На сайте «Центр Азия» 11 января вышел материал автора «Радио Озоди» Абдулло Ашурова с интригующим названием: «Экономический пояс Шелкового пути» Китая бросает вызов США и России». С какого бодуна таджикское радио взялось озвучивать китайский вызов?
Господин Ашуров ссылается на китайское издание «Женьминь жибао» и сообщает о том, что в 2013 году “объем двусторонней торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии превысит 46 млрд. долларов США, что также установит новый исторический рекорд”.
Однако в преломлении собственно к Таджикистану эта огромная цифра вдруг мгновенно тускнеет: «Впрочем, как гласит статистика, к этому моменту Россия считается главным экономическим партнером Таджикистана, объем товарооборота с которым за 9 месяцев 2013 года составил 707 миллионов долларов США. Данный показатель в вопросах сотрудничества с Китаем составил 480 миллионов долларов».
Получается, что таджикский журналист очень скромно пытался свою страну поставить в один ряд с Туркменистаном и Казахстаном, имеющими с Китаем миллиардные контракты по нефти и газу. А вышел конфуз, когда в конце материала он привел статистику собственного Таджикистана.
Деятель из Душанбе, взявшийся знакомить журналиста с китайской стратегией в регионе Центральной Азии – новый директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Худойберды Холикназаров.
Господин Холикназаров считает Китай новым меценатом Центральной Азии: «Во внешнеполитической стратегии Китая в 2001 году сказано, что социальное благополучие соседних стран является главным гарантом стабильности в этих странах и другие страны не смогут воспользоваться этой слабостью для дестабилизации ситуации в регионе. Эта стратегия носит чисто социально-экономический характер, направленный на развитие и никакой политики».
Если у Китая программа называется «Экономический пояс Шелкового пути», то Россия назвала свой проект «Новый Средний Восток», а США взяли старт под названием «Новый шелковый путь». Естественно, у автора к Холикназарову один вопрос: чей проект выбрал Таджикистан?
Ответ президентского политолога поражает простотой: «С момента объявления США о планах на реализацию “Большого шелкового пути” прошло пять лет, однако до сих пор не реализован ни один проект в рамках этой программы, в частности CASA-1000. А какие обещания в 2004 году давала Россия? Где эти проекты? Вместе с тем, когда в Шанхае были подписаны соглашения о предоставлении госдолгов Таджикистану на небольших процентах, с 2007 года эти проекты начали реализовываться. До сих пор нам удалось получить у Китая примерно 670 миллионов долларов долга».
Вы заметили, что Худойберды Холикназаров не назвал ни одного из проектов Китая? Зато намекнул на то, что с 2007 года Таджикистан успел уже набрать у Китая примерно 670 миллионов долга. Зачем морочить головы себе и китайцам проектами, когда можно тупо проедать взятые в долг деньги? А то вон россияне требуют заплатить им за электроэнергию, которую таджики потребили из ГЭС Сангтуда. Гусары, пардон, таджики, денег не берут, но и за любовь, пардон, за свет, не платят! Наивные!
С чисто таджикской простотой автор «Радио Озоди» поясняет, в чем, на его взгляд, кроется причина нерасторопности русских и янки в сравнении с китайцами: «В Китае, где основная часть организаций подконтрольна государству, решения выполняются беспрекословно, как только поступают сверху. В России и США инвестор будет готов идти на такое сотрудничество лишь в случае гарантий в финансовом успехе дела».
Так вот где собака зарыта! В Таджикистане никто не даст гарантий в финансовом успехе дела. Здесь главное – это получить кредит. Возвращать в срок или позже никто не думает, рассуждая, как Ходжа Насреддин: или хан умрет, или ишак умрет, вот тогда и отдавать не придется.
Забавно, что попытки таджикского журналиста выяснить суть вопроса в беседе с властями Душанбе завершились неудачей: «Попытки Радио Озоди обсудить этот вопрос с сотрудниками власти в Таджикистане показали, что многие из членов правительства совершенно не информированы по этой теме. Лишь сотрудник МИД РТ в условиях анонимности заявил, что здесь оповещены о существовании долгосрочных проектов США и в России, но о планах Китая в регионе, пока им ничего не известно».
Вот это фокус! Главный политолог намекает на грандиозные проекты с Китаем, под которые получены 670 миллионов долларов долга, однако при этом в правительстве никому ничего неизвестно о планах Китая в стране. Вот будет хохма, когда китайцы спросят у властей Таджикистана насчет долга! В ответ Эмомали Рахмон сделает круглые глаза: «Какой еще долг?!» Однако на его неудачную шутку китайцы вряд ли станут смеяться…
Если кто-то думает, что Таджикистан за 670 миллионов долларов уже продался Китаю, то он глубоко заблуждается. Как пишет Ашуров: «Политолог Иброхим Усмонов уверен, что лишь Россия может считаться единственным близким по духу и экономическим традициям партнером Таджикистана, потенциал развития отношений с которым, по его словам, еще не исчерпан».
Неистребимая вера в лохов, готовых закапывать в таджикскую землю миллионы и миллиарды долларов, может быть разделена только русскими. А про китайский вызов таджики написали на всякий случай. Чтобы денег от Москвы скорее получить. Нет, не шантаж это! Это всего лишь Многовекторная политика!
В советское время поставщиком анекдотов было армянское радио. В постсоветское время таджикское радио начинает конкурировать, поскольку армянское радио попало «под пресс Путина». Ждем новых опусов!
Федин Роман
0 коммент.:
Отправить комментарий