В редакцию “АП” обратились жители джамоата Чинор Пенджикентского района с просьбой помочь им отстоять права на их дома, которые власти района совместно с Минобороны намерены забрать.
Чтобы разобраться в ситуации, журналист “АП” выехал в Пенджикент.
В 2011 году Указом председателя Пенджикентского района Хисрава Абдуназарова 132 семьям джамоата Чинор были выделены земельные участки под строительство домов. Люди начали строить, причем, по словам главы местного управления, из хукумата ежедневно звонили им, чтобы узнать, насколько активно идет строительство домов, и требовали ускорить процесс.
Однако в июле 2013 года власти Пенджикента оповестили 18 семей, которые получили новые участки, о необходимости временно приостановить строительство, так как их земля в скором времени перейдет в ведомство Минобороны. Дело в том, что вблизи этого поселка располагается войсковая часть №05170. Оповещения о необходимости прекращения строительства получили семьи, чьи дома максимально близко расположены к войсковой части. Остальные семьи продолжали строить свои дома.
Спустя 9 месяцев после этого устные оповещения о необходимости прекращения строительства получили уже 40-45 семей. А на сегодня власти Пенджикента запретили строить уже около 100 семьям. Примечательно, что 22 дома уже полностью построены, в 15 заложили фундамент. Помимо этого, как выяснилось, власти хотят забрать и прилегающие к этой территории плодородные земли, где расположено около 120 семейных дехканских хозяйств.
Утром следующего дня мы направились к месту, где и расположены новые дома. Выяснилось, что земли под строительство власти Пенджикента выделили буквально на холме.
Мы поговорили с некоторыми жителями, которые уже успели построить дом и вселиться.
Зоир Отабоев въехал в новый дом около года назад.
- Мы потратили на постройку этого дома около 80 тысяч долларов. Живу я тут с братом, и у каждого своя семья, – рассказывает Зоир. – Этот дом мы построили с огромным трудом, а теперь нам говорят, что заберут его. Даже если будет компенсация, я против этого, так как мы слишком много собственного труда вложили в этот дом.
Другой житель джамоата Чинор Акрам Облокулов еще только заложил фундамент, но, услышав, что приехал журналист, он специально приехал к своему участку.
- Я со своим братом уже пять лет работаю в России. Все, что там зарабатываем, копили, и вот, когда нам дали землю, решили построить дом, – говорит Акрам. – Как видите, землю нам выделили на холме. Дороги здесь нет. Привозим камни, песок, разгружаем у подножия холма, а дальше тележками поднимаем на холм. Таким образом мы постепенно заложили фундамент дома. На все мы потратили 180 тысяч российских рублей. Это не считая, что часть стройматериалов у меня уже была. Здесь еще нет воды. Для строительства мы привозили воду из других мест, арендуя транспорт. Каждая машина обходилась в 70 сомони.
Военная тайна или простая безалаберность?
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что на этом же холме людям выделили и земли под культуры, только вот воды за три года власти сюда не провели, равно как и электричества. Переселенцы по сегодняшний день живут без света и воды. Некоторые участки земли под строительство дома выделены буквально на склоне в 45 градусов.
Мы спустились к подножию, где меня поджидали около 40 местных жителей – тоже владельцы земельных участков. Все они собрались специально, чтобы рассказать о своих проблемах.
- Мне этот дом построили силами всего кишлака. У меня нет мужа, – говорит Нуринисо Кодирова. – Сегодня говорят, что заберут дом, а компенсация меня не интересует, так как я просто не хочу отдавать свой дом. Пожалуйста, донесите до президента, что тут у нас происходит. Я буду силой отстаивать свой дом. Если вынудят, повешусь в этом доме, а потом уже пусть его забирают…
Выяснилось, что большая часть домов построена за счет денежных переводов трудовых мигрантов. Почти из каждой семьи по несколько сыновей работают в России.
У каждого из собравшихся своя история, свои проблемы. Кто-то заработал инсульт, строя свой дом, другой потерял сына в России. Собравшиеся женщины, рассказывая о проблемах, просто плакали. Кстати, во время беседы выяснились и другие интересные моменты относительно этой территории…
Пообщавшись с ними, я поехал к председателю джамоата Чинор. Он сказал, что, насколько он знает, на изымаемой территории Минобороны намерено создать военный городок. А людям выделят земельные участки в другом месте и компенсируют их расходы на построенные дома. Еще одна причина изъятия земель якобы в том, что с высоты холма, где расположены дома людей, полностью видна внутренняя территория войсковой части №05170, а это считается военной тайной.
