Во все времена выражение «европейское качество» обозначало безукоризненное мастерство и пунктуальность в выполнении любой работы, служило синонимом опрятности и профессионализму, добросовестности и практичности. Так было до сих пор, и весь бизнес стремился поддерживать свое столь ценное реноме. Однако, как говорится, в семье не без урода. В роли последнего в полной мере проявила себя испанская строительная компания «Corsan Corviam Construction S.A.», привлеченная для строительства автодороги А-373 «Ташкент-Ош» (перевал «Камчик») Узбекской национальной автомагистрали.
Получающая за работу солидные деньги европейская компания в прокладке трассы, которая по условиям подряда должна отвечать всем передовым международным требованиям, применяет, чуть ли не дедовские способы строительства.
А по поводу стандартов качества складывается впечатление, что ориентиром для испанцев почему-то служит русский «авось!». В результате грубейшим образом нарушаются договорные обязательства, налицо и несоблюдение технологий строительства.
В первую очередь это касается объемов работы, которые не выполняются собственными силами генподрядчика «Corsan Corviam Construction S.A.». Не справляясь самостоятельно, испанская компания, вопреки условиям контракта, на многие участки строительства наняла датскую компанию «Альянс капитал». Взамен обещанной «суперсовременной испанской техники» при этом используется техника местных строительных организаций.
Понятно, что в таких условиях работа затягивается и грозит сорвать все сроки, запланированные узбекской стороной. Испанцы по такому поводу не беспокоятся, ведь с их стороны никакого конкретного графика производства работ предоставлено до сих пор не было.
Кроме того, работы на трассе ведутся без предварительного одобрения инжиниринговой компании «Sambo Engineering Co.LTD» (Южная Корея), которая обеспечивает управление проектом и технический надзор за строительством. Испанская компания также до настоящего времени не обеспечила аккредитацию в «Узгосстандарте» лаборатории, предоставленной фирме «Sambo Engineering Co.LTD», чем и лишила ее возможности полноценного использования в Узбекистане.
Многие специалисты говорят об умышленности такого затягивания с аккредитацией лаборатории. Ведь проверки инжиниринговой компании еще на ранних стадиях выявили бы использование испанцами несертифицированной гравийно-песчаной и щебеночно-песчаной смеси и их несоответствие проектно-сметной документации. Не удалось бы скрыть и то, что по окончании каждого этапа строительства специалисты «Corsan Corviam Construction S.A.» не оформляют актов скрытых работ, отражающих их качество, объемы и стоимость, а также не подкрепляют документацию необходимыми лабораторными анализами степени уплотнения земляного полотна. В мировой практике отсутствие одного из этого ряда документов автоматически блокирует для подрядчика переход к следующему этапу работ. Однако испанцы, видимо считают, что эти стандарты для них на территории Узбекистана не действуют.
Не отличается добросовестностью испанская компания и во взаимоотношениях с партнерами. Так, «Corsan Corviam Construction S.A.» уже долгое время не гасит задолженность за выполненные работы по зимнему содержанию участков строительства в размере 3,5 млрд. сумов перед СДЭП «Камчикавтойул», что негативно влияет на финансовое положение госпредприятия, содержащее автодорогу и искусственные сооружения на перевале «Камчик». На грани разрыва отношений с испанцами и вышеназванный основной субподрядчик – компания «Альянс капитал». Датчане намерены свернуть строительство, ссылаясь на низкие цены и несвоевременную оплату выполненных работ.
Выясняется, что и прежде, еще до строительства в Узбекистане, компания «Corsan Corviam Construction S.A.» строила автодороги в Азербайджане. В Баку их работой, мягко скажем, тоже остались недовольны. Там также имели место срывы графика, работа была выполнена некачественно, а отдельные участки дорог и вовсе остались недостроенными.
… В этой связи, как и у каждого налогоплательщика Узбекистана, у автора этих строк возникает вопрос: стоит ли терпеть подобный испанский «кетменьстрой» за деньги своего государства?! Тем более что платят им наверняка нешуточные суммы – что называется «по европейским стандартам». Ситуация требует скорейшего разрешения. Или пусть построят дорогу настоящего «европейского качества», или же сворачивают свою работу, да поскорее. Выносить такое безобразие, тем более на высокогорной дороге, где требуется высочайшее качество строительства, дальше уже нельзя!
Нуриддин Рахматов
Источник - www.zamondosh.com
Вместо европейского качества - испанский «кетменьстрой»
0 коммент.:
Отправить комментарий