В обстановке нарастания напряженности противостояния между Россией и США по Украине стороны не нашли ничего лучшего, чем втягивать в орбиту своей тяжбы другие страны. На стороне США сразу выступил Евросоюз, а теперь США призывает присоединиться к режиму санкций и страны Азии. В ответ Москва пускает в ход угрозу о провоцировании сепаратистских движений в странах континента.
«Первыми ласточками» стали угрозы в адрес Ташкента сразу после того, как тот не поддержал аннексию Крыма Россией. Весной этого года на ряде сайтов в Интернете появились призывы никому не известного движения «Алга, Каракалпакстан» («Вперед, Каракалпакия!»).
Узбекистан оценил угрозу: кроме официальных заявлений позиции МИД страны, нигде в СМИ ситуация в Украине открыто не обсуждалась. Не желая дразнить потерявшего разум от успеха Москву, Узбекистан во время голосования в ООН по Крыму решил просто воздержаться. Однако и это в Кремле восприняли враждебно, тогда как воздержание Пекина по этому же вопросу было оценено Россией в качестве молчаливой поддержки.
Серия визитов в Ташкент высокопоставленных чиновников США и НАТО, вызванная активизацией вывода войск из Афганистана, вызвала новый виток паранойи в Кремле. В СМИ пошли публикации о том, что якобы Узбекистан готовится принять у себя базу НАТО или дать аэродром. Вновь в СМИ реанимировалась тема сепаратизма.
Сначала в Кыргызстане стали муссировать слухи о том, что в Ташкенте «повеяло сепаратизмом», а потом уже в газете «Правда» выходит материал Сергея Кожемякина «Сепаратистский вызов Ташкенту». Если предыдущие акции можно было считать туманными намеками, то нынешняя является по сути прямой и открытой угрозой.
Вот цитата из обращения этой виртуальной организации, которая якобы находится в изгнании: «Народ не согласен с внутренней и внешней политикой руководства Узбекистана, – говорится в обращении. – Если будет услышан добрый сигнал Кремля, Каракалпакия готова поднять флаг Российской Федерации».
Помнится, сразу после аннексии Россией Крыма на востоке Украины стали срочно создаваться Донецкая и Луганская «народные республики», и стали выступать с призывами к Москве принять в состав России. Позднее уже народ узнал о том, что лидерами ДНР и ЛНР являются граждане России, но никого это не удивило. Когда военный лидер сепаратистов Стрелков вдруг выступил с критикой мужского населения Донбасса, упорно не желающего брать оружие и идти в так называемое «ополчение», Москва дезавуировала это заявление. Москвич Гиркин (такова настоящая фамилия Стрелкова) был просто возмущен тем, что Москва не сдержала своего обещания ввести войска в Украину, а «засланные казачки» оказались под огнем «Градов».
Так что господин Кожемякин может сколько угодно посылать «добрые сигналы» от имени Кремля, только каракалпаки увидели последствия того, как РФ может сдавать своих «засланных человечков». И вряд ли они возьмутся наивно таскать для него «каштаны из огня».
Материал Кожемякина оперирует теми же фактами и фамилиями, что уже упоминались раньше. Здесь якобы «политэмигрант» Роман Мамытов в Бишкеке, слухи о притеснениях каракалпаков узбеками, об этнической близости местных жителей к казахам. В принципе, ничего нового автор и его собеседник Мамытов публике не поведали. Дескать, на заре независимости вожди Каракалпакии долго спорили о том, куда им войти: в Россию, Казахстан или Узбекистан.
И вот что из этого вышло: «Этим воспользовался Ташкент, добившийся в 1993 году заключения межгосударственного договора сроком на 20 лет. Согласно документу, Каракалпакия является суверенной республикой в составе Узбекистана, но имеет право выхода с помощью референдума. За прошедшие годы Ташкент сделал все для недопущения этой возможности. Сторонники независимости оттеснены от управления, а любые оппозиционные проявления, по утверждению нашего собеседника, жестко пресекаются. И все же в Каракалпакии существует почва для протестных настроений. Регион является беднейшим в Узбекистане, здесь высок уровень безработицы и, как следствие, социальной напряженности. Это проявилось в 2010 году, когда слухи о закрытии одного из предприятий в городе Чимбай вылились в протесты с антиузбекскими лозунгами».
На самом деле ни Москва, ни Астана в сложный период становления не желали брать на себя обузу. Если помните, Владимир Жириновский в ответ на слова о том, что Средней Азии станет трудно защищать границу с неспокойным Афганистаном, безапелляционно заявил: «Пусть узбеки свою границу хоть арбузами закрывают, но русские парни гибнуть там не станут!»
