В декабре Таджикистан надеется на снижение цены на бензин, потому что 14 ноября Россия в ответ на ратификацию соглашения по военной базе отменила экспортные пошлины на нефтепродукты для Душанбе. Немецкое издание пытается прогнозировать ситуацию.
Недавно на сайте «Центр Азия» вышел материал корреспондента «Немецкой волны» Галима Фасхутдинова под названием «Почему в Таджикистане самое дорогое топливо в Центральной Азии?» Несмотря на столь обещающий заголовок, автор не дает ответа на вынесенный вопрос. Он пытается дать прогноз о том, что в декабре цены на топливо не снизятся.
Создается впечатление, что автор и не задавался целью поиска ответа на свой вопрос. Ему была поставлена задача: доказать, что исполнительная власть в Таджикистане собирается за счет увеличения внутреннего акциза с 40 до 90 евро пополнить бюджет страны. И тогда цена на бензин не упадет.
То есть идет откровенное сталкивание интересов обывателя и бюджета государства. Послушаем мнения экспертов. «Если нефтепродукты начнут поставлять без взимания экспортной пошлины, цена может снизиться до 20 процентов”, – полагает глава общественной организации “Центр свободного рынка Таджикистана” Константин Бондаренко».
Дескать, какая добрая страна – Россия, которая согласилась продавать в Таджикистан нефтепродукты без взимания экспортной пошлины, и какая нехорошая в Душанбе власть, которая намерена на этом иметь навар. Но из чего складывается дорогой таджикский бензин? Из того, что он не является собственно таджикским. «Почти 99 процентов нефтепродуктов мы завозим из других государств”, – объясняет ведущий эксперт министерства энергетики и промышленности Таджикистана Ерахмад Бегахмадов». Тонна авиационного керосина стоит в Душанбе 1,9 тысячи долларов, что в два раза выше, чем в Москве. Как говорится, «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
Автор не дает полного расклада о том, сколько процентов горючего из каких стран поступило в 2012 году в Таджикистан, ограничившись тем, что 60 процентов якобы завезены из России, и 13 процентов из Туркмении. За девять месяцев этого года поставки из России упали до 37,6 процента. Более чем наполовину уменьшился экспорт из Туркмении. Зато доля топлива из Киргизии выросла до 43 процентов.
Здесь возникает забавная ситуация, которую упорно не замечает автор. В Таджикистан поставляет горючее Киргизия, которая сама выживает за счет беспошлинных поставок его из России. То есть, имеет место элементарная контрабанда. Фасхутдинов только констатирует факты: «Дефицит бензина и высокие цены на него в Таджикистане привели к росту контрабанды ГСМ из соседней Киргизии. Власти обеих стран намерены решительно бороться с этим злом. Но пока только на словах».
Если бы эти фразы написал журналист из киргизского или таджикского издания, то его можно было понять и простить. Мол, чего с него взять, ведь он дальше носа не видит. Но когда «темные очки» надевает автор немецкого издания, сразу возникают вопросы.
Неужели Фасхутдинов всерьез верит сам тому, что власти Киргизии и Таджикистана считают контрабанду российского горючего великим злом? На самом деле киргизская бензиновая мафия наваривает легкие барыши на перепродаже, а таджикская мафия кормится от беды собственного народа.
Начнем с того, что в существовании контрабанды горючего кровно заинтересовано и компрадорское правительство Владимира Путина, которое грабит российский народ под сурдинку песен об оказании гуманитарной помощи дехканам в Средней Азии. Кто установил потребность Таджикистана и Киргизии в миллион тонн горючего? Из чего взята эта цифра? Возникает ощущение того, что из потребностей воинского контингента США и НАТО в Афганистане.
Если помните, вторая «революция» в Киргизии началась с того, что по команде Путина Москва перекрыла поставки светлых нефтепродуктов для этой страны. И тогда Вашингтон благоразумно предпочел отмолчаться, дабы не терять поставки ГСМ для авиабазы «Манас».
Так что остается только выразить сочувствие наивности таджикского эксперта для «Немецкой волны», который свято верит в прекращение потока контрабанды после снятия Россией экспортных пошлин в Таджикистан. Вот как он думает: «Смысл в контрабанде отпадет, и компании, которые легально работают на таджикском рынке, скорее всего, будут вновь работать с российскими поставщиками”, – прогнозирует эксперт Центра социально-экономических исследований “Стратегия”, экономист Фируз Саидов.
Однако на выручку Саидову поспешил прийти все тот же заботливый Константин Бондаренко. Он заявляет о том, что еще в начале года в Минфине Таджикистана говорили о желании поднять внутренние акцизы на ввоз в республику ГСМ с действующих 40 до 90 евро. При этом там не объяснили причину.
На фоне молчания министерства финансов Бондаренко вынужден сам строить догадки: «Эти средства могут быть просто потрачены на празднества или строительство помпезных сооружений, как это нередко происходит в стране». Обвинять власти Таджикистана в поедании бюджета становится для «засланных казачков» наподобие Бондаренко, правилом хорошего тона.
Однако этот господин, якобы занимающийся центром свободного рынка, возвышается от скучных экономических расчетов до подачи властям Таджикистана политических сигналов: «Бондаренко добавляет, что отказ от повышения акцизов власти могут использовать еще и как позитивный политический сигнал – снижение цеп на топливо будет воспринято населением как определенная победа таджикской дипломатии и действенная мера для стабильного развития».
Ай да Константин, ай да светлая голова! Изобразил из себя радетеля за стабильное развитие Таджикистана. Понимаете, ночами не спит, думает о том, как подсобить братскому таджикскому народу. Свежо предание, однако верится с трудом.
Контрабанда бензина из Киргизии в Таджикистан, равно как из самого Таджикистана в Афганистан никогда не прекратится. Российские граждане еще долго будут оплачивать пребывание в Афганистане и Средней Азии группировки сил НАТО. А списываться эти расходы будут на ничего даже не подозревающих киргизских и таджикских сельских тружеников.
Хуршед Ризоев
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Подешевеет ли бензин в Таджикистане?
0 коммент.:
Отправить комментарий