Лента новостей
Загрузка...

Таджикский бунт оказался плохой постановкой?

С первых дней вооруженного мятежа в Таджикистане не оставляло ощущение того, что являешься свидетелем плохой постановки. Очень похоже на недавний «спектакль» в Бишкеке, где местный Госкомитет национальной безопасности инсценировал ликвидацию боевиков, якобы готовивших нападение на авиабазу РФ в Канте. Правда, здесь персоны были на порядок круче: заместитель министра обороны и батальон десантников якобы восстали против диктатуры Эмомали Рахмона, а затем бежали в горные ущелья.

После того, как президент Таджикистана созвонился с президентом РФ Владимиром Путиным и тот произнес ритуальные слова, процитированные на официальном сайте: «Владимир Путин расценил события в Таджикистане - нападения на сотрудников правоохранительных органов - как попытку дестабилизации ситуации в республике и заверил руководство страны в поддержке со стороны России», Эмомали Рахмон посчитал, что Москва дала ему карт-бланш на ликвидацию остатков оппозиции.

Однако российские СМИ, даже официозные, не спешили поддержать версию о том, что якобы этот мятеж организован со стороны сторонников ИГИЛ, о чем Эмомали Рахмон заявил при посещении Вахдатского района. В них проводится красной нитью мысль о том, что это восстание является следствием опрометчивой политики Рахмона по выдавливанию оппозиции из страны. Вот что написал на сайте «Expert Online» Геворг Мирзаян: «Вооруженный мятеж в Таджикистане называют следствием политики Эмомали Рахмона по централизации власти. И опасаются, что за этим восстанием последуют новые. Нынешнее восстание должно стать для Москвы тревожным звоночком. Ситуация в Таджикистане ухудшается с каждым месяцем, а силовые действия властей не являются решением проблемы, скорее ее усугубляют».

Вот и верь после этого красивым словам Путина! Если коллега ему опять позвонит, то он сделает изумлённые глаза и вздохнет: «Ну, у нас тут демократия, каждый пишет, что хочет. Но я поддерживаю». Или что-то в этом духе. Дело в том, что в 1997 году переговоры между администрацией Эмомали Рахмона и верхушкой ОТО проходили в Москве. И Москва была гарантом того, что Душанбе выделит оппозиции 30-процентную квоту во власти, впоследствии не станет преследовать бывших врагов.

За минувшие годы Эмомали Рахмон методично истребил наиболее популярных лидеров ОТО, а в довершение всего взялся прикрыть партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Поскольку ПИВТ является стопроцентным продуктом политики Москвы, то Кремлю полагалось хотя бы формально выступить в ее защиту. Вот пресса и шумит для виду.

Однако сейчас, когда главари оппозиции кто убит, кто сидит в тюрьме, а кто за границей, никакой необходимости в демонстративной ликвидации ПИВТ не было. Как не было необходимости в инсценировке вооруженного восстания со стороны генерала Абдухалима Назарзода.

И здесь мы подходим к самой интересной части версии «восстания» от Геворга Мирзаяна: «Причин для такого решения было как минимум две. Во-первых, в стране растет социальное напряжение. Резкое падение курса рубля и экономический кризис сокращает доходы и делает пребывание в России таджикских гастарбайтеров экономически нецелесообразным. Они едут домой, к семьям - а работы там нет. Соответственно, к власти появляются серьезные претензии. Во-вторых - волну недовольства могут возглавить представители оппозиции. Ряд ее членов уже проходят стажировку в ИГ в Афганистане. К ним присоединяются даже представители власти (достаточно вспомнить отъезд в ряды ИГ одного из командиров таджикского ОМОН), которые обещают вернуться с накопленным опытом и полученными друзьями в Таджикистан для восстановления там справедливости. Возможно, поэтому президент Рахмон и решил нанести превентивный удар по силам, которые могут возглавить народный протест».

Чисто римское требование толпы: хлеба и зрелищ, удовлетворено хоть наполовину. Хлеба дать вдоволь Э.Рахмон не может, в чем недавно честно признался, призывая народ запасаться продуктами на два года вперед. Рубль падает, трудяг не зовут на стройки, они толпами едут домой. Что с ними делать? Заставить бесплатно копать котлованы под Рогунскую ГЭС опасно. Могут восстать. Остается опередить их, устроив показательное подавление «дворцового переворота», назвав больших людей изменниками и крикнув, что Родина в опасности. Теперь до определенного момента можно муссировать эту тему, отвлекая толпу.

Политолог Александр Князев рассуждает в похожем ключе: «Нетрудно предположить, что антиоппозиционная карательная практика будет трактоваться в русле модных сегодня идеологий, согласно которым весь неофициальный ислам относится к проявлениям экстремизма и терроризма. Это найдет понимание как в Москве, Пекине, Вашингтоне, где не преминут подыграть Рахмону, так и в соседних республиках, поскольку те же инструменты используются и там, и антиисламская практика официального Душанбе вполне вписывается в общемировой тренд».

Мудреное слово «тренд» в просторечии означает тенденцию. То есть, в мире такая тенденция: как чего не так с экономикой, правители начинают у носа публики махать черными флагами: смотрите, ужасный ИГИЛ лезет на нас, а вы все про коррупцию бурчите. Чаще всего это помогает.

51-летний генерал А.Назарзода не был потомственным военным, он в разгар гражданской войны мирно торговал в братском Казахстане, зато к подписанию мирного соглашения торжественно вернулся в Таджикистан с колонной из джипов, из которых десять подарил комиссии по примирению во главе с Саидом Абдулла Нури. Американская мечта в таджикской версии: мальчик с чулочной фабрики в Душанбе вырос до заместителя министра обороны, стал владельцем хлебопекарного завода на повороте аэропорта в Душанбе, птицефабрики в Кафирнигане и десятка других предприятий. Но 4 сентября он опять стал изгоем. Превратности судьбы, однако.

