В последнее время китайская тема в СМИ Кыргызстана не сходит с первых полос. Главная причина - т.н. "перенос избыточных китайских предприятий" на территорию Кыргызстана. На сегодня ни государство, ни представители местного бизнеса не могут четко объяснить, что собой представляет этот самый процесс - "переноса предприятий" и, что такое "избыточное производство". Кстати, напомним, что недавняя отставка премьер-министра Т.Сариева была в том числе связана с тем, что, он, якобы, оказывал влияние на решение вопроса о предоставлении китайской копании права строить автодорогу Балыкчы-Корумду. Возвращаясь к теме "переноса китайских предприятий" в Кыргызстан можно отметить следующие конкретные факты:
14-17 декабря 2015 года премьер-министр Т.Сариев с официальным визитом побывал в Китайской Народной Республике. По информации аппарата правительства КР, по итогам встречи премьер-министра Т.Сариева и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна были подписаны следующие документы:
И ни слова о "переносе" избыточных китайских промышленных мощностей в Кыргызстан.
12 января 2016 года Темир Сариев принимает Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в Бишкеке г-на Ци Даюй и в беседе с ним отмечает, что во время своего официального визита в КНР сторонами были обозначены три наиболее перспективные направления двустороннего сотрудничества. В частности, Т.Сариев указал, что речь идет о проекте строительства железной дороги Китай – Кыргызстан. При этом наши СМИ, не делая никаких акцентов, просто отмечают готовность китайцев строить железную дорогу с узкой колеей, как у себя дома. Вторым направлением признано участие китайского капитала в строительстве кольцевой автодороги вокруг озера Иссык-Куль и третье — это перенос избыточных производственных мощностей из КНР в Кыргызстан.
Именно тогда Т.Сариев подчеркнул, что министерству экономики Кыргызстана поручено оперативно направить китайской стороне список производственных мощностей, необходимых Кыргызстану, с приложением соответствующих экономических расчетов.
Если брать во внимание то, что рассказал 19 мая на сайте Tazabek заместитель министра экономики А.Сазбаков, складывается следующая картина. Чиновником сказано буквально следующее: "Тогда Темир Аргенбаевич предложил часть предприятий перенести в Кыргызстан. Необходимо отметить, что Китай сам начал перенос избыточных предприятий из-за экологии, из-за того, что в Китае стало дорого все это делать и сейчас они переносят часть предприятий в соседние страны, в том числе предлагается и к нам, в Камбоджу, Юго-Восточную Азию и Центральную Азию. Часть этих работ начата в Казахстане и мы начали такую же работу в Кыргызстане».
23 мая тот же чиновник министерства экономики и промышленности Кыргызстана А.Сазбаков в ИА Кабар заявил, что "перенос избыточного предприятия из Китая в Кыргызстан несет массу положительных сторон".
От поддержки идеи переноса избыточных китайских предприятий в Кыргызстан не остался в стороне и МИД страны. По итогам встречи с министром иностранных дел КНР Ван И глава кыргызского МИД рассказал, что китайская сторона поддержала предложение Бишкека о переводе китайского избыточного предприятия в КР и, мол, соответствующим ведомствам даны поручения.
Поскольку есть поручение правительства Кыргызстана соответствующие структуры провели ряд кыргызско-китайских бизнес-форумов, на которых формально "презентовали планы переноса избыточных производственных мощностей Китая в Кыргызстан". Подобные бизнес-форумы должны пройти в Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской областях.
По логике, кыргызская сторона должна была бы на этих бизнес-форумах и в ходе переговоров с китайскими коллегами уточнить информацию: о каких избыточных китайских производствах идет речь. И насколько эти производства будут для нас полезны. Это обстоятельство особенно важно с той точки зрения, что в самой КНР предприятия с отсталыми технологическими процессами нанесли местной экологии непоправимый вред. Дополнительную путаницу в это дело с переносом китайских избыточных производственных мощностей в Кыргызстан внесла странная передача китайской стороне списка из 42 простаивающих промышленных предприятий Кыргызстана.