Так что в этой ситуации Ташкент не коварно воспользовался ситуацией, как пишет Сергей Кожемякин, а по-братски взял на себя бремя ответственности за Каракалпакстан. Регион до сих пор остается на дотации, но вот теперь, когда появились данные о запасах нефти и газа, добытые дотошными специалистами из Южной Кореи, Москва внезапно вдруг «возлюбила» бедных каракалпаков. Где она была 23 года тому назад?
Впрочем, угрозы в адрес Ташкента и намеки на перекрещивание здесь мировых держав вполне понятны. Как будто они пересеклись лишь сегодня, а раньше всего этого не было. Более тревожно, что Москва усиливает свою активность вокруг сепаратизма в Китае. Это уже намек на нежелательность поддержки США и Запада в борьбе по Украине. Опасения руководства РФ понятны, ведь аннексией Крыма она «перешела дорогу» и Пекину, лелеявшему планы по созданию в Крыму глубоководного порта и созданию там своей сельскохозяйственной житницы.
В этом направлении Москва опасается открыто грозить, а действует намеками через подконтрольные СМИ Кыргызстана и Казахстана. История с группой якобы боевиков, проникших с территории СУАР в Кыргызстан, всю весну муссировалась в Кыргызстане. Киргизские пограничники расстреляли группу неизвестных мужчин, вооруженных лишь ножами и веревками, даже не попытавшись их задержать. Чьи следы они так старательно заметали, этого уже никто не узнает.
Зато недавно в казахской газете «Караван» выходит материал некоей Александры Мыскиной «СУАР: горячая точка под боком Казахстана». В той обстановке, когда Китай старается не фокусировать внимание мира к своей проблеме, зачем газета Казахстана буквально «бьет в набат» о том, что якобы СУАР становится «горячей точкой»?
Вряд ли госпожа Мыскина так встревожена судьбами бедных уйгуров, жестоко угнетаемых злобными китайцами. Скорее всего, ей поставлена очень четкая задача: намекнуть аудитории о том, что чрезмерное сближение стран Средней Азии с Китаем грозит появлением «горячих точек» в самих этих странах. Заметьте, как старательно вопрошает она к политологу Константину Сыроежкину: чем опасен для Казахстана сепаратизм в СУАР, не стоит ли нам ужесточить режим на границе? Неужели она всерьез считает, что все эти сепаратисты и террористы идут с паспортами через пограничные посты? В таком случае ей надо лечиться. Нет, она просто стремится создать в голове у обывателя страшную картинку о Китае. Там взрываются террористы, лучше туда не ездить.
Но разве так уже безопасно в любимой Александрой Мыскиной России? Ведь там тоже каждый день кого-то убивают, насилуют и грабят.
При этом все эти эксперты и философы беспомощно бормочут о том, что все проблемы сепаратизма, терроризма и прочего «изма» вызваны не интересами третьих стран, а социальными проблемами. Как пытается нести ерунду Айдар Амребаев, руководитель Центра Первого Президента РК: «Сейчас ситуация в СУАР активизировались на фоне международных событий. Однако ситуация неоднозначная, интерпретировать ее просто как межэтническую или религиозную нельзя, проблема комплексная, она намного глубже, связана с социально-экономическими моментами, недостаточной развитостью района, хотя власти Китая выделяют СУАР сегодня огромные деньги». Господин Сыроежкин идет дальше: он намекает на то, что Запад ведет по отношению к Китаю политику «двойных стандартов» и не всегда признает эти взрывы терактами. Но ведь и Россия не всегда называет террористов таковыми, считая их в Украине «ополченцами», в Таджикистане «повстанцами», ведущими борьбу за свободу Памира, теперь вот и в Узбекистане отыскали сепаратистов. Чем не «двойные стандарты»? И причем эти «сепаратисты» в единственном числе, да и живут в Бишкеке.
В Китае помнят о том, как товарищ Сталин финансировал «восстание» в СУАР, где даже существовала «Туркестанская республика». Однако потом, когда Москва договорилась с Пекином, эти «повстанцы» были разгромлены не без помощи из Кремля.
В обстановке международных санкций, когда Россия не в состоянии в регионе Средней Азии вести активную экономическую экспансию ей остается только угрозы…
Федор Юсупов
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Москва грозит сепаратизмом Ташкенту и Пекину?
0 коммент.:
Отправить комментарий