Лента новостей
Загрузка...

Семейный бизнес Эмомали Рахмона

1400567027 rahm В редакцию «Азия плюс» обратились жители ряда улиц города Душанбе, которые узнали о том, что их дома, якобы, создают неблагоприятный обзор со стороны правительственной резиденции, и их будут сносить. Народ в панике, но администрация города успокаивает: о сносе речь не идет. Пока… Хотя людям показали копию протокола заседания правительства о мерах по выделению земли и переселению жителей района Захматабад г.Душанбе. Как объяснили чиновники, на том самом правительственном заседании глава республики сделал замечание по поводу домов вокруг дачи президента, после чего и было вынесено данное поручение. Позже выяснилось, что в список вошли 599 домов.


 Это было несколько лет назад. Часть неугодных домов снесли, но людей обманули. Ни благоустроенного жилья, ни щедрой компенсации они не получили. А мечта о квартирах в новостройках, которые посулили им местные власти, оказалась сплошным обманом.


 И ничего удивительного в этом нет. Большая часть строек, как и вообще весь более-менее прибыльный бизнес, принадлежит семье президента (строительным магнатом считается его сын Рустам). А тратиться на голытьбу, как считает отпрыск главы государства в его планы не входит. Когда-то Эмомали Рахмон любил повторять, что у него нет родственников, а потому, мол, и конфликта интересов быть не может. Он тогда лукавил. Лет десять назад брат жены президента Хасан Асадуллозода быстро прибрал к рукам единственное крупное предприятие «ТАЛКО», а затем и массу других бизнесов – от торговли хлопком до банков. Доходы в бюджет завод приносит скромные: вся продукция продается зарегистрированной на Британских Виргинских островах посреднической фирме, там же в оффшоре оседает прибыль: по самым скромным подсчетам от $300 до $500 млн. ежегодно. Теперь свою долю получает и сам президент.


 Шло время. Семейный бизнес Эмомали Рахмона укреплялся. Если раньше главным бизнесменом страны был расторопный шурин, то за последнее время у Рахмона подросли дети – двое сыновей и семь дочерей, которые вышли замуж. Зятья и многочисленные новые родственники стали видными бизнесменами и госчиновниками. Кроме того, у брата президента – 14 детей, у сестры – 12. Увольнять родственников сложно: когда президент попытался отправить в отставку своего свата – министра энергетики и промышленности Шерали Гулова, тот пожаловался сыну, который пригрозил разводом президентской дочке Парвине. Последняя бросилась жаловаться матери, а та намылила голову президенту. Пришлось пойти на попятный и сделать вид, что пошутил.


 Не все таджикские граждане даже знают, что другой пример семейного бизнеса – компания «Innovative Road Solutions» (IRS), также зарегистрированная на Британских Виргинских островах и предположительно принадлежащая зятю президента и по совместительству первому заместителю министра финансов Джамолиддину Нуралиеву. «IRS» получила в концессию трассу «Душанбе-Чинак», связавшую юг и север страны и построенную на $280 миллионный китайский кредит. Для того чтобы можно было сделать дорогу платной, правительство отменило пункт в законодательстве, требовавший наличия альтернативных бесплатных дорог, а также освободило «IRS» от всех налогов, за исключением социальных выплат за персонал. По подсчетам специалистов, чистая прибыль компании составляет ни мало, ни много $30 млн. в год.


 Но жизнь еще раз доказала, что там, где начинаются большие деньги, там кончается дружба. Дети президента находятся в открытом конфликте со своим дядей Хасаном Асадуллозодой, сын Эмомали Рахмона – Рустам даже ранил его однажды из охотничьего ружья. Растет конфликт между Рустамом и его сестрой Тахминой – за инвестиции крупнейшего в стране банка «Ориенбанк». Поссорилась Тахмина и со своим зятем Джамолиддином, «IRS» попыталась заставить Тахмину платить больше за пользование дорогой, ведь ее грузовики, доставляющие в Таджикистан товары народного потребления, быстрее разрушают трассу. Не тут-то было, Тахмина наотрез отказалась платить. Согласно молве, другие бизнесмены, желающие составить конкуренцию Тахмине на рынке оптовых поставок, платят откупные – $80 тыс. за каждую крупную партию.


 Кроме того, члены президентской семьи не брезгуют и старым добрым рейдерством. Так, Тахмина при помощи генеральной прокуратуры отобрала бизнес у Нура Усманова, одного из крупных предпринимателей Худжанда, второго по величине города страны. Бизнесмен скрылся в Китае, а принадлежащие ему рестораны, торговые точки и сеть автозаправочных станций перешли в собственность Тахмины. По просьбе дочерей происходят и кадровые перестановки в верхнем эшелоне власти. Нужные люди прочно укрепляют тыл семейного клана Рахмона.


 Но с ростом увеличения семейного дохода семьи президента прямо пропорционально нищает государство. По данным Минфина Таджикистана, общий объем государственного долга республики достиг более 2 млрд. долларов США. В прошлом году планировалось направить на погашение основного долга 100,4 млн. долларов, а на погашение процентных ставок – порядка 33 млн. долларов. Но, это, по мнению специалистов, мизерные средства и они по большому счету не решают возникшую проблему.


 Глава миссии Международного валютного фонда по Таджикистану Джонатан Данн заявил, что республике угрожает долговой кризис, что объем экспорта Таджикистана находится на достаточно низком уровне. Азиатский банк развития (АБР) уже с 2008 года воздерживается от предоставления кредитов Таджикистану. Банк отказался от выдачи льготных кредитов и перешел на предоставление грантовой помощи, чтобы не усугублять ситуацию с внешним долгом республики. Понятную обеспокоенность относительно ситуации с внешним долгом выражают и таджикские эксперты. Они с опаской и тревогой отмечают, что рост объема внешнего долга угрожает не только экономической, но и национальной безопасности республики.


 «Действия семьи – одна из причин, по которым таджикская экономика осталась на том же уровне, что и 12 лет назад, успешным здесь может быть только тот бизнес, который крышуется семьей и не платит налогов, все остальное, включая малый бизнес, вне закона», – считает политолог и независимый эксперт Камол Абдуллаев.


 К этим словам эксперта трудно, что либо, добавить. Ждать изменений в лучшую сторону населению Таджикистана не приходится. Эмомали Рахмон вступил в очередной срок президентства, а, значит, курс на семейное обогащение остается прежним.


 Манучехр Пачаджанов


Источник  -  www.maxala.org



Семейный бизнес Эмомали Рахмона

0 коммент.:

Отправить комментарий