Даже если мы хотим запустить с помощью большого соседа все 42 предприятия, то и в этом случае мы сами должны были бы определиться с вопросом: какие из их для Кыргызстана приоритетны. И быть более настойчивым в переговорах с потенциальными инвесторами, которых наш выбор мог бы и не устраивать. А мы просто отдали китайцам перечень промышленных предприятий, в числе которых есть и очень серьезные, и теперь ждем ответа, который будет учитывать не наши предпочтения, а китайские интересы. В указанном списке 42 кыргызских предприятий, предложенных китайской стороне есть и наш известный сурьмяной комбинат. Китай сегодня является хранителем 47 % мировых запасов сурьмы, а его доля в мировой добыче этого сырья составляет 65 %. Учитывая это обстоятельство, кыргызская сторона должна была давным-давно вести с китайским соседом переговоры на предмет реанимации добычи сурьмы в Кыргызстане и при этом иметь в виду, что Пекин может иметь иные взгляды на перспективы кыргызской сурьмы на мировом рынке.
Если же говорить в целом о кыргызско-китайских отношениях, то события последнего времени всего лишь подтверждают тот факт, что на этом направлении Бишкек до сих пор не сумел сформулировать свое видение, основанное на национальных интересах, и более того - достичь заметных успехов.
Еще в 2008 году Институт стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете провел фундаментальное исследование на тему : "Китайский фактор" во внешней политике Кыргызстана: двусторонний и региональный уровни". Тогда мы писали, что состояние кыргызско-китайских отношений позволяет говорить, что двустороннее сотрудничество во многих сферах отличается стабильностью и устойчивым ростом. В целом, сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем, образуя довольно обширную договорно-правовую базу, свидетельствует об отсутствии каких-либо значимых препятствий для его дальнейшего упрочения в сферах, представляющих взаимный интерес.
В действительности, с момента установления дипломатических отношений в январе 1992 г. и по сей день, между Кыргызстаном и Китаем не было зафиксировано каких-либо противоречий или споров, способных оказать влияние на исключительно дружеские и добрососедские отношения. В этом плане показательным является решение пограничного вопроса между странами, который, несмотря на весьма противоречивую реакцию в Кыргызстане, все же не привел к осложнению отношений двух государств. Руководство Китая, не высказывало особого беспокойства по поводу периодически возникавших призывов пересмотра договоренностей по границе, осознавая что это лишь издержки непростой политической обстановки в Кыргызстане.
Единственным примером проявления осторожности и сдержанности Китая в отношении Кыргызстана стали события марта 2005 г., когда в результате волнений, произошла смена власти в стране и китайская сторона проявляла вполне обоснованное беспокойство по поводу возможных изменений в политике Кыргызстана. Однако, после визита нового президента К. Бакиева в КНР (9-19 июня 2006 г.) и подтверждения преемственности внешнеполитического курса страны новым руководством, Китай и Кыргызстан вновь вернулись к прежнему режиму двусторонних отношений, постепенно расширяя сферы взаимного диалога.
На фоне внешнего благополучия двусторонних отношений Институт в своем исследовании отметил наличие ряда проблем среднесрочного и долгосрочного характера, с которым Кыргызстану придется столкнуться в будущем.
В скором времени, китайский фактор, хотя он и не ощущается так открыто как, скажем влияние России, но принимая в расчет географическую близость и усугубляющуюся зависимость от китайской экономики, может определять вектор внешней политики Кыргызстана, в большей степени, чем какие-либо другие страны. И есть основания полагать, что этот процесс неизбежен и будет постепенно набирать обороты. В данном случае уместно привести известный тезис о том, что география определяет политику, а не наоборот.
При этом следует четко осознавать, что Кыргызстан в силу его фактического положения на стыке интересов мировых и региональных держав, может представлять интерес исключительно с точки зрения стратегического пункта в Центральной Азии для продвижения и расширения влияния в регионе. В этой связи, важно определить, существуют ли предпосылки для преобладающего влияния Китая в Кыргызстане? Насколько ощутимо влияние «китайского фактора» во внешней политике Кыргызстана? И есть ли выбор у Кыргызстана учитывать политику других внешних игроков в Центральной Азии и в частности специфику взаимодействия Китая и России на евразийском пространстве?
Исходя из того, что Бишкек в последнее время как-то очень сумбурно активизировал свои контакты с Пекином, надо полагать, что мы в очередной раз окажемся в проигрышном положении, поскольку, как уже было сказано выше, мы до сих пор так и не сформулировали свои принципиальные интересы в отношении великого соседа. "Скоропостижно" соглашаясь на перевод из Китая т.н. "избыточных производственных мощностей" мы фактически бросаемся в неизвестность, которая чревата непредсказуемыми последствиями.
