Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан на грани коллапса

sang128906 Логическим результатом бездарной экономической политики стала ситуация, когда Таджикистан фактически оказался на грани коллапса. Если быть точнее, то правильнее было бы сказать, что отсутствие какой-либо внятной экономической концепции развития страны, дефицит квалифицированных менеджерских кадров на всех уровнях и массовая коррупция привели республику к столь плачевным результатам. Официальная версия причин глубокого и системного кризиса не выдерживает критики, и сегодня уже никем всерьез не воспринимается. Здесь до сих пор в ходу точка зрения, согласно которой все беды Таджикистана из-за гражданской войны, разрушавшей народнохозяйственный комплекс республики.


 Разумеется, что было оправданием 20 лет назад, ныне уже «не работает» и даже не воспринимается как удобная отговорка. За подобный срок чуть ли не из пепла возрождались порушенные войной куда более сложные экономики. Достаточно вспомнить послевоенную Европу. За этот период отдельные страны совершали самые настоящие прорывы в экономическом развитии, качественно менявшие весь национальный социально-экономический ландшафт.


 В Таджикистане приходится наблюдать совершенно иную картину. Здесь системный кризис добрался до современных предприятий, которые были построены на средства иностранных инвесторов уже после гражданской войны, когда таджики сами решали, какую внутреннюю и внешнюю политику они намерены исповедовать. И вот теперь, когда кризис поразил ключевую отрасль страны, становой хребет всей экономики республики – энергетику уже невозможно скрывать, что все беды Таджикистана не из-за происков внешних и внутренних недругов режима. Но столь же очевидна и главная проблема, действующая, по сути, советская система управления, которая насквозь поражена коррупцией, казнокрадством и не выдерживает испытания рынком.


 Построенные российскими и иранскими инвесторами «Сангтудинская ГЭС-1» и «Сагдудинская ГЭС-2» регулярно останавливаются на профилактические ремонты. Естественно, напрашиваются вопросы, что происходит с генерирующими мощностями, из-за чего практически новые станции так часто останавливаются на ремонты? Может быть, инвесторы в свое время «схалтурили», сдали объекты в строй действующих с многочисленными недоделками, а теперь латают свои «пробоины»? Ничего подобного. Станции способные работать непрерывно в плановом режиме и вырабатывать, заложенные в проектах объемы электроэнергии. Эта такого рода «итальянская забастовка» иностранных собственников станций, которые «профилактическими ремонтами» и «вынужденными» остановками генерирующих мощностей откровенно намекают таджикской стороне, что за выработанную электроэнергию надо платить. Таджикские власти в свою очередь прекрасно понимают, что иностранцы преднамеренно устраивают маленькие «саботажики», но приструнить энергетиков не могут.


 Во-первых, станции в собственности иностранных инвесторов, и данный статус-кво еще не скоро изменится. Иностранцам же надо отбить свои вложения. Например, «Сангтудинская ГЭС-2» мощностью 220 МВт – это совместный таджикско-иранский проект. Доля участия в проекте Таджикистана составляет $40 млн., Ирана – $180 млн. Доходы от эксплуатации электростанции в течение 12,5 лет будут принадлежать Ирану. Кстати, иранцы должны построить еще и вторую очередь станции, но видя, что партнеры не соблюдают договоренности, постоянно ловчат и врут, систематические затягивают платежи за полученную электроэнергию, не торопятся с возведением новых генерирующих мощностей. Во-вторых, таджики уже накопили приличные долги перед энергетиками, регулярно нарушают договоренности по погашению долгов и не в состоянии своевременно оплачивать даже текущие счета. Министерство энергетики находится на грани банкротства, на его счету практически нет денег. Долги таджикской стороны перед «Сангтудой-1» и «Сангтудой-2», исчисляются не одной сотней миллионов, а ведь есть еще и кредитов на десятки миллионов, которые также надо возвращать. Денег нет, отрасль находится на грани краха. Поэтому у таджиков нет ни прав, ни инструментов, чтобы требовать с энергетиков бесперебойных поставок электроэнергии, потому что у самых рыльце в пушку.


