«Если бы западники действительно стремились к подрыву нашей стабильности, им не пришлось бы особенно напрягаться. Для этого не нужно устраивать какие-либо «цветные революции» или беспорядки, достаточно просто сократить нам доступ к финансовым ресурсам». Известный таджикский политолог Парвиз МУЛЛОДЖАНОВ анализирует последние события в стране.
НЕДАВНЕЕ утверждение Шерали Хайруллоева, советника президента, о том, что сценаристы и дирижеры событий, которые произошли в Хороге 21 мая, находятся в Душанбе, имеет все шансы стать одним из самых туманных и наиболее обсуждаемых официальных заявлений в республике. Прежде всего, из-за своей краткости и незавершенности. Наверное, в таких случаях официальным лицам надо договаривать все до конца или не говорить вообще ничего. В противном случае, как это уже происходит сейчас, каждый гражданин начинает интерпретировать выступление по-своему, искать смысл даже там, где его нет, а количество вопросов будет только увеличиваться.
Для меня, в частности, было непонятно, кто же попадает под категорию лиц, которые, находясь в Душанбе, «извне пытаются решить проблемы Бадахшана, не являются даже гражданами Таджикистана, и в Хороге у них нет семей, детей или родственников»? К тому же неясно, каким образом эти лица имеют возможность беседовать по телефону с самим Хайруллоевым (как следует из заявления)? И если они не имеют таджикского гражданства и дестабилизируют обстановку в республике, то тогда почему они преспокойно сидят в Душанбе?
Кроме того, как известно, беспорядки 21 мая начались с полицейской операции. Значит ли это, что таинственные «сценаристы и провокаторы», находясь в Душанбе, обладают возможностью влиять на планирование полицейской операции или, по крайней мере, имеют доступ к оперативной информации о времени и месте ее проведения? И если это так, то становится еще более интересным: какие именно силы или лица имел в виду Шерали Хайруллоев, было ли это только его мнением или он просто в такой неясной форме отразил доминирующую во властных структурах точку зрения?
Судя по всему, в то время как эксперты и журналисты задавали себе эти вопросы, некоторые «наиболее сознательные» таджикские граждане уже сделали свои далеко идущие выводы из заявления Хайруллоева. Во всяком случае иначе трудно объяснить нападение группы пикетчиков на Посольство Великобритании, которые, забрасывая здание посольства камнями, таким образом протестовали, как утверждают некоторые очевидцы, против проходившего визита посла этой страны в ГБАО. Скорее всего, эти граждане из той же группы протестующих, что в свое время совершили несколько нападений на офис социал-демократов, а на прошлой же неделе забросали помидорами Мухиддина Кабири – председателя ПИВТ.
Стиль и почерк в большинстве случаев очень схожий: основная группа, состоящая из женщин, выкрикивающих обвинения в подрыве стабильности, находится впереди, а за ними – несколько молодых мужчин в качестве силовой поддержки. Как правило, полиция приезжает, когда акция практически завершена и все, что можно было сказать, сказано, а что можно бросить – от помидоров до камней – уже брошено. От случая к случаю растет лишь уровень агрессивности, когда от слов и выкриков все чаще переходят сразу к насильственным действиям.
Запад заинтересован в стабильности
ВМЕСТЕ с тем, если недавние пикетчики у здания Посольства Великобритании «догадались» правильно, то получается, что Шерали Хайруллоев в своем выступлении под «сценаристами и организаторами» беспорядков в Хороге действительно подразумевал международные организации.
Честно говоря, трудно понять логику этих обвинений: с одной стороны, наше государство сидит на дотациях и кредитах, предоставляемых международными организациями, принимает их помощь, и наша стабильность большей частью зависит именно от поддержки западных финансовых институтов. А с другой стороны, в то же время мы подозреваем международные институты в подрыве этой же стабильности, недовольны поездками их представителей в регионы, где их инвестиции особо необходимы именно в целях сохранения все той же стабильности.
При этом если бы западники действительно стремились к подрыву нашей стабильности, то им не пришлось бы особенно напрягаться. Для этого не нужно устраивать какие-либо «цветные революции» или беспорядки. Достаточно просто сократить нам доступ к финансовым ресурсам, западным кредитам и грантам.
Российские СМИ сегодня пытаются нас убедить, что Запад стремится подорвать стабильность постсоветских стран, «потому что они с Россией». На самом деле на фоне разворачивающегося украинского кризиса Запад как никогда раньше заинтересован в стабильности и укреплении независимости постсоветских государств. Потому что, как сегодня считают большинство западных экспертов, чем сильнее и стабильнее будут страны СНГ, тем меньше шансов у действующего российского руководства реализовать свои «имперские амбиции» на постсоветском пространстве, чего на Западе опасаются больше всего. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие годы поддержка и финансовая помощь Среднеазиатскому региону будет только увеличиваться.