Источник - Время Востока
14-17 декабря 2015 года премьер-министр Т.Сариев с официальным визитом побывал в Китайской Народной Республике. По информации аппарата правительства КР, по итогам встречи премьер-министра Т.Сариева и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна были подписаны следующие документы:
- «Совместное коммюнике»;
- «Соглашение о сотрудничестве в сфере образования между Министерством образования и науки КР и Министерством образования КНР»;
- «Программа сотрудничества между Министерством культуры, информации и туризма КР и Министерством культуры КНР на 2016-2019 годы»;
- «Заявление о сотрудничестве в области управления кризисом между Национальным Банком КР и комиссии по регулированию банковской деятельности Китая»;
- «Инвестиционное соглашение между Правительством Кыргызской Республики и «Транс-Кыргыз газ Пайплайн Компани Лимитед».
И ни слова о "переносе" избыточных китайских промышленных мощностей в Кыргызстан.
12 января 2016 года Темир Сариев принимает Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в Бишкеке г-на Ци Даюй и в беседе с ним отмечает, что во время своего официального визита в КНР сторонами были обозначены три наиболее перспективные направления двустороннего сотрудничества. В частности, Т.Сариев указал, что речь идет о проекте строительства железной дороги Китай – Кыргызстан. При этом наши СМИ, не делая никаких акцентов, просто отмечают готовность китайцев строить железную дорогу с узкой колеей, как у себя дома. Вторым направлением признано участие китайского капитала в строительстве кольцевой автодороги вокруг озера Иссык-Куль и третье — это перенос избыточных производственных мощностей из КНР в Кыргызстан.
Именно тогда Т.Сариев подчеркнул, что министерству экономики Кыргызстана поручено оперативно направить китайской стороне список производственных мощностей, необходимых Кыргызстану, с приложением соответствующих экономических расчетов.
Если брать во внимание то, что рассказал 19 мая на сайте Tazabek заместитель министра экономики А.Сазбаков, складывается следующая картина. Чиновником сказано буквально следующее: "Тогда Темир Аргенбаевич предложил часть предприятий перенести в Кыргызстан. Необходимо отметить, что Китай сам начал перенос избыточных предприятий из-за экологии, из-за того, что в Китае стало дорого все это делать и сейчас они переносят часть предприятий в соседние страны, в том числе предлагается и к нам, в Камбоджу, Юго-Восточную Азию и Центральную Азию. Часть этих работ начата в Казахстане и мы начали такую же работу в Кыргызстане».
23 мая тот же чиновник министерства экономики и промышленности Кыргызстана А.Сазбаков в ИА Кабар заявил, что "перенос избыточного предприятия из Китая в Кыргызстан несет массу положительных сторон".
От поддержки идеи переноса избыточных китайских предприятий в Кыргызстан не остался в стороне и МИД страны. По итогам встречи с министром иностранных дел КНР Ван И глава кыргызского МИД рассказал, что китайская сторона поддержала предложение Бишкека о переводе китайского избыточного предприятия в КР и, мол, соответствующим ведомствам даны поручения.
Поскольку есть поручение правительства Кыргызстана соответствующие структуры провели ряд кыргызско-китайских бизнес-форумов, на которых формально "презентовали планы переноса избыточных производственных мощностей Китая в Кыргызстан". Подобные бизнес-форумы должны пройти в Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской областях.
По логике, кыргызская сторона должна была бы на этих бизнес-форумах и в ходе переговоров с китайскими коллегами уточнить информацию: о каких избыточных китайских производствах идет речь. И насколько эти производства будут для нас полезны. Это обстоятельство особенно важно с той точки зрения, что в самой КНР предприятия с отсталыми технологическими процессами нанесли местной экологии непоправимый вред. Дополнительную путаницу в это дело с переносом китайских избыточных производственных мощностей в Кыргызстан внесла странная передача китайской стороне списка из 42 простаивающих промышленных предприятий Кыргызстана.