 Понятно, что в такой ситуации отключения электроэнергии в населенных пунктах страны стали явлением привычным. В районах республиканского подчинения, Согдийской и Хатлонской областях свет отключают на 14-16 часов в сутки. Отдаленные поселки давно полностью обесточены. Облечение было лишь в пару недель перед президентскими выборами в ноябре 2013-го. Тогда электричество было даже там, где о нем просто позабыли. Впрочем, после «волеизъявления» таджикского народа, республика вновь погрузилась во тьму. При этом в условиях, когда страна сидит без света, Таджикистан бесперебойно поставляет электроэнергию в соседний Афганистан. По данным Агентства по статистике Таджикистана, в прошлом году республика экспортировала электроэнергия на сумму свыше $33,2 млн., что почти на 56% больше по сравнению с показателем 2012 года. Афганцы, видите ли, платят валютой. Так что нет ничего удивительного в том, что им электричество поставляется в ущерб потребностям своих сограждан.


 Однако все гораздо интереснее понять, как в стране сложилась столь парадоксальная ситуация. Чтобы в этом разобраться, придется присмотреться к работе государственной холдинговой компании «Барки точик». Это предприятие-монополист. Оно посредник между производителями электроэнергии, и ее конечными потребителями. В его руках инфраструктура и сеть по транспортировке электроэнергии. Именно через этого монополиста идут все платежи и в свою очередь «Барки точик» является единственным потребителем продукции у генерирующих предприятий. Но, получив исключительные права, компания оказалась неспособной тащить ношу, которую государство взвалило на ее плечи. О бардаке, который ныне правит бал в «Барки точик» лучше всего говорит тот факт, что работники компании не получают деньги месяцами, и согласно заявлению министерства финансов, объем задолженности только за прошлый год достиг 6 млн. сомони. К разрухе некогда процветавшее предприятие, по словам экспертов, привели накопившиеся системные проблемы, обусловленные отсутствием комплексных мер по реформированию отрасли и снижению долговых рисков, ухудшением технического и технологического состояния инфраструктуры, а также сомнительные и противозаконные финансовые операции топ-менеджеров предприятия. И, разумеется, здесь, как и по всей стране процветает воровство и нарушения, способствующие массовым хищениям. Только в 2013 году на предприятии выявлены приписки на десятки миллионов сомони. Цифры «с потолка» были вписаны, в том числе и в сведения о задолженности населения. В структурах «Барки точик» выявлен финансовый ущерб на 16,9 млн. сомони, растрачены 168,3 млн. сомони ($35,1 млн.) бюджетных средств. Задолженность «Барки точик» перед «Сангтудинской ГЭС-1» выросла до 308 млн. сомони – $64,2 млн., перед «Сангтудинской ГЭС-2 до 86 млн. сомони – $17,9 млн. долларов. При этом общая задолженность предприятия достигла фантастических по местным меркам размеров – $1,1 млрд.


 Не лучшим образом обстоят дела в министерствах и ведомствах, которые призваны выявлять и устранять нарушения на государственных предприятиях, помогать им в случае необходимости в решение разного рода проблем. Но чиновничьей братии эти хлопоты ни к чему. Ей куда ближе и интереснее любимая национальная «игра» – укради и присвой. Недавняя аудиторская проверка Минфина выявило, что ведомство нанесло ущерб экономике страны на $1,3 млн., в том числе за счет недобора налогов от продажи госимущества – на $1 млн. и отсрочки по выплатам задолженностей – $247 тысяч. Выяснилось, что главный финансовый орган республики не внес в стабилизационный фонд развития экономики Таджикистана порядка $376 тысяч. Не брезговали в министерстве и приписками. В его годовом отчете, посвященном исполнению госбюджета, профицит был необоснованно оценен в $12,6 млн. Оказывается, по чей то «невнимательности» не были учтены внесенные в бюджет изменения в объеме $5,05 млн., а также поступления и расход спецсредств на сумму $3,4 млн.


 По мнению местных экспертов, объемы хищений государственного имущества и различных манипуляций и махинаций с бюджетными средствами будут только увеличиваться. А ограниченность доступа к материальным и иным ресурсам неизбежно приведет к еще большему росту социального неравенства и расслоению в таджикском обществе.


 Сабзали Шамсов


Источник  -  www.maxala.org



Таджикистан на грани коллапса

0 коммент.:

Отправить комментарий