Бишкек не пропускает гумпомощь,рискуя потерять лицо на международной арене.
В предверии светлого весеннего праздника "Навруз", который издревле отмечается всеми народами Центральной Азии, кыргызские власти пытаются раскрутить очередную авантюру, традиционно используя проблему межгосударственных отношений со своими соседями. Следует отметить, что такая опасная игра властями Кыргызстана разыгрывается одновременно с его крупнейшими соседями – Казахстаном и Узбекистаном. Если со своим северным соседом накануне праздника Бишкек решил "разогреть" проблему реки Аспары, то с другим соседом – вопрос прохождения через свою территорию гуманитарного груза, направленным из Ташкента узбекским гражданам села "Ешлик" Касансайского района Наманганской области Республики Узбекистан.Однако, почему то власти в Бишкеке упорно скрывают от кыргызской общественности тот факт, что они препятствуют пропуску гуманитарной помощи соседнего государства через пункт пропуска КР "Баймак", при том полностью нарушая основные положения Договора о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой от 24 декабря 1996 года, а также Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Кыргызской Республики от 3 октября 2006 года
Более того, по просочившейся скупой информации в СМИ, кыргызские власти не только не пропускают гуманитарный груз, который включает не только продукты питания, но необходимые для населения медикаменты, но и заблокировал все идущие в узбекские населенные пункты дороги вооруженными представителями Кыргызстана.
Как сообщают анонимные источники, узбекский МИД с начал марта неоднократно обращался в МИД Кыргызстана по вопросу пропуска гуманитарной помощи в канун "Навруза", который отмечают широко в равной степени как узбекский, так и кыргызский народы, четыре раза!
На неоднократное обращение посла Узбекистана в Кыргызстане К.Рашидова по вопросу пропуска гумпомощи директор Департамента сопредельных стран МИД КР Э.Бейшембиев повторно озвучил позицию о том, что "кыргызская сторона, рассмотрев обращение узбекской стороны относительно направления гуманитарного груза гражданам Узбекистана, находящимся на несогласованных участках границы, решила оставить его без удовлетворения".
Между тем, стало известно, узбекская делегация прибыла к указанному пункту пропуска 17 марта 2016 года, на ее обращение по вопросу пропуска с гуманитарного груза кыргызские пограничники заявили об отсутствии каких-либо указаний руководства регионального управления ГПС КР. Они также проинформировали, что "в настоящее время вопрос о пропуске делегации Узбекистана и материальной помощи находится на рассмотрении МИД Кыргызстана".
Дальнейшие переговоры представителей узбекской делегации с заместителем главы МИД КР Э.Кайкеевым и кыргызским послом в Ташкенте Э.Узакбаевым не дали никакого результата. Удалось лишь получить внятный ответ начальника регионального управления ГПС КР по Джалал-Абадской области некоего Надырбекова о том, что "На весь список наложен запрет. Никто из этого списка не будет пропущен". При этом он не стал озвучивать, кем именно было принято данное решение.
Между тем, хоть какой-то свет на сложившуюся ситуацию вокруг гуманитарного груза Узбекистана начал проливать спецпредставитель правительства КР по приграничным вопросам в ранге первого заместителя руководителя Аппарата правительства Курбанбай Искандаров. Но в довольно таки превратном ключе. По сообщению Акипресс, 18 марта на пресс-конференции в Баткене он сообщил, что "узбекская сторона продолжает просить у Кыргызстана коридор в анклав Сох". Ни слова о гуманитарном грузе соседнего государства!
Очевидно одно: в Бишкеке подзабыли, что средневековье, когда гуманитарные ценности "были не в моде", давно осталось в истории, а их действия по препятствованию прохождению гуманитарной помощи сегодня, в 21 веке вызовет только серьезное осуждение всего мирового сообщества, всех международных организаций и будет подвергнуто резкой критике.
Как ни странно, МИД Кыргызской Республики по поводу данного случая абсолютно безмолвствует. Либо уже ушли "гулять" отмечать весенний праздник, либо функция по развитию дружественных и конструктивных отношений с соседними странами и сохранению позитивного международного имиджа страны не входит в компетенцию данного ведомства, либо поручение на такие авантюры спущены сверху.
Кому это было выгодно? Властям в Бишкеке, или местным властям? Как говорится, поживем - увидим.
Даврон Хамраев
Источник - ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий