Лента новостей
Загрузка...

Поможет ли Кыргызстану перетасовка силовиков?

16961 w500 resize На днях президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сделал последние штрихи в выстраивании когорты руководящего состава силовых структур страны, назначив министра обороны, председателя ГКНБ и заместителей начальника Генерального штаба. Ранее, 6 февраля 2014 года был подписан указ о Генеральном штабе Вооруженных Сил Кыргызской Республики и назначении его начальником генерала Асанбека Алымкожоева. Однако поможет ли стране перетасовка силовиков, не подкрепленная вновь серьезным улучшением снабжения армии новым вооружением и военной техникой?


Данным указом Главный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики преобразован в Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики, который определен центральным органом военного управления и оперативного планирования применения Вооруженных Сил и других воинских формирований. Начальнику вновь образованного Генерального штаба поручено внести кандидатуры для назначения на должности министра обороны, председателя Государственной пограничной службы, командующего Национальной гвардией и их заместителей.


По сути, в Кыргызстане применили невиданную прежде практику управления Вооруженными Силами, при которой начальник Генштаба получает командные функции над руководителями силовых министерств и ведомств. Мировой опыт показывает, что наделение Генштабов такими функциями ни к чему хорошему не приводит и, как правило, заканчивается либо развязыванием войн с соседями, либо военными переворотами внутри данной страны. Поскольку сосредоточение власти в одних руках создает у высокопоставленного чиновника запредельные амбиции.


Но на такие беспрецедентные меры Атамбаев вынужден был пойти после того как назначенный им министр обороны Таалайбек Омуралиев окончательно отбился от рук. Почувствовав запах власти и денег, этот вояка не просто стал стремительно погружаться в болото коррупции, но и стал участвовать в политических играх, желая возвыситься еще больше за счет поддержки сил, стремящихся сменить действующую киргизскую власть.


Поэтому придуманное решение вопроса показалось «мудрецам» в Белом доме Бишкека верным и всесторонне продуманным.


На пост начальника Генштаба поставили Асанбека Алымкожоева, усердного военного, далекого от политических интриг, а министром обороны – Кудайбердиева Абибиллу, уже бывшего в смутном 2010 году главой оборонного ведомства, он «отличился» тогда полной безынициативностью, умением оставаться серым и незаметным.


При этом колоритными фигурами оказались заместители этих двух ключевых военных руководителей. Взять хотя бы замов Алымкожоева – Марата Кенжисариева и Жаныбека Капарова, которые большую часть своей службы провели в стенах центрального аппарата Минобороны, первый в управлении международного военного сотрудничества и второй в управлении оперативного планирования. За годы своей службы оба поднаторели в налаживании нужных связей не только в Бишкеке, но и за рубежом, где они проходили обучение и неоднократно проводили переговоры различного уровня. Также они имеют свои команды, готовые активно действовать в интересах своих покровителей.


Все это указывает на то, что проведенный «косметический ремонт» и перетасовки в кадровой колоде отнюдь не гарантируют нынешнему киргизскому президенту усиление его позиций за счет армии. Напротив, это может стать новым источником нестабильности в стране.


Состояние армии Кыргызстана можно сравнить с состоянием «Кыргызгаза», который вместе с его многомиллионными долгами и развалившейся инфраструктурой отошел российскому «Газпрому» за символическую цену в 1 доллар. Военные органы управления, части и учреждения насквозь пропитаны коррупцией, вооружение, техника, учебно- материальная база и другие средства находятся в плачевном состоянии, а личный состав полностью деморализован. Одним словом, впору объявить о банкротстве и предложить России забрать киргизскую армию за символическую цену в 1 сом.


Если же вернуться к самой идее создания в Кыргызстане органа, стоящего над всеми силовиками, то очень скоро мы увидим, что никакая структура добровольно не отдает своих полномочий и начнется повсеместный саботаж тех задач, которые будут ставиться Генштабом в сфере обеспечения обороны и безопасности государства. Генералы и их подчиненные будут тратить большую часть времени на выяснение полномочий друг друга, а армия продолжит сползание в хаос.


В целом, брать серьезно в расчет киргизскую армию в качестве опоры власти не имеет никакого смысла. Военные уже давно не являются силой, способной самостоятельно предпринимать какие-нибудь действия. События лета 2010 года показали, что армия в смутное время становится источником опасности, поскольку дебоширы в Оше завладели не только стрелковым оружием из воинских частей, но и раскатывали на БТР.


Руководящий состав превратился в популистских политиканов, а офицеры среднего звена разбиты на различные группировки, действующие в интересах своего обогащения, покровителей от власти и бизнеса, а также различных внешних сил от Китая и России до Европы и США. Все это ясно показывает, что Атамбаев лишь создал иллюзию решения сиюминутной тактической проблемы за счет формирования Генштаба и удаления ненадежных генералов. Но в перспективе он заложил под себя «мину» замедленного действия, которая может взорваться через определенное время.


Болотбек Наспеков


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Поможет ли Кыргызстану перетасовка силовиков?

0 коммент.:

Отправить комментарий