В преддверии саммита ШОС в Бишкеке высказывались различные точки зрения насчет тех изменений, которые могут произойти в структуре организации. Хотя время и показало преждевременность таких ожиданий, любопытна точка зрения представителя из России, высказанная в интервью ИА REGNUM 12 сентября.
Президент Института национальной стратегии РФ Михаил Ремизов в материале под названием: «Наполнение ОДКБ реальным содержанием позволит России ответить Китаю» обсуждал возможность вступления в ШОС Ирана.
В этом отношении позиции Китая и России относительно роли и будущего ШОС существенно разнятся. Если Китай видит в ШОС прежде всего инструмент налаживания экономического сотрудничества, то Россия стремится сколотить под крышей ШОС некий военный блок против США и НАТО. Здесь вспоминается вторжение США в Югославию под предлогом защиты албанцев Косово, когда президент РФ полетел в Пекин, чтобы оттуда в пьяном виде бессильно грозить кулаком Вашингтону.
Поскольку Иран в последние годы находится под угрозой военного вторжения США, то Россия одержима навязчивой идеей принятия его в ШОС для того, чтобы Тегеран мог потребовать вооруженной поддержки от Москвы и Пекина.
Заинтересованность в существовании обстановки перманентного хаоса на планете вызвана тем, что Россия исторически торговала сырьем и оружием, то есть ей выгодны всегда высокие цены на нефть и газ, а также мелкие и средние военные конфликты, когда можно продавать оружие всем участникам, предлагать военную помощь. Советские советники находились в китайской армии, когда она воевала с Японией, в гражданской войне в Испании советские офицеры воевали против Франко, в войне между двумя Кореями тоже отметились советские танки Т-34. Можно вспомнить арабо-израильские войны с участием советских советников, воевали они и в Африке и Латинской Америке. И войну во Вьетнаме можно считать гигантским полигоном испытаний советских систем вооружения. При вторжении Советского Союза в Афганистан США переиграли Москву ее же оружием: они открыли в Пакистане лагеря подготовки боевиков, которых назвали повстанцами, загребая жар из топки войны чужими руками.
Это видно и по высказываниям господина Ремизова: «Вообще ШОС мог бы играть более активную роль на Среднем Востоке. Стабилизирующую роль по профилактике вооруженных конфликтов и внешних вмешательств. Это – факт. Но для этого расширение организации не является необходимым» говорит он, имея в виду возможность вхождения Ирана в состав ШОС.
Выяснилось, что представитель России ожидал предельно жесткой регламентации “сирийского вопроса” в Бишкекской декларации ШОС. «Надо сказать, что до сей поры Китай, который, хотя и не заинтересован в дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, на международной арене занимает менее определенную позицию и в этом отношении Россию поддерживает не слишком активно. В формате ШОС это можно было бы исправить» говорит Михаил Ремизов.
Принципиальная разность в подходах к мировой экспансии между Китаем и Россией выражается и на площадке ШОС. Если Китай вполне преуспел в экономическом завоевании себе новых жизненных пространств, то Россия пытается навязать мировому сообществу свои специфические услуги международного «разборщика» с ядерной дубиной в руках. На пространстве СНГ она создала зоны вялотекущих конфликтов в Приднестровье Молдовы, Нагорном Карабахе Азербайджана, Абхазии Грузии, пыталась со свойственной ей медвежьей нахрапистостью навязать роль миротворца в южной части Кыргызстана. Будь такая возможность, она бы разместила воинский контингент и в СУАР Китая, под предлогом развести в разные стороны уйгуров и ханьцев.
Поскольку саммит ШОС в Бишкеке со всей очевидностью показал превосходство Китая над Россией в созидательной работе, то Москва заблокировала создание банка ШОС. Вот как выражает позицию властей России о росте влияния Китая эксперт Ремизов: «Влияние в Средней Азии растет в любом случае. Это фактически неизбежно. В ряде случаев это выгодно и России. Я имею в виду создание производственных, инфраструктурных проектов с участием Китая, которые могут обеспечить дополнительную занятость для жителей региона. Наверное, исключение составляют транзитные проекты, которые идут через Среднюю Азию в обход России. Это не в интересах Москвы, и в каждом конкретном случае мы должна искать какие-то решения, которые будут более интересными и приоритетными для развития маршрута».
Естественно, увеличение объемов поставок газа из Туркменистана и Узбекистана, нефти и газа из Казахстана в Китай не может радовать Путина, ведь это углеводородное сырье раньше тихо и мирно утекало в
Россию. И здесь Ремизов заявляет о том, что надо в противовес растущей экономической экспансии Китая увеличить влияние ОДКБ. В этой точке зрения ценно то, что российский эксперт открыто признает аморфность ОДКБ, хотя на официальном уровне Москва упрямо декларирует эту структуру в качестве гаранта безопасности региона Средней Азии.
«Сегодня ОДКБ напоминает ЕврАзЭс до создания Таможенного союза. Наполнение ОДКБ реальным содержанием в плане повышения эффективности данной организации, мне кажется, является приоритетом, который может позволить России ответить Китаю», – считает он.
Что это предложение означает в реальности? Чтобы военные структуры ОДКБ не напоминали «потешные войска» Петра времен его детства, России очень хочется устроить «маленькую победоносную войну», наподобие «пятидневной войны» 2008 года. И зачатки приготовлений к ней наблюдаются в Горном Бадахшане Таджикистана. Оттуда уже идут тревожные вести о том, что на афганской стороне скапливаются формирования боевиков. Одни эксперты склонны видеть в этом «утку» со стороны президента Эмомали Рахмона, который хочет под шумок чрезвычайного положения выиграть выборы, однако может оказаться, что это как раз начало реальной проверки в деле КСОР ОДКБ. Как там в старой песне было: «Все куплю – сказало злато, все возьму – сказал булат»?
Олег Антонов
Источник – Союз независимых журналистов
Россия противопоставит ОДКБ и ШОС?
0 коммент.:
Отправить комментарий