Насколько красив и притягателен древний Самарканд с его старинными улочками, переплетающимися с современными магистралями, помпезными строениями эпохи Тимуридов, придающими городу величественный и неустрашимый облик, разнообразными сувенирами и яствами, будоражащими и приводящими в трепет не только жителей нашей республики, но и зарубежных гостей. Чистые городские улицы, современные здания, расположенные в идеальной геометрической плоскости придают ему роскошный вид, а идеальный порядок на автомобильных дорогах и наличие на них современных светофоров с табло обратного отсчета времени обеспечивают комфорт и удобство автовладельцам.
Все это реалии современного Самарканда. Именно такими впечатлениями поделились мои немецкие друзья после удивительной экскурсии по «Жемчужине Востока». Все было бы прекрасно да, к сожалению, чудесные впечатления моих коллег – дорогих гостей из Германии, увиденным и пережитым в Узбекистане, омрачились на улицах Ташкента безответственным и низменным поступком сотрудника столичного ГАИ.
Все произошло 26 сентября, когда мы, пребывая в бодром настроении, решили съездить с иностранцами на запланированное мероприятие в гостинице «Dedeman», запятнанное курьезом на дороге, да в придачу на глазах у моих гостей. На пересечении проспектов «Узбекистан» и «Шарафа Рашидова» (когда-то здесь на светофоре, как и в Самарканде, было табло с таймером обратного отсчета) при неясных обстоятельствах наша автомашина была остановлена внезапно появившимся из-за заросшей елки сотрудником госавтоинспекции (представился как сержант Вахобов), который в грубой форме приказал мне выйти из машины и предъявить документы.
Как патриот своей страны я не захотел «выносить ссору из избы» перед гостями, поэтому предпочел повиноваться блюстителю закона. На мои дальнейшие расспросы о причинах удерживания нас со стороны гаишника он не менее грубо заявил, что «вы проехали на красный свет», хотя, как и многие автомашины, мы начали движение на зеленый свет. Дальнейший ход событий буквально ошарашил меня и подоспевшего ко мне друга-немца, говорящего по-русски.
После нескольких минут споров милиционер сделал шокирующий намек на возможность договориться за мзду в присутствии иностранного гостя, который хотя и не подал вида, но на его лице появилось явное недоумение, смешанное с омерзением. Обыденная реальность узбекских автодорог показалась ему чем-то вон выходящим за рамки закона и, в конце концов, приличия. Позднее он признался, что огорчен действием милиционера, призванного защищать законы и правила, но, несмотря на это безнаказанно и открыто получившего взятку, да и в придачу, ни за что. Он диву дался от того, что в регионах Узбекистана на трассах царит полный порядок, а в Ташкенте полный беспредел и бардак.
Из-за того, что мы очень торопились, я предпочел не спорить и «отстегнуть» гаишнику потребованную им долю в размере 90 тысяч сумов (около 45 долларов США), размер установленной в республике минимальной заработной платы.
Как потом мы разузнали у прикрепленного к гостинице «Dedeman» таксиста, пересечение того злосчастного перекрестка является кормушкой вот уже для нескольких поколений страж автодорог. Установленный же там и имеющий свой «секрет» светофор преднамеренно настроен нерадивыми гаишниками для грабительства денег у автовладельцев. Оказывается зеленый свет загорается буквально на 2-3 секунды, а потом сразу переключается на желтый и затем на красный. Они специально настраиваются привлекаемыми по приказу замначальника столичного ГАИ электронщиками на 2-3 часа по средам и пятницам. Поэтому там случается большое количество ДТП.
Вообще, о подвигах сотрудников госавтоинспекции на дорогах можно написать несколько сотен томов притчей и сказаний. Жертвой их беспредела оказался даже сам Министр внутренних дел Бахадыр Матлюбов, ставший свидетелем коррупции собственных же подчиненных из Управления безопасности дорожного движения. Тогда глава этого ведомства ехал в частном автомобиле из Ташкента в Самарканд. Его транспорт внезапно остановили сотрудники УБДД Сырдарьинской области. Водитель предложил гаишникам разобраться полюбовно и хотел «отстегнуть» 10 000 сум, при этом нерадивые сотрудники не узнали находившегося в автомобиле министра в гражданке.
Но дело вовсе не в этом. После приключившегося с нами на столичных дорогах инцидента, я твердо вознамерился навести справки о сотрудниках госавтоинспекции и выяснил, что среднестатистический инспектор ДПС получает как минимум 1000 долларов в месяц «левого» заработка. При хорошем раскладе ежемесячный доход может достигать 2000-2500 у.е. Претендентов же, желающих войти в группу «дорожных воротил», хоть отбавляй. Поступающий в ГАИ новичок должен заплатить коррумпированному шефу из верхов этого же подразделения 3000-4000 тысячи долларов. Система внутренних дел настолько прогнила, что взяточничеством занимаются чиновники всех мастей, осведомленные о мздоимстве своих подчиненных.
Гаишники грабят не только просто люд, но и присваивают казенные деньги.
К примеру, с 2012 года в Ташкенте должна была начаться активная фаза реализации утвержденного Кабинетом Министров Узбекистана проекта по внедрению компьютеризованной системы управления безопасностью дорожного движения и охраны общественного порядка, в рамках которого должно было внедриться автоматизированное управление дорожным движением на 120 перекрестках столицы. Стоимость этой системы составила около 20 млн. долларов CШA, из которых 16 млн. – на закупку различного технического оборудования и 3,7 млн. – строительно-монтажные работы. Для реализации проекта правительство привлекло кредитных средств зарубежных финансовых институтов в размере 15 млн. долларов CШA, а также вложило 5 млн. долларов бюджетных средств.
В рамках выполнения проекта все перекрестки должны были быть оснащены новыми цифровыми светофорами, современными осветительными приборами, IP-камерами видеонаблюдения, радарами определения скорости и локальными серверами с программной аналитикой. Все локальные системы должны были быть объединены оптоволокном в общую сеть и сведены в единый диспетчерский пункт. Что мы можем видеть сегодня? Да по большому счету ничего. Ташкентские дороги как были при старых светофорах советского образца, так при них и остались. Хотя на нескольких перекрестках Ташкента и были установлены табло с таймерами, их быстро убрали, после того как они начали мешать гаишникам заниматься полноценным взяточничеством, а так называемый «план», сдаваемый каждый вечер начальникам, резко сократился.
Как поведал мой знакомый, выделенные на приобретение «интеллектуальных светофоров» и реализацию проекта в целом бюджетные средства были оприходованы (пишу дословно) «большим начальником» из МВД через компанию «Yol мaхsus servis», созданной и крышуемой чиновниками министерства. Она является монополистом в сфере импорта дорожных знаков и специальной техники, а установка оборудования на дорогах является исключительной прерогативой ГУБДД МВД. Одним словом получается «замкнутый круг».
Коррупционная деятельность гаишников уже успела превратиться в острую и набирающую угрожающие масштабы проблему. Население Узбекистана то и дело рассказывает друг другу о поборах, совершаемых этими взяточниками, нагнетая и без того сложную обстановку в стране. Печально, что все это видят и сталкиваются с этим гости нашей страны, которые не приемлют оставить подобные поступки сотрудников милиции без всеобщей огласки.
Даврон Касымов, Ташкент
Источник - eurasianews.info
Сотрудники ГАИ МВД Узбекистана занимаются рэкетом
0 коммент.:
Отправить комментарий