Судя по сообщениям таджикских СМИ, Абдухалим Назарзода вовсе не был непримиримым противником режима Эмомали Рахмона, он являлся до самой своей опалы опорой этого режима. Недаром бойцы ОТО возмущены были тем, что приехавшему из Казахстана торгашу сразу повесили погоны полковника, а потом он вырос до генерала. Ему не надо было доказывать свои таланты полководца, он преуспел в искусстве переговорщика.

Например, политолог Аркадий Дубнов, эксперт по Средней Азии, в материале на сайте CA-NEWS утверждает, что Абдухалим Назарзода, бывший командир 25-го батальона таджикской оппозиции, сделавший затем карьеру в правительственной армии, заслужил доверие президента несколько лет назад. Тогда он помог погасить волнения бывших полевых командиров оппозиции, а одного из них, Шоха Искандарова сумел уговорить перейти на службу властям. И вдруг этот человек устраивает вооруженный мятеж?

Любопытно, что еще в 2012 году Махмадрузи Искандаров, один из оппозиционных командиров и бывший лидер Демократической партии Таджикистана, который в 2004 году был осужден на 23 года лишения свободы, обвинил Ходжи Халима в причастности к его экстрадиции из Москвы в Душанбе. Среди обвинителей и Дододжон Атовулло, руководитель движения "Ватандор", который заявлял, что правительство образовало специальную группу с целью ликвидации оппозиционеров за пределами страны. По его словам, Ходжи Халим с целью реализации этой цели получил 1 миллион долларов. Может, не поделился потом?

В «Независимой газете» Виктория Панфилова вбросила версию о том, что опального генерала обвиняют в контрабанде оружия в Афганистан. Она приводит цитату из сообщения правительственного агентства «Ховар» о том, что «Ходжи Халим (бывший замминистра обороны, генерал-майор Абдухалим Назарзода. - "НГ") отвечал за тайный схрон оружия ПИВТ (Партии исламского возрождения Таджикистана. - "НГ"), обнаруженный силовиками... Были припрятаны 400 автоматов Калашникова, более 50 пистолетов, десятки гранатометов, миллион единиц патронов различного калибра». И сопровождает комментарием от эксперта Аркадия Дубнова: «Это похоже на правду. Кроме одного: схрон с оружием принадлежал не ПИВТ, а самому бывшему замминистра обороны, который торговал оружием с Афганистаном. Назарзода оказался перед необходимостью спасать свой бизнес, который он вел совместно с одним из бывших руководителей силового блока Таджикистана. Речь идет о продаже оружия в Афганистан и участии в наркотрафике оттуда. По словам осведомленного источника в Таджикистане, случилось нечто, что угрожало разоблачением этих нелегальных поставок, и генерал со своими сообщниками вынужден был действовать на опережение, отсюда и необходимость прорыва в горы вместе с большой партией оружия. Все, что будут дальше делать власти, будет направлено на снятие с себя ответственности за то, что незаконным бизнесом занимались руководители Министерства обороны страны».

Действительно, народ вправе спросить у президента Эмомали Рахмона: куда он смотрел, когда назначал контрабандиста оружием на должность заместителя министра обороны?! Это все равно, что взять и поставить кота сторожить молоко. Вот и пришлось из вчерашнего любимчика срочно слепить террориста. Ничего личного, только бизнес. Падишах должен быть вне подозрений. Итак, Абдухалим Назарзода стал пятым по счету генералом от верхушки оппозиции ОТО, наряду с Екубом Салимовым, Мухаммадрузи Искандаровым, Гаффором Мирзоевым и Мирзо Зиеевым, которые обвинены в дестабилизации обстановки в стране. Кто следующий на распил?

Чтобы совсем сбить с толку публику, Аркадий Дубнов поделился еще одной версией. 5 сентября на интернет-сайте иранского информагентства «Фарс» вышло интервью с неназванным таджикским офицером из числа сторонников Назарзода. Офицер предполагает, что целью выступления бывшего замминистра обороны Таджикистана было остановить дальнейшее укрепление влияния, которое якобы оказывают на президента Рахмона сторонники «Исламского государства» — адепты радикального суннитской ветви ислама. Интерпретировать данное заявление следует так, что в Иране стремятся предотвратить усиление салафитской пропаганды в Таджикистане, поддерживаемой суннитской Саудовской Аравией и направленной против иранских шиитов. Известно, что сам президент Рахмон еще недавно демонстрировал лояльное отношение к саудовским проповедникам, но после настойчивых обращений из Тегерана несколько поумерил их пыл».

По заданию Москвы Дубнов старается максимально напустить туману, чтобы не был столь заметен почерк российских спецслужб в этой топорной постановке. Но вывод им сделан вполне объективный: «Но какая бы версия не оказалась бы ближе к истинной, один вывод из кровопролития 4 сентября в Таджикистане кажется очевиден: режим Рахмона, находящегося у власти без малого четверть века, с 1992 года, одряхлел и потерял ресурсы для внутренней трансформации, а Таджикистан, как считают многие, в итоге этого долгого правления так и остался failed state — несостоявшимся государством.

И еще одно частное замечание: на фоне этих событий начинаешь лучше понимать ту неспешность, с которой Москва тянет со своими обещаниями безвозмездных военных поставок Душанбе. Украдут ведь, а потом все это окажется у афганских моджахедов, у них российские «калашниковы» всегда в цене» ...

Зафаршо Файзуллоев

Из почтового адреса редакции

Источник - Союз независимых журналистов

0 коммент.:

Отправить комментарий