Саммиты Евразийского высшего экономического совета и Совета глав государств СНГ, проведенные 24-25 октября в столице Беларуси, напомнили невольно бессмертную басню Ивана Крылова о Лебеде, Щуке и Раке. Вышло так, что после нескольких лет существования Таможенного союза вместо принятия в него новых членов соратники вынуждены улаживать разногласия в экономической сфере.
Белорусская газета «Звезда» предложила группе представителей экспертного сообщества высказаться о результатах эффективности движения интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Причем говорят не только эксперты из России, Казахстана и Беларуси, но и гости из Украины, Кыргызстана. Материал Юрия Царика называется «Минские саммиты ТС-СНГ: очередной успех или очередной кризис?»
Не испытывает оптимизма Юрий Крупное, председатель Движения развития, руководитель Института демографии, миграции и регионального развития (Россия): «Процесс евразийской интеграции находится в глубоком кризисе. Это усугубляется экономической ситуацией, которая время от времени становится все более неблагоприятной. Поэтому по инерции, автоматически не стоит ожидать от этого процесса чего-то хорошего».
Он объясняет это завышенными ожиданиями успеха участниками ТС, хотя идея о положительном эффекте от ликвидации таможенных преград может работать только тогда, когда экономики стран и так растут, то есть, в условиях роста цен на углеводороды. Это спорный довод, поскольку цены на нефть и газ в эти годы оставались высокими, но разногласия всё таки остались.
Экстравагантные предложения лидеров ТС о принятии новых членов из числа тех, кто официально не просился, Крупнов расценил так: «Существующую же путаницу в евразийской интеграции полностью отражают выдвинутые Казахстаном и Россией предложения о расширении Таможенного союза за счет Индии и Турции. Кстати, предложение Нурсултана Назарбаева в этом смысле логичнее, поскольку, по мнению ряда аналитиков, основным бенефициаром Таможенного союза стала бы Турция. Через территорию Казахстана она получила бы доступ к единому рынку ТС».
Но, по словам другого эксперта, Марата Шибута, представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, предложение Нурсултана Назарбаева о включении Турции в состав Таможенного союза – это на самом деле не озвучивание предложения Анкары. В первую очередь, это был дипломатический упрек России за постоянные попытки расширить ТС за счет стран, которые туда войти по объективным причинам не готовы, например, Армении и Кыргызстану.
Это была не единственная претензия казахского эксперта: «Россия вероломно вводит все новые нетарифные ограничения на поставки продукции из стран ТС в обход всех действующих договоренностей. К примеру, перед самым советом премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ограничить ввоз физическими лицами алкоголя из стран ТС – и это уже не говоря о том, что казахстанский алкоголь уже 3 года не может легально зайти на рынок России». Казахстан может привести длинный перечень товаров, не проходящих на рынки России, тогда как Россия заполонила своими товарами рынки Казахстана.
Словом, Марат Шибут тоже отнюдь не в восторге от итогов саммита ТС: «Складывается впечатление, что евразийская интеграция для Москвы – это идеологический проект расширения сферы своего влияния, и выполнять свои обязательства в рамках интеграционных образований она намерена только в случае давления со стороны партнеров. Как видно, Владимир Путин пообещал, что все проблемы будут решаться, но насколько это окажется правдой – покажет время».
Эти впечатления казахского коллеги готов разделить и эксперт из Беларуси, Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Белоруссия): «До сих пор до конца не реализованы меры по созданию Единого экономического пространства, не доведен до логического завершения сам Таможенный союз. Создается ситуация, когда, не завершив старые интеграционные конструкции, мы придумываем новые». Как говорится, ставят телегу впереди лошади.
При этом у Арсения есть претензии от машиностроителей Беларуси: «Экономики Казахстана и Белоруссии продолжают испытывать на себе негативные последствия как вступления России в ВТО, так и ее несогласованной промышленной политики, направленной на локализацию сборочных производств иностранных компаний на территории РФ, являющихся прямыми конкурентами для белорусских машиностроителей».
