За последнее время из 653 жителей Согдийской области Таджикистана, обучавшихся в религиозных заведениях за рубежом, на родину были возвращены 632 человека. По возвращению учащихся домой сотрудники местных отделов по делам религии оказывают содействие в их трудоустройстве или направляют для продолжения учебы в различные вузы республики. Несмотря на имеющиеся вакансии, брать подобных сотрудников на работу или на обучение – желающих мало. Их специальная, профессионально-техническая подготовка практически равна нулю, а незаконченное теологическое образование, в силу низкого качества, не находит применения в духовных учреждениях. Годы, проведенные этими ребятами за рубежом можно считать потраченными впустую, так как они не приучены к элементарным трудовым и социальным навыкам, соответствующим современности: не обладают компьютерной грамотностью, не знают иностранных языков, не сталкивались с производственными процессами, не имеют элементарных практических знаний. Это подтвердили проверочные тесты и аттестация. В официально зарегистрированных 960 пятничных, 91 соборной и 13 центральных мечетей на севере Таджикистана вернувшимся на родину студентам места также не нашлось. В силу их слабой подготовки и “перепроизводства” духовников на душу верующего населения. После возвращения учащихся из исламских стран их интеграция в общество проходит с трудом. И те, кто не смог адаптироваться, устроиться дома или на выезде, вынуждены искать себе духовного наставника, который нередко оказывается вербовщиком, набирающим молодые силы в ряды боевиков.
Массовое возвращение студентов из зарубежных богословских учебных заведений началось после выступления президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который справедливо считает, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность. Что на практике было доказано участием выпускников подобных школ и медресе в событиях в африканских и арабских странах, а также при ликвидации бандгруппы мулло Абдулло в Раштском районе РТ. Поэтому, возвращение властями Таджикистана учащихся, проходивших обучение в религиозных учебных заведениях Египта, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и др. стран стало своевременным шагом таджикского руководства. Хваленная “просветительская” работа этих учебных заведений, потворствующих терроризму и экстремизму, принесла своим странам не плоды просвещения, а рассаду революций.
В последние годы интерес к религии в Таджикистане заметно вырос, поэтому изучать азы ислама отдают детей даже из нерелигиозных семей. Одновременно возрос интерес к нашей молодежи и их обучению в самих исламских государствах. Для эмиссаров от терроризма такой свежий “материал” словно пластилин, из которого можно вылепить все, что им угодно, одурманив и запрограммировав молодое сознание на подрывную деятельность в обмен на финансовые посулы. Особо податливым и внушаемым студентам можно “запудрить” мозги обещаниями вечной жизни и божественной благодати в награду за борьбу с неверными. Каждый второй возвратившийся студент признается, что в ходе обучения их призывали к гражданскому неповиновению и к джихаду. После подобного зомбирования молодежь попадает под дальнейшее идеологическое влияние, подобно боевикам, воюющим в Сирии.
Удивляет позиция родителей, которые вместо того, чтобы дать в руки детей утилитарную профессию, пользующуюся спросом, как на родине, так и при выезде на заработки, доверяют их дальнейшее обучение и воспитание незнакомым чужеземным “педагогам”. “В большинстве случаев подростки, оставшись без контроля, обучаются не на мулл, а становятся на путь терроризма и религиозного экстремизма”, – заявил Э.Рахмон. Республике не нужны в таком огромном количестве ни полуграмотные муллы, ни агрессивные религиозные экстремисты. Тем более, что получить высшее религиозное образование можно, не выезжая за пределы страны, в Таджикском исламском университете. Законы РТ не запрещают получать богословское образование за рубежом. Для этого необходимо взять разрешение государственных органов. В республике можно заняться религиозным самообразованием. До недавнего времени, купить книги по Исламу можно было повсеместно. В магазинах и возле каждой мечети продавали аудио- и видеозаписи проповедей известных в стране священников. Сейчас контроль за массовым засильем низкопробной религиозной литературы и видеоматериалов ужесточен.
Реальное положение дел показало миру закономерность того, что религиозный экстремизм, как правило, проповедуют и пропагандируют седобородые старики, но “в бой идут не одни старики” – под пули они подставляют неоперившуюся молодежь. За последние годы исламистский терроризм значительно помолодел. С экстремистскими группировками необходимо бороться силовыми методами, но при этом не следует забывать, что среди членов таких групп есть заблудшая молодежь, которая была втянута туда обманным путем. Прежде всего, следует бороться с незнанием, пропагандируя позитивные созидательные идеи, вечные ценности.
В Согдийской области, куда сегодня вернулись более 650 жителей региона, обучавшихся за рубежом, указанной проблеме уделяют особое внимание. Это показала состоявшаяся встреча представителей правоохранительных органов, ответственных лиц хукуматов районов области, активистов, главных специалистов отделов по делам религии джамоатов, имам-хатибов, религиозных деятелей и родителей студентов, обучающихся за рубежом. Были обсуждены вопросы предотвращения преступлений, вхождения молодежи в запрещенные движения и течения экстремистского характера, участие граждан РТ в боевых действиях в Сирии.
В этой связи крайне настораживает пассивная, безучастная и безразличная позиция по данной проблеме членов ПИВТ, имеющих “заслуженные” места в республиканском Парламенте и активно готовящихся к предстоящим парламентским выборам 2015 г. Правильная линия поведения в интересах будущего нации в этом религиозном вопросе – их непосредственная компетенция.
Тамара Обидова, педагог
Источник - ЦентрАзия
Таджикский Согд. Для чего куются исламистские кадры?
0 коммент.:
Отправить комментарий