По мнению официального Душанбе, национальная система образования в республике успешно развивается и вбирает в себя лучшие мировые образцы. Не обходится это благое дело и без новаций собственного изобретения, которые на взгляд чиновников для образования идут лишь на пользу дела. Правда, все эти нововведения по большей части вызывают недоумение и непонимание. Например, в былые годы, когда система образования имела стабильные источники финансирования, бурно развивалась, и стремление к знаниям считалось естественным процессом и всячески поощрялось, каждый учебный год в школах заканчивался “последним звонком” и торжествами прощания со школой. С этим советским “пережитком” таджикские чиновники успешно покончили, и вот уже более 7 лет учебный год заканчивается “звонком зрелости”. Вместо глупых и бессмысленных торжественных линеек и школьных балов, таджикский выпускник получает митинг, где ему напоследок напомнят о мудрости и славных делах во благо страны президента Э.Рахмона и отправят домой.
В настоящее время около 150 средних школ Таджикистана ютятся в жилых домах, 280 находятся в аварийном состоянии, а 180 требуют капитального ремонта. Более 80% общеобразовательных учреждений работают в трехсменном режиме по причине нехватки ученических мест. Порядка 90% школ не отвечают даже элементарным требованиям санитарии, в каждой второй полностью отсутствует система отопления.
Процесс развала системы образования сопровождается чудовищным падением в стране интереса к знаниям. В Согдийской области в текущем году школу закончило свыше 30 тысяч учеников. Из них лишь около 9 тыс. подали документы в Национальный центр тестирования и намерены продолжить учебу в средне-специальных и высших учебных заведениях. Корни такого отношения к образованию надо искать в социально-экономической ситуации в стране.
Как отмечает местное представительство UNICEF, в Таджикистане вследствие социально-экономической нестабильности до 12 тысяч учащихся не посещают уроки, подрабатывая вместо этого на мойках автомашин и носильщиками на рынках. В каждой школе порядка 70-80 учеников бросают учебу, недоучившись до 9 класса, особенно в сельских районах, где из-за финансовых трудностей, массовой бедности молодые люди вынуждены бросать школы выезжать на заработки за рубеж.
По опросам тех, кто имеет возможность продолжить учебу после школы, почти все твердят одно и то же. “По специальности работу в Таджикистане не найти, но диплом дает больше шансов на трудоустройство в России или Казахстане. И это уже сложившаяся тенденция.
В школах не хватает более 9 тысяч преподавателей, и это несмотря на то, что профильные вузы республики ежегодно выпускают порядка 5 тысяч молодых специалистов. Их и не будет хватать, потому что мало найдется желающих за копеечные зарплаты работать в школах республики. В то же время таджикские дипломированные специалисты на стройках в качестве разнорабочих, грузчиков и продавцов на рынках, дворников и уборщиков в системе ЖКХ на российских просторах встречаются сплошь и рядом.
Нищета, повальная безработица вынуждает людей в поисках средств к существованию, покидать родной край. А поскольку власти не предпринимают никаких мер для улучшения жизни своего народа, то трудовая миграция стала образом жизни для таджиков. И так как власти этот процесс предпочитают не замечать, то в самом таджикском обществе появляются вполне прагматичные идеи и предложения, которые отражают реалии дня. Их внедрение в практику, по мнению авторов, позволит таджикистанцам быть лучше готовым к суровой действительности. С вполне дельным предложением, например, выступает директор одной из школ Файзабадского района Абдуджаббор Саъдиддинов. Он считает, что в школах необходимо ввести предмет или курс уроков по трудовой миграции. “Таджики еще как минимум лет 50 будут ездить на заработки в Россию, поэтому нынешняя молодежь Таджикистана должна готовиться к трудовой миграции со школьной скамьи, нужно объяснить ребятам, что им необходимо знать во время поездки на заработки, особое внимание уделив урокам русского языка”, – пояснил директор школы.
Саъдиддинов в своих размышлениях не одинок. “Вместо уроков труда, или на отдельном занятии ребят нужно обучать строительным профессиям, сварочным работам, плотницкому делу для чего можно приглашать людей, владеющих такими навыками на профессиональном уровне. Я сам с 2000 по 2005 года был в трудовой миграции в России. Там куда бы вы ни пошли, спрашивают дипломы или сертификаты, чего у наших таджикских мигрантов до сих пор нет”, отмечает директор Центра социально-экономических исследований “Стратегия” Бахор Камаров.
Но пока власти такого рода предложения предпочитают не замечать. Им не с руки признавать очевидное: в современном Таджикистане уже с молоком матери детям прививают понятие, что трудовая миграция – единственный путь к выживанию. Не зря же каждый второй школьник в своих сочинениях о будущей профессии пишет, что мечтает поехать на заработки в Россию, и никто не интересуется, почему их не привлекает труд на родной земле. Ответ, что называется, лежит на поверхности. Условия, в которых они растут, не позволяет им иметь другую мечту.
Тимур Радиков
Источник - ЦентрАзия |
"Стать гастарбайтером" - мечта таджикских детей
0 коммент.:
Отправить комментарий