Лента новостей
Загрузка...

Куда делись бледнолицые?

Череда митингов против продажи земли в очередной раз обозначила проблему неучастия в политической жизни страны русских, а точнее русскоязычных. На указанных митингах неказахов можно было по пальцам пересчитать. Так что первое, что бросается в глаза, нынешний «земельный протест» - сугубо казахский.

Почему так? Если бы данный протест касался только вопросов продажи земли, это можно было бы попытаться объяснить отсутствием патриотизма у неказахов. Мол, квартирантский синдром, не считают землю, на которой выросли и живут, своей. Но тут есть НО. На мой взгляд, главная причина — не в земле.

Тема продажи земли — это всего лишь повод для протеста против ухудшения жизненных условий большинства казахстанцев в условиях разворачивающегося экономического кризиса. И тут придется несколько отвлечься от нашего вопроса. Для тех, кто еще не в курсе, напомню, что частная собственность в Казахстане существует с 2001 года. С 2003 года казахстанская земля продается частным лицам и сдается в аренду иностранцам.

Задумайтесь, все эти годы никто не вспоминал о том, что «земля это мать, а мать продавать нельзя». Пятнадцать лет «землю-мать» продавали направо и налево, и никому до этого не было дела. И вдруг все изменилось. Почему? Ответ на поверхности — потому что было СЫТНО. Нефть хорошо продавалась, в стране были деньги, и всем, так или иначе, их хватало.

Не до земли было. Все зарабатывали бабки, а особо удачливые колотили понты и даже реализовывали свои политические амбиции. Сегодня, когда это закончилось, вдруг почему-то вспомнили о том что, земля это мать, которую нельзя продавать. Так и хочется спросить: а где вы были раньше, когда ее распродавали за бесценок «по своим» и оставили умирать от бесхозности, бездарного и хищнического использования?

Вдруг что-то произошло, и всех заинтересовала судьба земля. И это при том, что поправки, внесенные в Кодекс о земле, абсолютно ничего не меняют. Земля, как была, так и остается в частной собственности, и ее также продолжают сдавать в аренду. Где логика требования «Нет продаже земли», если она уже давно продана на три раза и поделена между теми, кто во власти и с деньгами?

Я на это отвечу. Не в земле дело! Проблема глубже. У людей просто накипело. Жизнь достала. Кризис конкретно коснулся всех, кто привык жить своим трудом и на одну зарплату. Вдруг стало понятно, что так жить невмоготу. У людей в последние два года накопилось столько недовольства и злости, что они уже требуют выхода наружу. Тема «продажи земли» это хороший объединяющий повод для выражения своего недовольства и предъявления требований к людям во власти, неспособным решать проблемы страны и по сути доведших страну до ручки.

И во власти это прекрасно понимают. Понимают, но продолжают дразнить людей. Ведь это на самым деле, выглядит как издевательство: обещанных президентом 10 соток земли для людей не нашлось, а на аукцион за деньги — это, пожалуйста, бери сколько хочешь. Понятно, что аукцион будет опять для тех, кто с деньгами. Но у простых людей их сегодня нет. То есть вся эта бодяга с землей в очередной раз пройдет мимо них.

Неужели во власти не осталось трезвомыслящих людей, понимающих, что такие дела лучше сегодня придержать и не педалировать? Ведь есть риск, что люди могут возмутиться по серьезному. Народ-то уже не тот: злой, раздраженный и ни кому не верящий, которому еще чуть-чуть и уже нечего будет терять.

Это раньше он был сытый и добродушный и не очень задавался вопросом, кому и как продается земля в Казахстане. Потому что ему тоже перепадало от золотого нефтяного, халявного дождика, и он этим довольствовался, не претендуя на большее. Все, лавочка по бездарной распродаже национальных богатств закрылась.

Пир понтов и амбиций закончился, пришло время горького похмелья. И для большинства не осталось выбора, как задаться вопросом: «Кто же до всего этого довел и кто должен за это отвечать»? Хотя таких лозунгов в открытую пока никто на митингах не поднимает, то, поверьте, они уже присутствуют в головах очень многих казахстанцев.

Но вернемся к нашему вопросу о «бледнолицых», которых почему-то не наблюдалось на этих митингах. Учитывая вышесказанное, неужели кризис их не коснулся и их жизнь не стала труднее? Да нет, конечно же! Они точно так же, как и казахи, недовольны ситуацией и также ругают власть на кухнях и в курилках. Но на площадь при этом не идут. В чем причина?

Почему процент активистов в политической жизни страны русских не соизмерим с той ролью, какую они играют в экономической, культурной, научной жизни страны. Ладно с митингами, но русских мало и в оппозиции. Оппозиция у нас всегда была преимущественно казахской.

Кто-то объясняет это низкой пассионарностью русских, мол, свой эволюционный пик эта нация уже прошла, кровь уже не бурлит, ничего им не надо. Кто-то упирает на отсутствие патриотизма: дескать, квартиранты они по духу, нет в них любви к отечеству, живут одним днем. Третьи винят националистов, которые своими укорами русских в незнании языка культивируют в русских комплекс неполноценности: мол, что делать русскому на митинге, где все принципиально говорят на казахском. Есть и другие объяснения.

У меня свое объяснение. Казахстанские русские такие, потому что они в значительно большей степени подвержены пропагандисткой обработке российской (а точнее путинской) пропагандой. Они в своей массе держатся за Назарбаева. Он для них, куда больший авторитет, чем для казахов. Они свято верят, что он их гарант безопасности против казахского национализма, что не будет его, и им гарантированы проблемы, похожие на те, что имеют русские в Украине.

Им так внушили, и они в это искренне верят. А местные националисты эту веру своими зачастую неумными и неуместными поступками очень хорошо подогревают. К радости тех в Акорде, кто этот стереотип общественного сознания русскоязычной диаспоры поддерживает и культивирует.

Отсюда получается, что русскоязычный казахстанец, выживающий в условиях кризиса и точно так же, как и его сосед-казах, возмущающийся тяготами жизни, никогда не пойдет на митинг против власти, которую он рассматривает как гарантию против национализма. Потому что из двух зол между вороватой властью и националистами он выбирает меньшее - власть. Вот здесь ответ на вопрос «Куда делись бледнолицые», имея в виду их отсутствие на митингах, — их увела власть.

Так что в каждом русском присутствуют два борющихся между собой состояния — недовольство и злость на власть, которую он, искренне возмущаясь, будет ругать у себя на кухне, и страх перед «поднимающим голову казахским национализмом».

На мой взгляд, если мы хотим чтобы в нашей стране что-то началось меняться в лучшую сторону, то нам никак не обойтись без тех, кто сегодня видит во власти гарант своего благополучия, а это примерно половина страны. В ситуации, когда общество поделено на две части, стоящие на принципиально разных позициях по отношению к власти, у нас ничего не получится сделать. Это стенка на стенку. Мы увязнем в противостоянии, которое чревато большими потрясениями и возможно даже жертвами.

Поэтому очень важно сломать этот страх перед «казахским национализмом», которого пока еще нет, но который нам могут устроить. Принципиально важно, чтобы у русскоязычных понимание важности изменения политической системы возобладало над страхом перед национализмом. Как это сделать - сегодня одна из главных задач тех, кто хочет видеть Казахстан демократическим. Без решения этой задачи у проекта «Демократический Казахстан» нет будущего.

Сергей ДУВАНОВ

Источник - respublika-kz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий