церкви и около 350 протестантских, а также иудейская и буддийская общины. В частности, протестантизм в Кыргызстане представлен «Союзом церквей евангельских христиан-баптистов», религиозной общиной «Кудай жааматы» и Союзом церквей христиан веры евангельской «Евангелия» пятидесятнической ориентации, «Южной конференцией христиан адвентистов седьмого дня», Религиозным центром Свидетелей Иеговы, Евангелическо-лютеранской общиной, Пресвитерианскими общинами, церковью харизматического направления, миссиями зарубежных конфессий. Список можно продолжить. Каждая из указанных протестантских организаций имеет в своем составе от 20 до 50 церквей, молельных домов и центров, расположенных на всей территории республики.
Добавьте в список и 14 организаций «новых» религиозных течений и верований, в том числе 12 общин «Бахаи».
При этом особо подчеркну: значительный процент последователей вышеуказанных объединений составляет молодежь.
Наряду с общинами, представляющими мировые религии (ислам, христианство, иудаизм и буддизм), в КР без регистрации и зачастую нелегально активно действуют миссионеры и новые нетрадиционные религиозные движения, деятельность которых запрещена в других странах мира. Примеры? Учение «Фалуньгун», церковь Сен Мен Муна, Школа менеджмента Махариши, Международное общество сознания Кришны. Сюда же относятся оккультные и псевдорелигиозные группы «Универсальная Церковь», «Сайентологическая церковь», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), последователи сатанизма. Отмечу, все они проповедуют при активном влиянии иностранных миссионеров. Сюда же можно добавить деятельность запрещенной религиозно-экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», приверженцев салафитского направления, подпольную работу группы «Акрамия», Исламского движения Туркестана, Группы джихада, «Жайшуль Махди».
Анализ деятельности зарубежных исламских экстремистских центров свидетельствует о том, что в их планы относительно Кыргызстана входит противопоставление интересов мусульман интересам государства и общества, формирование условий для создания государства системы «Халифат».
Только за 2012-2013 годы милиция выявила в КР 403 преступления экстремистской направленности. Больше всего преступлений такого рода зафиксировано в Джалал-Абадской (20,4 процента) и Ошской (19,6 процента) областях и в Бишкеке (16,3 процента). На учете в отделах внутренних дел состоят более 1 тысячи 700 активистов экстремистских организаций. Подавляющее большинство из них являются адептами движения «Хизб ут-Тахрир» – 78,3 процента.
Официальный ислам в лице ДУМК зачастую оказывается не в состоянии эффективно противостоять организованному наступлению фанатических идей и экстремизма. Радикалы, занимая жесткую позицию по отношению к официальному духовенству, зачастую пытаются оттеснить их от руководства мечетями всеми возможными способами. К примеру, недавнее задержание заместителя имама одного из мечетей Кара-Cуйского района – за пособничество и организацию выезда граждан республики в зону вооруженного конфликта в Сирии.
Наиболее серьезные последствия фанатизма наблюдаются на базе мечетей, которые посещают только представители одной этнической группы, и существует реальная угроза национальной безопасности в форме агрессивного сепаратизма. Не секрет, что силы международного терроризма направляют свои усилия на дестабилизацию социально-политической ситуации в республике, активизируя в этих целях деятельность экстремистских организаций. Об этом свидетельствует инцидент 1 октября 2008 года в Ноокатском районе, вылазки террористических группировок в июне 2009-го в Джалал-Абаде и Узгенском районе, в конце 2010-го и начале 2011-го радикалы вновь заявили о себе взрывом у Дворца спорта, убийством трех сотрудников милиции, перестрелкой с правоохранительными органами. Тогда, все помнят, задержали группировку, члены которой прошли соответствующую подготовку в лагерях международных террористических организаций в Сирии и участвовали в боевых столкновениях в составе бандформирований, а другие относились к представителям криминалитета.
К сожалению, появление религиозных фанатиков и экстремистов в Кыргызстане уже реальность. Угроза растет.
Целенаправленная миссионерская деятельность исламских центров начинает создавать реальные условия для раскола единоверцев и способствует распространению идей крайних течений ислама.
Опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу – прежде всего за счет молодежи и женщин. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование своего кадрового резерва, организуют нелегальное направление молодых граждан на обучение в зарубежные исламские центры. По различным экспертным оценкам, около 800 граждан Кыргызстана сейчас обучаются в исламских учебных заведениях в Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Египте, Пакистане, Малайзии, Кувейте. Общее же число граждан, прошедших обучение за последнее десятилетие в зарубежных исламских учебных заведениях, превысило более тысячи.
Большинство обучающихся там кыргызстанцев, пройдя подготовку, после возвращения могут стать проводниками фанатизма, экстремизма и радикализма.
Данный фактор может усложнить государственно-исламские отношения, создать угрозу национальной безопасности страны.
