Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан — азиатская Швейцария или безнадежный Гаити?

aatambaev Периодически кыргызстанская пресса пестрит сообщениями о небывалых успехах на фронте борьбы с коррупцией. Например, получив информацию о том, что любой желающий за соответствующее вознаграждение может за два-три дня приобрести водительские права категорий «В» и «С» финполиция берется за дело. В результате в своем кабинете с поличным при получении взятки в размере 5 тысяч сомов (100 долларов) задержан сотрудник регистрационно-экзаменационного отдела. В это же время при реализации поддельной медицинской справки за 500 сомов (10 долларов) задержан его сообщник некий М. Дж-ев.. Читая такие сообщения, а также слушая выступления кыргызстанских политиков, экспертов, представителей неправительственных организаций,  добропорядочные граждане думают, что в Кыргызстане коррупция и коррупционеры находятся по одну сторону баррикад, а власть, общество и граждане — по другую. Вот уже более двадцати лет на самом передовом в Азии демократическом государстве, первом кандидате на звание «азиатской Швейцарии» идет непримиримая война правоохранительных органов с какими-то инопланетянами, мутантами-оборотнями, позорящих добропорядочных чиновников, и скоро мы всех взяточников переловим, пересажаем и заживем как в Швейцарии.


На самом деле все далеко не так. Первые 20 лет становления независимого Кыргызстана стали небывалой в истории страны гонкой за богатством. Все возможные способы получения денег: заработать, отпилить, хапнуть, отнять и так далее слились у каждого индивидуума в одну желанную цель — «стать богатым человеком». Такие понятия, как страна, государство, суверенитет, народ, нация как-то потихоньку отошли на задний план, став декорациями и манипулятивными инструментами схваток за «доходные места».


Один из первых премьеров «нового Кыргызстана», сформулировал обстановку так: «В нашей стране не воруют только дураки и ленивые». Заявление же одного из президентов о том, что «коррупция добралась уже до седьмого этажа Белого Дома», была встречена смехом. Все знали, что на самом деле она не «поднялась», а «сползла» с этого самого седьмого этажа, добравшись до самых дальних закоулков страны.


Как это научно доказано в публикация шведcкого политолога Йохана Энгвалла: «Государство как инвестиционный рынок: осмысление коррупции в Кыргызстане», коррупция в нашей стране стала неотъемлемым свойством «нового кыргызского государства», основой «внутреннего инвестиционного механизма» и «рынка должностей в системе государственного управления». Кыргызстан вот уже на протяжении многих лет уверенно лидирует в рейтингах как одна из самых коррумпированных стран мира, наравне с Гаити.


Это отнюдь не радует, так как именно коррупция наряду с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом относится к числу основных источников угрозы национальной безопасности, ослабляя государство, снижая эффективность деятельности всех ветвей власти. Коррумпированные чиновники нарушают механизмы конкуренции в экономике, создают препятствия предпринимательской деятельности, грубо нарушают права собственности, неэффективно используют бюджетные средства. По подсчетам правозащитников общий ущерб от использования коррупционных схем в республике ежегодно составляет не менее 30 млрд сомов или 677 млн долларов. Оборот теневой экономики по данным Министерства экономики и антимонопольной политики оценивается в среднем 60% от ВВП республики, что составляет 120-130 млрд сомов или 2,7-2,9 млрд долларов.


Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был шумерский царь города-государства во второй половине XXIV века до н.э. С тех пор прошло немало времени и есть в мире немало примеров, когда законы и инициативы, примененные для борьбы с коррупцией, принесли впечатляющие плоды. Как это было в Мексике, где в 2000 году меры воздействия были применены к 5 тыс. государственных служащих. В 2002 г. были вскрыты нарушения более 4 тыс. государственных служащих, и было наложено 849 денежных взысканий или штрафов на общую сумму 200 млн. песо или 2 млн. долл. США. Возбуждено 118 уголовных дел, совокупный срок тюремного заключения по которым составил 71 год. Меры наказания также были применены к нотариусам, государственным органам, государственным и полугосударственным предприятиям и подрядчикам.


Мексиканский пример, как и опыт Сингапура, Китая и ряда других стран показывает, что борьба с коррупцией — дело отнюдь не безнадежное, когда меры предпринимаются системно. К сожалению, наши правители сегодня только делают вид, что успешно действуют, превратив борьбу с коррупцией в инструмент устранения политических конкурентов. На деле коррупционные схемы со сменой властей полностью сохраняются, меняются только политики, личности и команды распила.


Таким образом, приведенный выше пример «борьбы с коррупцией» в сфере получения водительских прав имеет простое объяснении: произошло обычное устранение более успешного конкурента. Каждый в нашей стране знает, что даже после предоставления всех необходимых справок дешевле, чем за 250 долларов права не получишь. Однако в вышеупомянутом случае коррупционеры из регистрационно-экзаменационного отдела департамента регистрации транспортных средств и водительского состава в конкурентной борьбе за клиентов и прибылью снизили нелегальные ставки почти в 2,5раза. Этакий, «коррупционный демпинг», оставивший без «законного куска хлеба» большое количество других чиновников.


Неудивительно, что «креативные коррупционеры» окажутся в тюрьме, если конечно не откупятся в суде таким же креативным, как и они, судьям.


Токтогул Жумабаев


Источник  -  www.paruskg.info



Кыргызстан — азиатская Швейцария или безнадежный Гаити?

0 коммент.:

Отправить комментарий