Весна в Таджикистане обычно связана не только с пробуждением природы, праздником обновления Навруз, но и с призывом в армию. Стартует призыв как раз первого апреля, так что повестка из военкомата становится в семьях жителей страны самой неудачной из первоапрельских шуток. Смеха и радости по этому поводу не слышно. Видимо, президент Эмомали Рахмон в своих иллюзиях видит Таджикистан большим лесом, где призывники растут в изобилии, как грибы. Однако в лукошко военных «грибников» попадаются чаще не мощные «боровики», а хилые «опята» или ядовитые «мухоморы»…
На этот раз республиканскую комиссию по организации весеннего призыва в ряды вооруженных сил страны возглавила вице-премьер Таджикистана Мархабо Джаббори. Очевидно, женщина в роли зазывалы выглядит гораздо симпатичнее, опять же напоминает советский плакат: «Родина-мать зовет!» Ее заместителем назначен начальник организационно- мобилизационного управления Генштаба ВС генерал-майор Хушвахт Мироваров. За исполнение призывной кампании на местах ответственны председатели городов и районов республики.
Приведем простую арифметику. Ежегодно в армию требуется 15-16 тысяч человек. Молодежи призывного возраста в стране 600 тысяч человек. Казалось, впору конкурс в армию проводить. Но господин Мироваров спеши т разочаровать: из 600 тысяч 150 тысяч имеют право на отсрочку либо негодны к службе, еще 100 тысяч находятся на заработках за границей. Но и в этом случае из 350 тысяч можно качественно отобрать 15-16 тысяч солдат.
В чем проблема? Начнем с того, что цифра трудовых мигрантов в 100 тысяч выглядит явно заниженной. Таджикистан стыдится того, что молодые люди страны давно уже призваны в «российский стройбат», где влачат свое жалкое существование, возвращаются домой нередко в виде «груза-200».
Второй момент: слабое здоровье молодежи. Таджикистан является в Средней Азии самой беднейшей страной, где дети часто недоедают. Откуда в таком случае взяться здоровым призывникам? Стыдно, но это надо признать.
Не случайно вице-премьер страны М. Джаббори в ходе заседания заявила, что по поручению президента Таджикистана будет поставлен заслон незаконным методам и приемам призыва молодежи в ряды национальной армии.
Известный юрист Таджикистана Ойнихол Бобоназарова говорит, что своим поручением президент страны дал понять, что он и сам прекрасно знает о незаконных методах призыва. «Но он также должен иметь в виду, что выполнить план законным методом и искоренить облаву можно только тогда, когда ответственные лица, применяющие метод облавы, будут строго наказаны», – отмечает Бобоназарова.
В министерстве обороны косвенно признают, что призыв осуществляется на принудительной основе. Так, по словам начальника пресс- центра Минобороны РТ Фаридуна Махмадалиева около 60% призывников аналогичной кампании 2013 года пополнили армию Таджикистана на добровольной основе. План был выполнен на три дня вперед (28 мая), в связи с чем, тогдашний министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллоев направил благодарственные письма главам районов и городов. Но выходит, что остальные 40 процентов, то есть 6 тысяч человек, в армии оказались принудительно?
Отсюда возникает стойкое подозрение в том, что в Таджикистане без облавы выполнить план призыва в ряды вооруженных сил невозможно, поэтому незаконный метод будет практиковаться и впредь.
Под словом «облава» подразумевается задержание гражданина, без предварительного вручения повестки со стороны военных комиссариатов, представителями джамоатов и сотрудниками милиции, на улицах, рынках, в общественных местах с целью привода в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий и дальнейшей отправки на места несения военной службы.
Во избежание насильственной отправки молодежи для прохождения срочной службы в рядах ВС Таджикистана и информирования мирных жителей нашей страны мы систематизировали и обобщили некоторые незаконные методы призыва.
- Рейдеры в милицейских погонах. Обычно в темное время суток на блокпостах, перекрестках и постах ГАИ останавливается автомобиль, в присутствие офицеров Минобороны осуществляется визуальный осмотр машины. При обнаружении потенциального «объекта», молодого мужчины в возрасте 16-30 лет, его забирают (иногда насильно) в военкомат для дальнейшего изучения и возможного призыва в армию.
- Облава рынков. В дневное время, когда основная масса людей занята торговлей и покупками продуктов питания и других товаров, представители военкоматов во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов осуществляют «охоту» за молодыми мужчина. При обнаружении наиболее подходящего призывника (продавец, покупатель или прохожий мимо, не имеет значения) они его задерживают и направляют в военкомат или ближайший милицейский участок для проведения дальнейших работ.
- Обеспечение «общественного порядка». Офицеры обычно при сопровождении домкомов и местных участковых «путешествуют» по жилым кварталам под предлогом проведения так называемой агитационной работы и наведения общественного порядка. Заметив «подозрительного», забирают его с собой в участковый пункт для проведения с ним «профилактической работы», т.е. возможного направления в армию.
- «Подпишите, пожалуйста…». Призывников приглашают в местные органы государственной власти, учреждения, ведомства, джамоаты (сельсовет) для ознакомления с какими-то «важными документами» или подписать «какие-то необходимые бумаги». После прибытия «объекта» в назначенный пункт в установленное время, вдруг появляются офицеры в погонах и забирают призывника в военкомат. Ну а дальше по отработанной схеме.
