В Кыргызстане вновь (в который уж раз!) муссируется вопрос о принадлежности Касансайского водохранилища, которое там предпочитают почему-то называть Орто-Токайским. Кыргызских политиков ну никак не оставляет «голубая мечта» – вернуть принадлежащее, якобы, их стране это водохранилище.
В поисках аргументов они перерыли носом архивы, чтобы хоть как-то подкрепить свои претензии. Но не найдя ничего существенного, начали перебирать факты.
Ситуацию разъясняет специалист по вопросам делимитации и демаркации госграницы по Наманганской области при управлении геодезии и кадастра Абдулхай Абдуллаев.
«Начнем с того, что водоем, ставший предметом вожделений соседней страны, действительно находится в анклаве на ее территории. Но – внимание! – строительство водохранилища началось в 1941 году согласно постановлению Совета народных комиссаров Кыргызской ССР №804 от 22 августа 1941 года. Причем в соответствии с этим документом все работы вела Узбекская ССР, а земли (660 гектаров) под будущий водоем, первоначально получивший имя Орта-Токайское водохранилище, отводились за счет колхозов на территории Алабукинского района. О каких-либо компенсациях – финансовых или территориальных – речи там не было», – говорит Абдулхай Абдуллаев. Это постановление республиканского правительства затем было утверждено СНК Союза, добавил он. То есть указанное постановление не просто самодеятельность тогдашних властей Киргизии, а получило одобрение на высшем уровне.
Исходя из логики документа, территория, на которой силами Узбекистана велось строительство, отдавалась ему в распоряжение, отмечает также собеседник.
Тем более что согласно утвержденным сметам финансирование планировалось частично за счет бюджета Узбекской ССР (19,5 млн. рублей), средств населения (25,6 млн. рублей) и хозспособом, то есть хашаром (27 млн. рублей). Всего – 71,1 млн. рублей. Никаких ассигнований из союзного бюджета даже и не предполагалось! Кстати, в те дни шла страшная война, все силы и средства были брошены на фронт.
Через два года, в 1943 году, стройка была остановлена и возобновлена уже через несколько лет после окончания войны, когда появилась возможность выделить на ее завершение необходимые средства и ресурсы. Первая очередь водохранилища закончена в 1954 году, тогда объем его составлял 100 млн. кубометров.
– Для иллюстрации, какая сторона вложилась в это дело, приведу такой факт. Как водится, после завершения стройки награждались лучшие работники. Так вот – в этих списках сплошь фамилии узбекских колхозников. Я не нашел ни одного представителя Кыргызской ССР, – рассказывает А.Абдуллаев.
Ни финансами, ни рабочими, ни техникой Кыргызская ССР не принимала участие в стройке.
– В 60-е годы начали строить вторую очередь водохранилища. Оно должно было расшириться, а объем его увеличиться до 165 млн. кубометров. Здесь уже предусматривались различные компенсации Киргизии со стороны Узбекистана. На расширение водоема выделялось 190 га земель кыргызских совхозов «Бирлик» и «Октябрь» Джангиджольского района Джалалабадской области и ровно такая же по площади территория передавалась Киргизии из земель Узбекистана. Совхоз имени XXII партсъезда Чустского района передал 145,6 га богарных земель, а училище механизации №12 – 44,4 га поливной пашни, – продолжает разъяснение А.Абдуллаев. Строилась вторая очередь водохранилища опять на средства бюджета Узбекской ССР, – отмечает мой собеседник.
Все эти решения утверждены постановлением Совета Министров Узбекской ССР от 30 августа 1972 года № 385.
А вот еще факт, о котором кыргызская сторона предпочитает не упоминать. А именно: согласно делу об отводе земель Касансайскому водохранилищу, составленному институтом Кыргызгипрозем Министерства сельского хозяйства КырССР, «в административном плане Касансайское (до 1958 года именовалось Орта-Токайское) водохранилище входит в Чустский район Наманганской области Узбекской ССР и подчинено Наманганскому областному управлению оросительных систем».
– Выражаясь по-простому, территория водохранилища была частью территории Узбекистана как анклав. Соответственно и все расходы по поддержанию водоема в нормальном состоянии несла наша республика, – поясняет А.Абдуллаев.
А это, между прочим, немалые средства. Сейчас трудно дать даже приблизительную оценку, но ясно, что тут речь идет о миллионах рублей, еще тех, советских.
Но это всего лишь бывшие расходы, поскольку Узбекистан не собирается передавать кому-либо права на свою собственность.
– Кстати, согласно тем же упомянутым выше документам, Касансайское водохранилище питало живительной влагой не только узбекские угодья, но и кыргызские земли. Причем никаких расходов Кыргызская ССР не несла – как уже говорилось выше, обслуживание водохранилище и водных артерий ложилось на Узбекистан.
Так что, если считать, кто кому должен, то это очень большой вопрос!!!
Впрочем, боюсь, что политикам в Кыргызстане Касансайское водохранилище нужно всего-навсего как «водная дубинка» против Узбекистана. О чем, даже не пытаясь спрятаться за завесой дипломатических фраз, в открытую заявляют ответственные деятели правительства и парламента Кыргызстана. Об этом же говорит и недавнее заявление вице-премьера Кыргызстана Абдырахмана Маматалиева в отношении Наманганского канала.
Алижан Мамадалиев
Источник - www.zamondosh.com
Касансайское водохранилище – кыргызская «водная дубина» для Узбекистана?
0 коммент.:
Отправить комментарий