По мере осознания реальности захвата Владимиром Путиным крымской территории самым тревожным аспектом всего этого представляется не легкость, с которой российские войска захватили полуостров, а то, как Кремль настроил российское общественное мнение в поддержку своих действий.
Теория, пропагандируемая подконтрольными государству российскими СМИ – что Киев контролируется бандой фашистов и террористов, представляющих угрозу для русских, проживающих на украинской территории, – просто абсурдна: движение Евромайдан действительно включает в себя непривлекательные ультраправые элементы, но преследует оно все же широкие либеральные политические цели – сокращение коррупции, беспристрастное правосудие и расширение экономических возможностей для всех и каждого. Поражает то, что огромное большинство людей, черпающих информацию из государственных российских СМИ, явно верит в предлагаемую Путиным альтернативную реальность и искренне поддерживает вторжение на крымскую территорию.
Как это возможно в век Интернета, когда информация, казалось бы, теперь доступнее, чем когда-либо прежде? Чтобы понять это, важно не упускать из виду, что Путин осуществляет «ползучий переворот» в российской информационной сфере на протяжении вот уже нескольких лет. Это путч, который в конце прошлого года совершил квантовый скачок и теперь, похоже, набирает обороты.
Развернутая Путиным кампания по усилению контроля над СМИ совершила новый рывок буквально через несколько недель после начала акций протеста Евромайдана в Киеве с декабрьского объявления о реорганизации государственного информагентства «РИА-Новости», явно призванной ужесточить контроль над его деятельностью со стороны Кремля. К тому же Путин приступил к чистке независимо мыслящих личностей в журналистских рядах. Одной из последних жертв этой кампании стала главный редактор одного из ведущих российских информационных сайтов Lenta.ru, снятая с должности, по всей видимости, за публикацию интервью с видным украинским ультранационалистом. А в феврале месяце был снят с должности и заменен кремлевским ставленником гендиректор радиостанции «Эхо Москвы», часто освещающей события в критическом ключе.
Чистке подвергаются не только отдельные журналисты, Кремль пытается отправить в небытие целые СМИ. В начале года Кремль отключил вещание независимого кабельного информационного канала «Дождь». Затем 13 марта государственный регулятор в массовом порядке заблокировал целый ряд независимых и оппозиционно настроенных сайтов. Один из этих заблокированных сайтов, «Эхо Москвы», был впоследствии разблокирован после удаления им блога Александра Навального – самого известного и активного критика Владимира Путина в России.
Аналогичная картина наблюдается в академическом и некоммерческом секторе России: способных на независимое мышление систематически запугивают, заставляя поступаться своими убеждениями или, по крайней мере, помалкивать. Главным инструментом принуждения, используемым Путиным в отношении активистов гражданского общества, является законодательство, усложняющее процесс получения общественными организациями грантов из-за рубежа. Кремль грозит сделать столь же трудной жизнь и ученых, занимающихся исследованиями на средства иностранных грантов.
Действия Кремля распространяются даже на социальные медиа: не так давно основателя российского аналога Facebook, соцсети «ВКонтакте», заставили продать свою долю в компании одному из путинских приближенных. Следует также отметить, что в недрах Госдумы, этого послушного Путину законодательного органа, готовится законопроект, по которому «антироссийские» статьи журналистов приравняют к преступлению против государственной власти, предусмотрев для виновных длительные сроки тюремного заключения. Пока законопроект положили на дальнюю полку, но оттуда его можно в любое время достать.
Судя по развитию событий, Кремль скоро достигнет критической массы на отечественном информационном пространстве, и гражданам России, проживающим за пределами Москвы и Петербурга, будет едва ли не сложнее познакомиться с альтернативной точкой зрения, чем в годы самиздата.
Зрительской и читательской аудитории западных СМИ по-прежнему сравнительно просто услышать российских критиков Путина, но это только вводит в заблуждение. К примеру, шалости Pussy Riot широко освещаются на Западе, но их подвиги остаются незамеченными русскоговорящей аудиторией, черпающей информацию из подконтрольных Кремлю СМИ.
Если Путина когда-нибудь удастся урезонить – а после его недавнего путанного выступления на пресс-конференции по поводу кризиса в Крыму это теперь большой вопрос – Соединенные Штаты и Евросоюз в первую очередь должны прорвать российский информационный пузырь.
Учитывая события последних недель, Путин явно способен завести российское общество во мглу. Попытка Кремля перекрыть свободный поток информации угрожает не только России и россиянам. Как показывает история XX столетия, общество, закрывшееся для разных точек зрения, способно совершить самые ужасные злодеяния и причинить огромный вред всему миру. Обеспечение многообразия источников информации – один из лучших способов не дать государству сбиться с пути.
Будучи апологетами свободного общества, Соединенные Штаты и Евросоюз должны предпринять срочные меры с тем, чтобы пресечь попытки Кремля превратить путинский язык в государственный язык России. Необходимо информационное контрнаступление, способное составить конкуренцию российской государственной информационной машине.
Разрабатывая подобную кампанию, не следует идти в атаку, как в последний бой. Информационная кампания, построенная на пропаганде, обречена на неудачу и может даже сыграть Путину на руку. Задача новой кампании должна заключаться не в том, чтобы доказать превосходство западных ценностей и западного образа жизни, а просто предоставить россиянам иную точку зрения, чтобы они смогли сами подумать и принять более информированное решение о путях развития своей страны, показать, что для государства существует не один, а множество путей развития. Она не должна нести враждебности по отношению к России, она должна просто спровоцировать обсуждение среди россиян.
Такие СМИ, как «Голос Америки» и «Радио Свобода/Радио Свободная Европа», ассоциирующиеся с временами холодной войны, вряд ли решат эту задачу. Для этого требуется совершенно новая структура. Также нужен новый подход к подаче информации. Поскольку целевой аудиторией должна стать российская молодежь, следует избрать тактику разговора о серьезных вещах с толикой юмора. Российской аудитории следует предложить русскоязычные аналоги политико-аналитических передач Джона Стюарта и Стивена Кольбера. Россияне всегда любили хорошую шутку, так что сатира вполне может оказаться самым мощным оружием против лишенного чувства юмора Путина.
Источник - EurasiaNet
Что делать с информационной войной Путина?
0 коммент.:
Отправить комментарий