Лента новостей
Загрузка...

Туркмения втягивается в антироссийский союз?

Тщательно декларируемому нейтральному статусу Туркменистана приходит конец. Политическое решение России снизить до минимума объемы закупок газа из Туркменистана и Узбекистана в 2015 году дало повод Ашхабаду переметнуться на сторону Запада.

Монополии России на покупку туркменского газа был положен конец во многом по вине самой России. Предыстория этого вопроса такова. В 2006 году глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал с покойным Туркменбаши Сапармуратом Ниязовым соглашение о закупке до 162 млрд. кубометров природного газа в 2006-2009 годах по 100 долларов за тысячу кубометров. Однако после смерти Ниязова его преемник, Гурбангулы Бердымухамедов отказался признавать это соглашение и потребовал повышения цен. Но в «Газпроме» отказались даже обсуждать этот вопрос.

В результате в апреле 2009 года Россия в одностороннем порядке отказалась от получения газа из Туркменистана, после чего 9 апреля на трассе газопровода «Средняя Азия - Центр» произошел взрыв. Россияне на свой лад объяснили выходку. Вот мнение Влада Сокора, старшего научного сотрудника фонда «Джеймстаун». «Поскольку спрос в Европе на газ упал в 2009 году, - говорит он, - Москва была вынуждена или уменьшить поставки газа из Туркменистана, или сбить его стоимость. После того как Ашхабад не согласился следовать этим требованиям, Москва в одностороннем порядке и без предупреждения прекратила поток газа 8-9 апреля».

Однако при этом «Газпром» умудрился заключить с Украиной грабительскую сделку по принципу: «покупай или плати», накручивая Киеву миллиарды долларов мифического долга за не потребленное топливо. Вот такая политика «двойных стандартов» и привела в итоге к тому, что Ашхабад вынужден был взять ориентир на Китай.

Впрочем, было бы несправедливо считать только «Газпром» виной тому, что Ашхабад переметнулся к Пекину. Туркмены стремились к частому повышению цены на свое топливо, после чего его перепродажа Украине и в Европу становилась невыгодной для Москвы.

В итоге с 40-50 миллиардов кубометров туркменского газа в лучшие времена Россия снизила объемы его закупок в 2015 году до критических 4 миллиардов. Это вынудило Ашхабад активизировать работу по поиску альтернативных адресов для продажи своего газа. Возобновились активные переговоры по прокладке газопровода «Набукко» через Азербайджан и Иран, а последним действием президента Г.Бердымухамедова стала поездка в Тбилиси, где он проводил переговоры по транспортным коридорам.

Мировой экономический кризис привел к тому, что объемы газового потребления снижаются повсеместно, в Европе и в Азии. Соответственно и падает закупочная цена на этот вид топлива. Та же Россия, преспокойно задиравшая цену на газ для Украины до 485 долларов за тысячу кубов, уже готова поставлять его в Киев по 287 долларов. Но теперь Украина борется за дальнейшее снижение цены до 200 долларов за тысячу кубов.

С 1 июля этого года Украина прекратила приобретение российского газа, при этом взяв на себя полные гарантии его транзита в Европу. Причем в «Газпроме» заявили об этом как о своем решении, потребовав предоплату в будущем за газ. Но в Москве прекрасно отдают себе отчет в возможностях реверсных поставок российского газа из Европы в Украину. Самое важное в том, что стороны отказались от принципа «покупай или плати».

В «Независимой газете» прошел материал Виктории Панфиловой «Ашхабад открывает путь на Запад» о том, что якобы Туркменистан может присоединиться к «Южному транспортному коридору». В ходе визита в Тбилиси президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова были подписаны несколько соглашений. Важнейшее из них касается создания транспортного коридора Афганистан- Туркменистан-Азербайджан-Грузия, который будет способствовать интеграции стран Каспийско-Черноморского бассейна с государствами Европы и Ближнего Востока.

Здесь есть одна важная оговорка. Если железная дорога Казахстан- Туркменистан-Иран уже запущена, то дорога Афганистан- Туркменистан еще остается под вопросом по причине задержки с таджикской частью пути. По этому поводу президенту Таджикистана Эмомали Рахмону пришлось даже снять с должности руководителя «Таджикской железной дороги» своего свата Амонулло Xукумова после его неосторожного заявления о том, что Кабул и Душанбе договорились о маршруте таджикского участка железной дороги без участия Туркменистана.

Российская газета высказывает предположение о том, что Пекин может взять на себя финансирование реализации межрегиональных транспортных проектов, поскольку это вписывается в стратегию Китая по восстановлению Великого шелкового пути.

При этом страны Центральной Азии получат выход на Азербайджан через Каспий. Недавно Туркменистан пополнил свою флотилию новыми паромами, предназначенными как для пассажирских перевозок, так и для транспортировки грузовых автомобилей и другого крупногабаритного груза. Видно, идея президента Казахстана о превращении страны в транзитного поставщика китайского ширпотреба нашла поддержку в Ашхабаде.

Любопытно, что раньше Грузия не входила в число важных партнеров Туркменистана. Как говорит ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров: «Долги Грузии за туркменский газ, с одной стороны, и грузинский зеленый чай (национальный напиток туркменов), ремонт туркменских военных самолетов на Тбилисском авиационном заводе в счет упомянутого долга - вот, пожалуй, и весь спектр отношений. Отсюда столь запоздалый, первый после прихода к власти туркменского президента визит в Грузию». Теперь к долгам за газ добавятся долги за транзит грузинских товаров через Туркменистан. Это же сколько чая придется выпить туркменам, чтобы грузины рассчитались за свои долги?

Если же отойти от шуток, то всю первую половину этого года Россия давила на Туркменистан, желая добиться если не восстановления прежних объемов прокачки себе туркменского газа, то хотя бы торможения на время переговоров по проекту газопровода ТАПИ. Побочным эффектом этого всестороннего давления стал заметный отход Ашхабада в антироссийский лагерь. Вот и эксперт НГ говорит о том, что визит в Грузию президента Туркменистана стал сигналом для России: ««Nabucco-West - проект не только экономический, а в первую очередь геополитический. Это выгодный рычаг для напоминания, что Азербайджан и Грузия, а теперь и Туркменистан находятся по разные с Россией стороны баррикад», - отметил Кадыров.

Получается, что развернутая компания по активизации боевиков на границе Туркменистана с Афганистаном в сочетании с давлением на власти Ашхабада по вопросу ста тысяч бипатридов, привели к противоположному от ожидаемого эффекту.

Подчеркнуто нейтральный Туркменистан, открыто перешел на сторону Запада в противостоянии с Россией. Геополитические игры президента Гурбангулы Бердымухамедова могут дорого обойтись не только одному Ашхабаду, но и всему региону. Россия примется мстить за эту смену ориентиров, а в результате пострадает стабильность в регионе.

Аман Розметов

Из почтового адреса редакции

Источник - Союз независимых журналистов

0 коммент.:

Отправить комментарий