В последние годы таджикские власти демонстрируют завидное упорство в стремлении “усидеть одновременно на нескольких стульях”. “Лавируя” между различными центрами сил, они придерживаются многовекторной политики, пытаясь извлечь максимальную выгоду от сотрудничества с крупными державами, по определению являющимися друг другу геополитическими соперниками.
Одним из таких направлений внешней политики Таджикистана остается ее американский вектор. При этом важным направлением сотрудничества с США является подготовка национальных военных кадров для таджикских вооруженных сил. Более внушительную помощь Вашингтон оказывает таджикскому пограничному ведомству. За истекшие несколько лет США и НАТО вложил более $600 млн. в реконструкцию старых и строительство новых пограничных застав и постов на таджикско-афганской границе. В 2012 году Душанбе стал осуществлять программу индивидуального партнерства “Таджикистан-НАТО”, прорабатывается вопрос о создании в Таджикистане антитеррористического центра Североатлантического альянса.
Наблюдатели отмечают, что подобная помощь со стороны США не является бескорыстной. Поставляя военную технику и оборудование западных образцов, Вашингтон делает Душанбе зависимым в материально-техническом плане. Подготовка военнослужащих западными инструкторами также привязывает Таджикистан к его “партнерам”, формируя, в том числе, прозападную прослойку среди офицерского корпуса.
Внешняя политика США по отношению к Таджикистану по-прежнему осуществляется, прежде всего, через призму афганской проблематики. И в тот момент, когда в администрации США разгораются острые дебаты вокруг американской военной и военно-технической помощи Таджикистану после 2014 года, Россия перехватила инициативу и уже активно закрепляется в регионе.
Так, в период с 30 по 31 июля текущего года в Душанбе во время визита в Таджикистан главы внешнеполитического ведомства России С.Лаврова, до таджикского руководства без двоякого смысла было доведено о недопустимости размещения на территории республики военных объектов НАТО, в том числе технических подразделений. Также было рекомендовано строить отношения с США в определенных рамках и придерживаться дистанции с Вашингтоном, поскольку перебор может существенно подпортить отношения с основными торговыми партнерами страны – Россией, Ираном и Китаем, тем более, что Эмомали Рахмон уже упустил возможность стать по праву “суверенным государством” и более неспособен преодолеть экономическую и военно-политическую зависимость от России, которая имеет существенные “рычаги давления” и может применить их в случае выхода республики из орбиты ее интересов.
В этих условиях, Э.Рахмон вынужден принимать предложения Кремля о предоставлении помощи в военной сфере, а также вести “игру” с другими странами по правилам, установленным “российскими кураторами”.
Геннадий Лебедев
Источник - ЦентрАзия
Таджикистан: "рахмоновские" игры в кошки-мышки
0 коммент.:
Отправить комментарий