Даже если мы хотим запустить с помощью большого соседа все 42 предприятия, то и в этом случае мы сами должны были бы определиться с вопросом: какие из их для Кыргызстана приоритетны. И быть более настойчивым в переговорах с потенциальными инвесторами, которых наш выбор мог бы и не устраивать. А мы просто отдали китайцам перечень промышленных предприятий, в числе которых есть и очень серьезные, и теперь ждем ответа, который будет учитывать не наши предпочтения, а китайские интересы. В указанном списке 42 кыргызских предприятий, предложенных китайской стороне есть и наш известный сурьмяной комбинат. Китай сегодня является хранителем 47 % мировых запасов сурьмы, а его доля в мировой добыче этого сырья составляет 65 %. Учитывая это обстоятельство, кыргызская сторона должна была давным-давно вести с китайским соседом переговоры на предмет реанимации добычи сурьмы в Кыргызстане и при этом иметь в виду, что Пекин может иметь иные взгляды на перспективы кыргызской сурьмы на мировом рынке.
Если же говорить в целом о кыргызско-китайских отношениях, то события последнего времени всего лишь подтверждают тот факт, что на этом направлении Бишкек до сих пор не сумел сформулировать свое видение, основанное на национальных интересах, и более того - достичь заметных успехов.
Еще в 2008 году Институт стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете провел фундаментальное исследование на тему : "Китайский фактор" во внешней политике Кыргызстана: двусторонний и региональный уровни". Тогда мы писали, что состояние кыргызско-китайских отношений позволяет говорить, что двустороннее сотрудничество во многих сферах отличается стабильностью и устойчивым ростом. В целом, сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем, образуя довольно обширную договорно-правовую базу, свидетельствует об отсутствии каких-либо значимых препятствий для его дальнейшего упрочения в сферах, представляющих взаимный интерес.
В действительности, с момента установления дипломатических отношений в январе 1992 г. и по сей день, между Кыргызстаном и Китаем не было зафиксировано каких-либо противоречий или споров, способных оказать влияние на исключительно дружеские и добрососедские отношения. В этом плане показательным является решение пограничного вопроса между странами, который, несмотря на весьма противоречивую реакцию в Кыргызстане, все же не привел к осложнению отношений двух государств. Руководство Китая, не высказывало особого беспокойства по поводу периодически возникавших призывов пересмотра договоренностей по границе, осознавая что это лишь издержки непростой политической обстановки в Кыргызстане.
Единственным примером проявления осторожности и сдержанности Китая в отношении Кыргызстана стали события марта 2005 г., когда в результате волнений, произошла смена власти в стране и китайская сторона проявляла вполне обоснованное беспокойство по поводу возможных изменений в политике Кыргызстана. Однако, после визита нового президента К. Бакиева в КНР (9-19 июня 2006 г.) и подтверждения преемственности внешнеполитического курса страны новым руководством, Китай и Кыргызстан вновь вернулись к прежнему режиму двусторонних отношений, постепенно расширяя сферы взаимного диалога.
На фоне внешнего благополучия двусторонних отношений Институт в своем исследовании отметил наличие ряда проблем среднесрочного и долгосрочного характера, с которым Кыргызстану придется столкнуться в будущем.
В скором времени, китайский фактор, хотя он и не ощущается так открыто как, скажем влияние России, но принимая в расчет географическую близость и усугубляющуюся зависимость от китайской экономики, может определять вектор внешней политики Кыргызстана, в большей степени, чем какие-либо другие страны. И есть основания полагать, что этот процесс неизбежен и будет постепенно набирать обороты. В данном случае уместно привести известный тезис о том, что география определяет политику, а не наоборот.
При этом следует четко осознавать, что Кыргызстан в силу его фактического положения на стыке интересов мировых и региональных держав, может представлять интерес исключительно с точки зрения стратегического пункта в Центральной Азии для продвижения и расширения влияния в регионе. В этой связи, важно определить, существуют ли предпосылки для преобладающего влияния Китая в Кыргызстане? Насколько ощутимо влияние «китайского фактора» во внешней политике Кыргызстана? И есть ли выбор у Кыргызстана учитывать политику других внешних игроков в Центральной Азии и в частности специфику взаимодействия Китая и России на евразийском пространстве?
Исходя из того, что Бишкек в последнее время как-то очень сумбурно активизировал свои контакты с Пекином, надо полагать, что мы в очередной раз окажемся в проигрышном положении, поскольку, как уже было сказано выше, мы до сих пор так и не сформулировали свои принципиальные интересы в отношении великого соседа. "Скоропостижно" соглашаясь на перевод из Китая т.н. "избыточных производственных мощностей" мы фактически бросаемся в неизвестность, которая чревата непредсказуемыми последствиями.
Источник - Время Востока
0 коммент.:
Отправить комментарий