… Дильрабо неотложка доставила в больницу поздно ночью. Анализы показали, что у девушки острый аппендицит. Однако врачи не торопились везти пациентку в операционную. Хирург настойчиво требовал, чтобы приехал кто-нибудь из родни. Дильрабо подумала, что врач беспокоится о ее здоровье. Но все оказалось куда прозаичнее: пациентку не оперировали до тех пор, пока брат не привез требуемую сумму и набор медикаментов и материалов для операции, в том числе шприцы, обезболивающие лекарства, вату, марлю.
О том, что здравоохранение в Таджикистане самая коррумпированная сфера услуг не раз отмечали СМИ. Но, тем не менее, положение так и не меняется. Медицинские работники считают, что причина в том, что государство отодвинуло медицину на второй план, и они вынуждены таким образом выживать. Но как быть, если условий для качественного медицинского обслуживания отсутствуют, и вместе с тем медицинский персонал к тому же нечист на руку, да и профессионализм некоторых вызывает сомнение? Увы, тогда, наверное, не стоит удивляться, что количество летальных исходов поступивших больных в стационары растет из года в год. Анализ официальных данных Министерства здравоохранения Республики Таджикистан и результатов исследований ряда международных организаций свидетельствует о появлении признаков угрозы возникновения очагов эпидемии на территории указанной республики. По мнению экспертов, возникновение данной проблемы обусловлено, главным образом, недостаточностью выделения финансовых средств на нужды здравоохранения.
Доступ населения, особенно его беднейших слоев, к услугам медико-санитарной помощи на сегодняшний день уменьшился в десятки раз. У большинства людей просто не хватает денег для оплаты предоставляемых медицинских услуг в больницах республики, где полный курс лечения, в зависимости от болезни, может составлять от 20 долларов и выше, в то время как средняя зарплата в стране составляет всего 25-28 долларов США в месяц. По оценкам “Всемирного банка”, на сегодняшний день около 50% от общего числа населения Таджикистана не имеют возможности пользоваться услугами врачей.
Недостаточное финансирование системы здравоохранения приводит, в свою очередь, к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Таджикистане и профилактики инфекционных заболеваний. Год за годом растет количество больных такими острыми инфекциями как туберкулез, брюшной тиф, малярия, полиомиелит, сибирская язва и ВИЧ/СПИД.
Правительство Таджикистана, пытаясь позиционировать себя как страну, достигшую значительных результатов, заблаговременно объявляет о реализации тех или иных практически неисполненных проектов, при этом пытается выпросить очередной грант на социальную помощь населению, средства которого позже расходуются не по назначению.
В прошлом году в Таджикистане было зарегистрировано 159 случаев заболеваний брюшным тифом, 25 370 острыми кишечными инфекциями, 7 840 вирусным гепатитом, 618 бруцеллезом, 87 сибирской язвой и 64 бешенством. В разы повысились показатели заболеваемости туберкулезом. Зарегистрировано 8,5 тыс. человек, страдающих туберкулезом, тогда как за аналогичный период 2012 года эта цифра составила 4,7 тыс. человек. Общее число больных туберкулезом в Таджикистане превышает 38 тыс. человек. Совсем другие цифры приводит ООН. По данным этой организации Таджикистан возглавляет список стран с повышенным риском заболеваемости туберкулезом. В стране ежегодно регистрируется до 15 тыс. его новых случаев, а уровень заболеваемости составляет 102 человека на 100 тыс. человек. Уровень распространения туберкулеза растет, а по-другому ситуация развиваться не может. Ведь на лечение больных туберкулезом в республике из государственного бюджета выделяется всего около $2 на человека, хотя стоимость только курса лечения антибиотиками составляет в среднем $100 и примерно столько же требуется на лечение витаминами. Стоит еще раз вспомнить село Карягач джамоата Окмозор района Хамадони приграничного с Афганистаном Хатлонской области. Именно оно стало горьким напоминанием правительству того, что равнодушие чиновников погубило почти все его население. Страшная болезнь унесла целые семьи. Однако до сих пор медицина туда так и не дошла. А ведь известно, что для остановки распространения инфекции, сокращения уровня заболеваемости и смертности, развития лекарственной устойчивости в 2010-2015 годы Таджикистану выделено 31,4 млн. долларов. Правительство уже получило порядка 20 млн. долларов, из которых, по самым скромным оценкам, 17 млн. были растранжирены правительственными чиновниками.
Буквально недавно в СМИ появилась информация, что нечистые на руку чиновники от медицины пустили налево вакцину против гепатита “А”, поступившую из КНР. На что бурно отреагировал Навруз Джафаров, главный государственный санитарный врач Республики Таджикистан, заместитель министра здравоохранения и социальной защиты населения республики. И очень странно прозвучал его ответ на критику: “… Мы не отрицаем, что у нас нет проблем в отношении заболеваний передающихся водным путем, в частности вирусного гепатита типа “А”, да они у нас есть. Не надо забывать, что здоровья населения только лишь на 12% зависит от системы здравоохранения. В остальных 88% здоровье человека зависит от наследственности, факторов окружающей среды, образа жизни, социального статуса и уровня его санитарно-гигиенических знаний, и это доказано многочисленными научными исследованиями”. Выходит, действительно, в Таджикистане спасения утопающих дело рук самих утопающих?
В начале апреля этого года в Таджикистан приезжали волонтеры Глобального фонда из США, Германии и Франции, чтобы ознакомиться с результатами реконструкции больницы города Хорог в Горно-Бадахшанской автономной области. Еще в 2010 году фонд выделил более 300 тысяч долларов США на ее реконструкцию, но когда волонтеры прибыли в больницу они поняли, что никакой реконструкции не проводилось. А строительство новой микроскопической лаборатории так и осталось в планах на будущее.
Поговорив с врачами, представители Глобального фонда поняли, что деньги до больницы не дошли и были присвоены чиновниками. Здание больницы не ремонтировалось уже более 15 лет, из-за прохудившейся крыши весной в коридорах настоящие потоп, санитарам приходится весь день выносить ведра с водой. В окнах палат нет стекол – они затянуты сетками от комаров, а зимой – полиэтиленом или одеялами. Центральное отопление не работает, палаты обогреваются автономными водяными батареями, работающими на электричестве, которое зимой подается по 2-3 часа в сутки. Остальное время больные мерзнут.
А недавно президент Таджикистана поручил работникам здравоохранения вместо медикаментов применять для лечения больных различные травы. При такой постановке вопроса не мудрено, что в стране с каждым годом растет уровень смертности населения. Скептики говорят, что такое отношение к здоровью людей, угрожает генофонду страны, исчезновению таджиков как нации. Увы, пока достучаться до чиновников не получается. А значит надеяться, что в случае болезни, на помощь придет медицина, пока не стоит.
Гулджихон Вазирова
Источник - ЦентрАзия |
Таджикистан: когда медицина на втором плане
0 коммент.:
Отправить комментарий