Анализ показывает, что члены всех без исключения религиозно-экстремистских организаций изменили формы и методы своих агитационно-пропагандистских акций среди населения. Если раньше они в основном занимались распространением листовок и брошюр, то теперь широко используют Интернет, а также систему мобильной связи для рассылки sms экстремистского содержания. Помимо этого внедряется новая тактика дистанционной вербовки и создания террористических групп (так называемых виртуальных джааматов) через собственные web-ресурсы. Появились во Всемирной паутине и «интернет-имамы», которые проводят лекции крайне радикального содержания. Сегодня число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тысяч.
Одной из основных причин, способствующих развитию религиозного фанатизма среди молодежи, можно считать и достаточно близкое расположение различных культовых объектов к территории школ, дошкольных учреждений. Имеются случаи, когда органами местного самоуправления отдельные земельные участки, прилегающие к школам, передаются в частную собственность под строительство объектов религиозного назначения. Например, в селах Туз Ысык-Атинского района Чуйской области, Маданият Алайского района и Мырза-Арык Узгенского района Ошской области. Здесь часть земель, прилегающих к территории школы, передана под строительство мечетей. Школьники вместо посещения занятий ходят в мечети.
Общеизвестно, что эффективным способом борьбы с религиозным экстремизмом является религиозное просвещение, так как глубоко знающий свою религию человек никогда не позволит сделать себя орудием фанатиков и экстремистов.
В условиях, когда в стране функционируют тысячи религиозных организаций, нередки инциденты, вызванные неприятием нового, большую остроту приобрел вопрос прозелитизма – перехода соплеменников из одной веры в другую, что болезненно воспринимается родственниками и соотечественниками, получает отрицательный резонанс в обществе. Яркий тому пример – конфликтные ситуации в Ак-Тюзе Кеминского района, Таш-Тобо Аламудунского района, Мырза-Аке Узгенского района, в жилмассиве «Арча-Бешик», в Бишкеке, Оргочоре Джети-Огузского района, Токтогуле, где земляки вступили в межконфессиональный конфликт. Примечательно, что эти инциденты были агрессивными по отношению к представителям другой веры.
Религиозный фанатизм ширится не только в мусульманской среде, но и в церквях «новых» для Кыргызстана религиозных организаций протестантского направления.
Используя широкие финансовые возможности, зарубежные центры и церкви создают «дочерние организации», ведут активную пропагандистскую деятельность. Под видом оказания гуманитарной помощи многие «новые» организации формируют среди различных групп населения позицию самоотчуждения по отношению к государству и сложившимся в течение веков традициям и обычаям, менталитету и образу жизни коренного населения республики, усиливая болезненность процесса прозелитизма.
Наиболее активная экспансия этих организаций отмечается в Чуйской области и Бишкеке. По данным экспертов, свыше 60 процентов из числа действующих в республике религиозных структур финансируется из-за рубежа.
И сегодня мы все чаще можем наблюдать неуважительное отношение к традиционным конфессиям, что способствует формированию предпосылок к фанатическим проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам. В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждается религиозный фанатизм, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов.
Казалось бы, с укреплением веры у наших сограждан должна повыситься роль религии в нравственном воспитании населения, особенно молодежи, послужит объединению верующих. Однако в действительности ситуация в некоторых регионах показывает обратное. С постоянным увеличением количества культовых объектов растут и противоречия внутри религиозных общин, что зачастую приводит к разобщению по национальному, родовому признакам и признаку поддержки того или иного духовного лидера.
Очевидно, что появлению религиозного фанатизма способствуют социально-экономические трудности, безработица и маргинализация определенных слоев общества, прорехи в идеологическом воспитании и слабое духовное образование. При этом никакой государственной программы нравственного воспитания у нас нет. В общем, противодействие религиозному фанатизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует от органов государственной власти всех уровней решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых его форм. Но нужно понимать, что решение проблем исключительно силами госструктур невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных организаций и самих религиозных общин.
К сожалению, местные чиновники плохо представляют, что такое, например, просветительская работа. К тому же в сложившейся ситуации проводимые силовыми структурами по отношению к религиозному фанатизму и экстремизму превентивные меры недостаточны, противодействие должно сопровождаться скоординированными профилактическими мерами со стороны всех заинтересованных государственных органов на системной основе.
А пока, хотим того или нет, но сегодня мы имеем повышенную опасность смыкания и интересов деструктивных политических сил, организованных преступных группировок с фанатическими и религиозно-экстремистскими организациями, в результате чего могут возобладать интересы сторонников фанатизма и экстремизма в ущерб интересам светского общества и существующего конституционного строя. Ведь в истории религии сохранилось немало примеров, когда общество не могло правильно оценить положение и справиться со сложившейся ситуацией, что в итоге приводило к трагическим последствиям.
Источник - ИА «24.kg»
Кыргызстан: религиозный фанатизм - уже реальность
0 коммент.:
Отправить комментарий