- «Подвезти?…» В качестве ловушек также используются маршрутки, которые ездят по улицам, подбирают голосующих молодых людей, а затем везут их в военкомат, для проведения последующих процедур.
- «Добро пожаловать домой!». Во время призывной кампании потенциальных призывников отлавливают буквально по прилете из России в аэропортах Таджикистана.
- «Незваный гость». Во время рейда представители органов, ответственных за призыв, нередко вламываются в жилища призывников рано утром или поздно ночью. Далее по традиционной схеме. Облавы, как правило, также осуществляются рядом с учебными заведениями, в интернет- кафе, на вокзалах и других общественных местах по отработанной схеме: «увидел объект – задержал – призвал».
Примечателен случай, когда в начале прошлого года военная прокуратура Хатлонской области Таджикистана возбудила уголовное дело по факту незаконного призыва 23 школьников, которых отправили в армию за месяц до окончания средней школы и пообещали выдать аттестаты после прохождения срочной службы.
Вы думаете, там кого-то наказали? Не угадали. При этом военком Сафар Худойдодов заявил, что школьники, попавшие в армию, прогуливали занятия. По его словам, их родители якобы сами просили «принять меры» в отношении их детей. То есть, незаконные призыв произошел исключительно по «многочисленным просьбам населения». Трогательно!
Почему детям не дали доучиться и тупо забрили в армию? Похоже па анекдот про чукчу и картошку. Посадил чукча картошку, но через неделю он выкопал ее обратно. Его спросили: что, такой скороспелый сорт? Ответ был очень прост: нет, просто очень кушать хочется. Вот и Рахмону хочется не образованную молодежь иметь, а тупо прикрыть задницу.
Сегодня родители ищут все возможности избавить своих детей от воинской службы. Ребят отправляют за границу, где они живут до тех пор, пока не выйдут из призывного возраста (с 18 до 27 лет). Призывники используют все возможности, чтобы не оказаться в армии: поступают вузы, мигрируют в соседние страны, женятся и быстро заводят двоих детей и т.п. самые продвинутые подделывают медицинские справки, тем самым получая отсрочки от армии.
Женатым и имеющим одного ребенка призывникам имеются льготы – служат на территории области, где они проживают. Так что же отпугивает новобранцев от службы в рядах армии Таджикистана? Приведем наиболее распространенные причины.
- «Дедовщина». Примечательно, что это явление широко распространено не только среди солдат и сержантов, но и среди офицерского состава, в результате чего уровень дисциплины очень низкий. В результате «дедовщины» имеются случаи смертей среди военнослужащих.
- Клановые отношения. Обычно, по прибытию военнослужащего на новое место службы задается вопрос – «Чей холоп будешь?…», и затем осуществляется перераспределение воина по клановым признакам. Между выходцами из различных кланов (солдатами и офицерами) в таджикской армии сохраняются острые противоречия, которые часто приводят вплоть до вооруженного столкновения. В связи с наличием местничества и клановых отношений в войсках также сохраняется высокий уровень коррупции.
- Тяжелые условия прохождения службы. В казармах и на объектах службы войск отсутствуют элементарные бытовые условия. В зимних условиях помещения не отапливаются.
- Плохое питание. Солдат кормят блюдами, приготовленными из некачественных продуктов питания. Суточная калорийность пайка не соответствует медицинским нормам.
- Некачественное обмундирование. Форма, выдаваемая солдатам, сшита из материала низкого сорта, которая дает о себе знать после первой же стирки. Военная форма выдается одна на весь период прохождения службы. В некоторых частях выдают обмундирование еще советского образца.
- Долгий срок военной службы. Срочная служба в нашей армии длится 24 месяца, а для юношей с высшим образованием – 12 месяцев.
- Непривлекательность военной службы. Законодательством Таджикистана не предусмотрены какие-либо льготы для молодых людей, прослуживших военную службу, а также членов их семей. Необходимо также отметить, что члены призывной комиссии, как правило, не проверяют состояние здоровья призывников. Медики закрывают глаза на явные болезни призывников, им необходимо выполнить план, соответственно в таджикскую армию попадает много больных людей.
Военные и члены призывных комиссий иногда, ради выполнения плана, закрывают зачастую глаза на судимости и другие метки асоциального поведения призывников при наличии у них хотя бы минимума здоровья.
По статистике, в течение одной призывной кампании около 30% молодежи направляются на военную службу, имея заболевания, не позволяющие им служить в вооруженных силах. Таким образом, в нашей армии собираются представители социального дна таджикского общества. Из этого можно сделать вывод, какие жестокие нравы царят в нашей армии и какие «крепкие» бойцы защищают мир и спокойствие таджикского народа.
Наблюдая по телевизору за тем, какое жалкое зрелище представляет собой армия Украины, которую новые власти Киева забросили наводить на юге порядок, возникает понимание того, что таджикские «мухоморы» ничем не лучше выглядят. Не случайно во время операции в Горном Бадахшане армия понесла большие потери. Если вдруг случится вторжение боевиков из Афганистана, смогут ли хилые и больные дети отстоять Таджикистан? Не верится…
Мирзоджан Муллоджанов
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
«Опята» и «Мухоморы» таджикской армии
0 коммент.:
Отправить комментарий