Это не новый анекдот, а суровая действительность. Со второго полугодия, в средних школах Туркменистана вместо произведений предыдущего президента С.Ниязова, начали изучать книги, написанные нынешним президентом или написанные о нем.
В соответствии с учебной программой, разработанной министерством образования Туркменистана, школьники на уроках литературы, начиная с 4-х классов, будут изучать произведения Бердымухамедова, как «классика туркменской литературы», и произведения о Бердымухамедове, как о «ярком и ослепительном вожде» туркменского народа, создателе «великой эпохи счастья и процветания». Для глубокого и подробного изучения творений нынешнего президента, а также книг, рассказов и стихов о нем, отводится по 7-10 учебных часов каждую четверть.
Для сравнения, на изучение классиков мировой литературы, таких как Шекспир, Сервантес, Пушкин, по новой программе выделяется всего по 1-2 часа в четверть. Ну а как же иначе! Ведь речь идет о новом «величайшем туркменском классике», творения которого сегодня также бессмертны и неповторимы, какими еще только вчера были «великие произведения» «незабвенного» Туркменбаши.
Впрочем, для того чтобы обнаружить, что система образования в этой закрытой от «чужих глаз» стране с авторитарной властью год от года деградирует, достаточно взглянуть на те «грандиозные и впечатляющие перемены», которые в ней происходят.
Прежде всего, эти «перемены» происходят в детских дошкольных учреждениях. Начало свертыванию неугодных детских учреждений положило «временное» закрытие в Ашхабаде эстетического центра для школьников «Аракчи». Затем настала очередь других негосударственных детских образовательных центров.
Как и в случае с «Аракчи», повсеместно приостановке функционирования детских центров предшествовали различные комиссии с проверками. Последовавшее затем «временное» закрытие постепенно трансформировалось в окончательное и бесповоротное. Причину этого необъяснимого запрета, как здесь водится, родителям никто объяснять не собирался. Они надеялись, что это недоразумение будет исправлено. Но их надеждам не суждено было сбыться.
Сказать, что упомянутый выше эстетический центр не востребован, как-то язык не поворачивается. Многим хотелось устроить сюда своих детей. В отличие от других государственных подобных учреждений, здесь все было организовано так, как полагается, в полном соответствии с существующими международными стандартами. Где еще дети могли находиться в первоклассных условиях, под профессиональной опекой опытнейших преподавателей и воспитателей, иметь качественный уход и полноценное здоровое питание. Достаточно сказать, что к школе выпускники центра уже имели основы знаний по многим предметам, в том числе и по иностранным языкам.
Впоследствии все же выяснилось, что главным «недостатком» для проверяющих был кадровый состав педагогов, среди которых преобладали опытные педагоги, имеющие еще советское образование или зарубежные дипломы. К тому же они носили европейскую одежду, а не национальные туркменские платья и иранские платки, что, по мнению бдительных работников Министерства образования, никак не вписывается в общую картину.
Ну а общая картина такова, что о каких-либо светлых перспективах говорить не приходится. Процесс массового закрытия (отзыв лицензий) немногочисленных негосударственных эстетических и образовательных центров продолжается. Свернул свою деятельность даже такой популярный Центр образования, как «Интек». Десятки взрослых и детей в свое время освоили здесь иностранные языки, а также основы компьютерной грамотности. А ведь образовательные и эстетические центры — это единственное, что было дозволено новым Законом об образовании, где декларировалось возможность деятельности негосударственных образовательных учреждений.
Логику чиновников Минобразования понять несложно. Реформа системы образования, была одним из основных приоритетов, заявленных нынешним президентом при вхождении во власть. А результаты реформ плачевны. Одно из подтверждений тому — готовность многих родителей платить деньги и обучать своих детей в негосударственных образовательных учреждениях. Это означает, что граждане предпочитают альтернативное образование государственной школе.
По той же причине в список неугодных попал и открытый с большой помпой в 2008 году филиал Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в Ашхабаде. Добавим, то же самое случилось в свое время и с популярными туркмено-турецкими школами и учебными центрами «Башкент». Нет ясной перспективы и у Туркмено-турецкого университета, который открылся в 1994 году.
Некоторые связывают процесс свертывания деятельности турецких образовательных учреждений с движением «Нурджулар», последователей которого называют «нурсистами» (производное от имени основателя движения Сайда Нурси). В России, например, это движение признано экстремистским, а все турецкие учебные заведения были закрыты в начале нынешнего столетия.
Как бы то ни было, но процесс закрытия местных негосударственных и иностранных учебных заведений, оборачивается большими проблемами для всей нынешней системы образования. И без того, большинство выпускников школ и высших учебных заведений страны не отличаются особыми знаниями. «Грамотность и образованность» подменяется ложными понятиями туркменской исключительности, превосходством над другими нациями, фобией и элементарной спесью при общении с представителями других национальностей. Это особенно проявляется при выезде за рубеж, где поведение молодых туркмен граничит с явным абсурдом, и они встречают, мягко говоря, непонимание со стороны своих сверстников.
Но таков выбор самих туркмен. Ведь недаром говорят, что всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает…
Мырат Таганов
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Туркменский президент стал литератором
0 коммент.:
Отправить комментарий