На этом фоне для Таджикистана было бы логичней воспользоваться в свои интересах складывающейся геополитической ситуацией, а не портить отношения с международным сообществом. Это вовсе не означает отхода от России, которая все равно остается нашим главным геополитическим партнером; естественно, что мы так или иначе будем участвовать во всех интеграционных проектах, продвигаемых российским руководством – от ЕврАзЭС до ОДКБ. В то же время у нас нет таких минеральных и финансовых ресурсов, как у России или Казахстана, а наша экономика слишком зависит от внешних факторов. Поэтому ввязываться в таких условиях вслед за Россией в разрушительное противостояние с Западом – это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. Интеграция интеграцией, но у нас есть свои национальные интересы, и ни Россия, ни Запад не заинтересованы в сохранении стабильности в Таджикистане больше, чем мы сами.
«Нужно разработать «дорожную карту»
ВОЗВРАЩАЯСЬ к вышеупомянутому выступлению Шерали Хайруллоева, можно сделать вывод, что, судя по его словам, таджикское правительство действительно серьезно озабочено вопросом сохранения стабильности в регионах страны. Однако дело все еще ограничивается поиском внешних врагов и призывами к гражданам сохранять бдительность – опять же в свете неясно обозначенных внешних угроз.
Поиск внешних врагов сегодня почему-то принимает форму целенаправленной антианглийской компании. Сначала посла этой страны буквально вышвыривают из Хорога, потом здание посольства закидывается камнями, теперь исследователь, работающий по программе одного из ведущих английских Вуз-ов, арестован по обвинению в шпионаже. Причем, Александр Садыков действительно является исследователем, его статус уже официально подтвержден Университетом Торонто, а Университет Экзетер подтвердил, что он работал по официально утвержденной научной программе. Соответственно, обвиняя его, наши официальные органы обвиняют в шпионаже два крупнейших и уважаемых образовательных учреждения на Западе. Я уже не говорю о «дискредитации» профессионализма английских спецслужб, которые, оказывается, общаются со своими «агентами» открытым текстом по общедоступной электронной почте.
Естественно, никто в эти обвинения не поверит, все только будут крутить пальцами у виска при упоминании всей этой пропагандисткой компании. Имиджевые потери уже высоки и чем дальше будет раскручиваться это дело, тем больше они будут возрастать. А любой удар по имиджу неизбежно оборачивается экономическими потерями, снижением инвестиционной привлекательности страны, что нам сегодня совсем ни к чему. Однако, самое интересное будет, если британцы в ответ возьмут да перекроют доступ в оффшоры для некоторых наших крупнейших компаний, которые работают через Виргинские острова, находящиеся под их протекторатом.
На самом деле в современном мире никто уже всерьез не верит в экспорт «цветных революций». Нельзя извне спровоцировать беспорядки в стране или отдельно взятом регионе, где нет для этого соответствующих условий. Поэтому самым правильным в этой ситуации для таджикского руководства, вместо общих призывов, было бы разработать и предложить детальную, конкретную «дорожную карту», или, другими словами, перечень мер, как краткосрочных, так и долговременных, по окончательному выходу из кризиса. Основной целью такой «дорожной карты» было бы создание таких условий, когда любое внешнее вмешательство с целью дестабилизации было бы заранее обречено на провал.
На мой взгляд, такая «дорожная карта» должна будет включать в себя два основных компонента.
Во-первых, в краткосрочной перспективе необходимо создать в области механизм для предотвращения конфликтных ситуаций и инцидентов на местах в форме постоянного диалога и площадки для обмена мнений. Для этого можно было бы, например, создать одну или несколько консультационных совместных групп, состоящих из влиятельных представителей местного гражданского общества, сотрудников властных структур и правоохранительных органов, которые бы встречались на регулярной основе. Дело в том, что основная проблема в регионе и в целом в стране заключается в том, что у нас сначала что-то происходит, а потом мы начинаем на это событие реагировать: создавать совместные группы, расследовать причины, ход событий и так далее. А следует работать на опережение и упреждение конфликтных ситуаций, когда причины их потенциального проявления заранее выявляются и принимаются превентивные меры к их разрешению. Я уверен, что если бы между правоохранительными органами и местным гражданским обществом была бы налажена такая практика своевременного обмена мнениями и диалога, то инцидента 21 мая вполне можно было избежать.
