Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан: Банковский сектор на грани краха

Банковская система Таджикистана все больше приближается к пропасти. Среди клиентов второго крупнейшего частного банка страны, обслуживающего массу госслужащих и работников международных организаций, ширится паника.

В банкоматах «Тоджиксодиротбанка» почти не бывает денег. Клиенты записываются в очереди длиной в тысячи имен, чтобы снять хоть что-то. Тем, чьи зарплаты перечисляются через этот банк, не платили уже три месяца.

По словам Фирузе, работающей в Республиканском медицинском центре РТ, увидев, что очередь из записавшихся на прием клиентов «Тоджиксодиротбанка» достигла 3 тыс человек, она решила заплатить комиссионные и снять свои деньги через другой банк.

«Мне платят 50 сомони ($6,35) за смену, и дают четыре смены в месяц. При снятии денег с меня взяли комиссионные в размере 35 сомони. Но никто не слушает наши жалобы», – сказала она EurasiaNet.org.

Но теперь другие банки тоже отказываются осуществлять связанные с «Тоджиксодиротбанком» транзакции, что еще больше обеспокоило людей. «Моя мать не снимала денег со счета в течение последних пяти лет – она копила. Она попросила меня снять эти сбережения, но мне удалось получить лишь 500 сомони ($63,5). У нее будет сердечный удар, если она узнает», – сказал Султон, душанбинец лет тридцати.

Из-за осуществляемых государством массовых репрессий общавшиеся с EurasiaNet.org люди попросили не называть их фамилий.

14 марта «Тоджиксодиротбанк» обнародовал заявление, объяснив проблемы переходом на новую систему перевода денег. «Возможны кратковременные сбои в работе банковских карт. Просим прощения за доставленные неудобства», – говорится в документе.

Но симптомы надвигающегося краха банка наблюдаются на протяжении уже долгого времени, и дополнительно подтверждаются фактом многочисленных переговоров с международными финансовыми организациями. Тревожные признаки присутствовали в отчете Международного валютного фонда, опубликованном в феврале по результатам визита в Таджикистан.

«Один крупный банк уже является неплатежеспособным, а другой не отвечает разумным требованиям [по ликвидности]. При неблагоприятном сценарии нехватка капитала в банковской системе может достичь около 5% ВВП страны. Банки особо подвержены кредитным и рыночным рискам, включая непрямые кредитные риски по причине выдачи заемщикам необеспеченных ссуд в иностранной валюте», – говорится в отчете МВФ.

Хотя названия проблемных банков в отчете не упоминались, очевидно, что имеются в виду «Тоджиксодиротбанк» и «Агроинвестбанк».

Власти не справляются с дефицитом ликвидности в финансовой системе страны и обращаются за помощью во все возможные инстанции.

По сообщению издания «Файнэншл таймс», опубликованному в прошлом месяце, Таджикистан ведет переговоры с МВФ о помощи в размере $500 млн.

Джамолиддин Нуралиев, замглавы Национального банка РТ и зять президента Эмомали Рахмона, сказал «Файнэншл таймс», что, по его мнению, эта сумма является «разумной», хотя она в три раза превышает нынешний долг республики перед МВФ, составляющий $130,2 млн.

На днях Национальный банк сообщил о том, что ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) касательно банковской системы республики. Особое внимание уделяется «роли системных банков, в частности «Тоджиксодиротбанка»» в экономике Таджикистана.

«ЕБРР приветствовал и поддержал новую стратегию «Тоджиксодиротбанка», основанную на увеличении капитализации банка и направленную на достижение более уверенного роста и лучшего качества кредитования реального сектора экономики, включая также привлечение в структуру капитала банка новых иностранных институциональных инвесторов. ЕБРР надеется, что успех этого процесса даст возможность ЕБРР возобновить и развить полномасштабное сотрудничество с «Тоджиксодиротбанком», – отмечается в сообщении Нацбанка.

Власти приняли меры по спасению другого крупного банка – «Агроинвестбанка» – еще в ноябре прошлого года.

В соответствии с планом правительства, банк рассчитывает вернуть себе 1,56 млрд сомони (около $200 млн) путем изъятия имущества у неплательщиков. По сообщению банка, он прекратил выдачу ссуд на суммы свыше 300 млн сомони, а также больше не берет клиентов с плохой кредитной историей. Демонстрируя масштаб отчаяния, банк также сократил расходы на топливо, мебель, канцтовары и пр. Кроме того власти предлагают сократить штат на 10-15%.

Далеко не факт, что попытки ареста имущества должников увенчаются успехом. Проблемы «Агроинвестбанка», судя по всему, напрямую связаны с давней практикой выдачи рискованных и необеспеченных кредитов производителям хлопка и прочим концернам в сфере сельского хозяйства. Известно, что некоторые получатели этих ссуд связаны с Мурадали Алимардоном, доверенным лицом президента Рахмона и нынешним главой «Агроинвестбанка».

Одним из основных учреждений, которым было поручено изъятие имущества у заемщиков, является Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, во главе которого стоит старший сын и предполагаемый наследник Рахмона, Рустам Эмомали.

Даже в традиционно мягких заявлениях МВФ чувствуется тревога. «Принимая во внимание, что около 50% выданных [«Агроинвестбанком»] ссуд являются просроченными по причине директивного кредитования, ВВП страны может сократиться на четверть процента. Хотя сложно оценить объем расходов на эти цели, но реструктуризация «Агроинвестбанка» может потребовать вливания средств, равного примерно 2.5% ВВП», – говорится в недавнем заявлении фонда.

Кроме рекапитализации банка за государственный счет (что представляется маловероятным, учитывая катастрофическое состояние финансов страны) МВФ предлагает отдать «Агроинвестбанк» под временное управление или ликвидировать его. В этом случае расходы на компенсацию потерь вкладчиков банка лягут на плечи государства, у которого нет денег даже на частичное покрытие подобных сумм.

Источник - russian.eurasianet.org

0 коммент.:

Отправить комментарий