Однако, как выяснилось, свободные земли в этом джамоате есть только на другом холме, расположенном рядом. Мы поехали осмотреть его, здесь предположительно и собираются разместить людей.
Как ни странно, у подножия этого холма расположена другая войсковая часть, принадлежащая пограничным войскам. Кстати, часть даже не имеет стены.
Почему безопасность одной войсковой части учитывается, а другой нет, непонятно. Главное, почему в 2011 году, выделяя участки, власти Пенджикента не учли эти моменты? А самое главное, почему руководство самой войсковой части на тот момент не опротестовало решение властей, мотивируя это рассекречиванием военной тайны?
Кто сегодня должен отвечать за эти ошибки и почему компенсационные средства для владельцев домов должен выплачивать государственный бюджет?
А был ли Указ?
ЧТОБЫ найти ответы на эти вопросы, мы направились к главе Пенджикентского района Хисраву Абдуназарову. Поначалу он не хотел принимать корреспондента “АП”, а отправил к своему заму, который, как оказалось, практически ничего об этой проблеме не знал.
В итоге Абдуназаров все-таки вынужденно принял меня, причем собрав всех ответственных лиц, отвечающих за процесс переселения жителей этих домов. Однако на все вопросы у него был один короткий ответ: “В государственных интересах возникла необходимость изъять эти земли, и этот процесс необратим. Всем жителям будут выплачены компенсации и выделены участки в другом месте”.
Свою вину в ошибочном выделении участков на запрещенной территории Абдуназаров не признал. Не признал он и официальное письмо руководителя жилищно-коммунального строительства Пенджикента Бурхонова, который в ответ на письмо жителей джамоата Чинор председателю Согда Абдурахмону Кодири написал, что в 2013 году президент во время визита в Пенджикент дал распоряжение председателю района и министру обороны очистить территории близ войсковой части №05170 от частных построек.
“Бурхонов ошибся в содержательной части этого письма, я не признаю это письмо”, – заявил Абдуназаров.
Также председатель Пенджикента не смог объяснить, почему по сегодняшний день все мероприятия, связанные с переселением нового поселка, выполняются только через устные распоряжения. Абдуназаров не смог предъявить ни одного своего письменного распоряжения о переселении и других процедурах, связанных с переселяемым поселком.
Жители джамоата Чинор также во время беседы неоднократно заявляли, что никто им не показывает ни одного официального документа, что и вызывает у них недоверие относительно выделения участков в другом месте, а главное, компенсации за построенные дома.
В земельном комитете хукумата Согдийской области “АП” заявили, что они слышали про эти проблемы, однако они этими вопросами не занимаются, и порекомендовали обратиться в административно-правовой отдел.
В этом отделе тоже слышали об этих проблемах, но точно никто ничего сказать не смог. Единственное, удалось выяснить, что был какой-то секретный Указ о предоставлении территории поселка войсковой части 05170 для создания подсобного хозяйства и одновременно восстановления секретности объекта путем переселения жителей, живущих на холме. И этот Указ якобы основывался на устном распоряжении президента страны в ходе визита в войсковую часть №05170.
Странность в этом Указе заключается в обоих моментах. Зачем войсковой части нужны новые земли для создания подсобного хозяйства, если 1,5 га пахотных земель, выделенных джамоатом Чинор специально для войсковой части, уже три года просто лежат?
Что касается секретности объекта, то тут вопрос еще более острый и непонятный. Изначально земли были выделены, как выясняется, в запрещенном месте, и власти и военные структуры одобрили это. В течение трех лет власти Пенджикента буквально требовали, что люди быстрей построили свои дома, при этом не построив в этой местности инфраструктуры… А когда часть домов построили, внезапно возник вопрос о безопасности войсковой части.
Так кому и под какие нужны в действительности нужны дома жителей джамоата Чинор?
“АП” будет следить за развитием событий…
Худжанд – Пенджикент – Худжанд
Хайрулло МИРСАИДОВ,
Источник - Asia-Plus |
Секретные игры властей таджикского Пенджикента
0 коммент.:
Отправить комментарий