Но самое главное, я обязан еще раз особо подчеркнуть, – силовые методы в сложившейся в области обстановке абсолютно неприменимы и неизбежно приведут к обратным результатам. Хорошо зная логику силовиков, могу предположить, что часть из них может сегодня настаивать на безусловном наказании хотя бы некоторых непосредственных участников недавних беспорядков. Однако на настоящий момент любая, даже небольшая по масштабам, силовая акция в виде ареста кого-либо из списка подозреваемых, любая провокация сделает дальнейший диалог невозможным и выведет ситуацию из-под контроля как местного гражданского общества, так и силовых структур. До июля 2012 г. небольшие целевые спецоперации в Хороге не вызывали и не вызвали бы особых проблем; в настоящее время любая из них приведет к масштабным последствиям, так как будет восприниматься как угроза для всего сообщества, а не отдельных людей. Власти сами создали такую ситуацию, не продумав политических последствий своих действий два года назад, и должны в полной мере осознавать степень ответственности, которая ложится на них сегодня.
На этом фоне, логика силовиков в отказе от амнистии участников инцидента 21 мая выглядят, на мой взгляд, особенно неубедительно. В конце концов, в свое время ради достижения стабильности власти амнистировали тысячи боевиков с обеих сторон, многие из которых действительно были настоящими преступниками. Некоторые бывшие полевые командиры, на совести которых было немало гораздо более серьезных преступлений, также были амнистированы и сегодня стали уважаемыми бизнесменами и предпринимателями. Если это было возможно прежде, ради достижения мира в других регионах страны, то почему это невозможно сегодня в ГБАО, ради его сохранения?
Но продолжим. Во-вторых, в долгосрочном плане властям нужно как можно скорей разработать эффективный план по созданию рабочих мест, и в первую очередь для местной молодежи, и приступить к его реализации. События последних лет показали, что неустроенная молодежь является основным фактором социального напряжения в области. Насколько я знаю, ничего особенно нового в этой связи придумывать не придется: многие компоненты и варианты подобного плана развития уже обсуждались на областном и республиканском уровнях. Необходима лишь политическая воля для их реализации.
В частности, достаточно давно говорится о строительстве 14-километрового участка дороги, который соединил бы Ишкашим с Пакистаном. В целом реализация подобных проектов позволила бы постепенно превратить ГБАО в своего рода международный транспортный «хаб» (узел), через который шли бы транспортные и торговые потоки из Китая, Кыргызстана и Пакистана. А это позволило бы создать тысячи и тысячи рабочих мест не только в области, но и в смежных регионах страны. По подсчетам экономистов, только постройка новой дороги на Пакистан позволит почти в два раза снизить цены на продукты и строительные материалы в области.
В этой связи, можно было бы создать несколько свободных экономических зон (СЭЗ) в области. В ГБАО уже существует СЭЗ в Ишкашиме, которая хорошо себя зарекомендовала, разработана правовая база. Создание такой СЭЗ в Хороге могло бы решить многие вопросы, связанные с излишним налоговым давлением, снизить уровень социального напряжения и минимизировать трения с правоохранительными органами.
Столь же долго задерживается строительство Центрально-Азиатского университета в Хороге, хотя его открытие создало бы возможности для трудоустройства местной молодежи: известно, что в ГБАО процент молодых людей с высшим образованием – один из самых высоких в стране.
«Пора пересмотреть стратегию развития страны»
КОНЕЧНО, для наибольшей эффективности план должен носить комплексный характер, то есть он должен разрабатываться и реализовываться как комплекс последовательных мероприятий и проектов. В этой связи таджикскому руководству нет смысла портить свой имидж в международном сообществе негласной засылкой «томатного спецназа» под стены западных посольств и представительств. Гораздо логичней было бы самим разработать и выйти на международные финансовые институты, страны-доноры с подобной всесторонней комплексной программой развития и реформ, и в отношении не только ГБАО, но и других регионов страны.
В новых реалиях давно пора коренным образом пересмотреть Национальную стратегию развития страны, которая, по сути дела, направлена в основном на развитие макроэкономики, а поэтому уже не отвечает требованиям времени. Сегодня необходимо создавать рабочие места, возвращать на родину трудовых мигрантов и создавать крепкую, устойчивую, современную экономику как основу внутренней стабильности и гарантию от вмешательства извне. Только тогда никакие «цветные революции», внешние факторы и происки геополитических недругов не будут представлять угрозы для нашей страны.
Парвиз Муллоджанов, политолог
Источник - ASIA-Plus
«Томатный спецназ» и экспорт «цветных революций»
0 коммент.:
Отправить комментарий