На эти обиды можно ответить словами баснописца Ивана Крылова: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. В такой ситуации, когда партнеры по Таможенному союзу не уладят разногласия, стремление России любой ценой заполучить в ТС Украину выглядит, по меньшей мере, нелогично. Хотя и понятны опасения оттого, что после подписания договоров с ЕС Россия может ослабить свой ВПК. Ведь отдельные виды ракетных вооружений выпускались в кооперации с Украиной.
В российских СМИ развернулась информационная атака на Украину, целью которой является запугивание возможными последствиями от разрыва связей между двумя странами. Однако это возымело обратный эффект. Вот и Юрий Романенко, директор Центра политического анализа “Стратагема” (Украина) убежден в том, что эта аргументация не работает. Он приводит по своей позиции такие доводы: «Естественно, Украина понесет некоторые расходы в связи с этим решением, но катастрофического, апокалипсического размаха они иметь не будут. Ведь, во-первых, вряд ли Россия и другие страны ТС будут уничтожать свои отрасли, завязанные на кооперацию с Украиной. Например, в России поддержание дееспособности ракетных войск стратегического назначения во многом завязано на сотрудничество с украинскими ракетчиками. Во-вторых, вряд ли Россия будет губить своих бизнес-партнеров в Украине, закрывая границы полностью, ведь таким образом она разрушит бизнес тех, кто мог бы быть ее лоббистами на Украине».
Насчет сострадания к лоббистам в Украине можно выразить сомнение, но в отношении ракетчиков очень может быть. Хотя строит же Россия новый космодром на Дальнем Востоке, имея доступ к Байконуру в Казахстане. Кто знает, может и ракетные производства сами надеются наладить.
Россия упорно не желает отпускать Украину в ЕС вовсе не от великой любви к славянскому братскому народу. Она опасается усиления Европы за счет Украины. Вот как видит интересы ЕС Романенко: «Евросоюзу нужна Украина, как экономическая площадка; как территория, с точки зрения безопасности; нужна, как источник демографической силы, которая есть на Украине и которая может прийти в Европу, ассимилировавшись лучше, чем выходцы из арабских и других далеких стран. Иными словами, ЕС по- прежнему всеми правдами и неправдами пытается втянуть Украину в интеграцию». Так что ссылки на пример Турции, не сумевшей войти в ЕС, не убедительны.
Отсутствие на саммите в Минске президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева показало дальновидность этого лидера, сумевшего «сохранить лицо» в сложной ситуации. Согласитесь, что после мужественного поступка по ратификации парламентом решения о выдворении из Бишкека авиабазы США, было бы унизительно стоять в «предбаннике» в ожидании того, когда «большой барин» соизволит выдать новому холопу «дорожную карту».
Впрочем, Кубат Рахимов, независимый эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, заместитель председателя общественного объединения “Выпускники белорусских вузов в Кыргызстане” (Кыргызстан), не особо переживает по этому поводу, что видно по этим его суждениям: «Поэтому можно говорить о необходимости поэтапного подхода к интеграции Кыргызстана и Таджикистана в Таможенный союз, где формированию единого таможенного пространства будет предшествовать формирование общей инфраструктуры безопасности».
Хотя киргизский эксперт понимает, что эта за бравада: «В Кыргызстане понимают, что оказаться между Китаем и Единым экономическим пространством в условиях ухода США и потери интереса Вашингтона к Бишкеку может означать катастрофу. В определенный момент может оказаться, что Кыргызстан не впишется ни в одну из конфигураций и останется на обочине». Так он и был все эти годы на обочине, Москва только «надувала щеки», а Астана подкармливала.
Максим Эрболатов
Источник – Союз независимых журналистов
Минские посиделки напомнили о басне Крылова
0 коммент.:
Отправить комментарий