Господин Атамбаев порой поражает своими заявлениями, которые, возможно, простительны школьнику или студенту, но никак не президенту страны. На церемонии вручения золотых сертификатов отличившимся выпускникам, президента опять занесло. Он сравнил Кыргызстан с Японией и Кореей, которые достигли своего «экономического чуда» за счет технологического прорыва. «У нас есть один путь — формирование образованного культурного и трудолюбивого общества. В пример могу привести Японию, Южную Корею. Ведь там тоже нет нефти и газа, у них трудности с водой, но они одни из самых богатых стран мира. Мы ставку делаем на наш народ, который очень свободолюбивый и любит справедливость, но нам надо прибавить с трудолюбием и образованием. Государство ежегодно тратит огромные средства из государственного бюджета — больше 20%. Ни в одной стране мира столько денег не выделяется. У нас есть проблемные участки, но мы делаем упор на образование и очень надеемся на вас. Кыргызстан должен быть самой успешной страной в Среднеазиатском регионе», — заявил президент.
Алмазбек Шаршенович отметил, что наше государство тратит на образование больше 20% процентов бюджета. И значит, образование должно развиваться. Мы должны выпускать специалистов хорошего уровня. Но всего этого нет. Так что громкие слова президента, наверное, даже в аудитории школьников вызвали грустную улыбку. Главный вопрос – куда уходят эти самые 20%. А уходят они большей частью в карманы чиновников осваивающих бюджет. Кое-что ведь Атамбаев в своей речи все-таки верно подметил. А именно, то, что ученики идут в ВУЗы за дипломом, а не за знаниями. Но здесь ведь проблема не только, и не столько в учениках. Дело в том, что во многих ВУЗах эти знания дать просто некому из-за низкой квалификации преподавателей. Все, кто мог, разъехались по зарубежным университетам, а многие из-за низкой зарплаты просто оставили науку. Вот и думает студент, что если он не получит знаний, то будет хотя бы диплом. Пусть за счет взяток и подношений.
Куда исчезают 20% бюджета, загадка для многих. В школах по-прежнему не хватает учителей, особенно в регионах. Да и сами школы даже в столице не могут нормально отремонтировать. Вице-мэр столицы Бакыт Дюшембиев на заседании горкенеша сообщил, что на ремонт 47 столичных школ выделили всего по 200-300 тысяч сомов. Из-за нехватки средств не удалось, как планировалось, перепрофилировать 56 школ в детсады, здание школы №25 необходимо сносить и строить новое здание. Дотянули до того, что здание не подлежит ремонту, а где те самые 20% бюджета? Вопрос. А если еще вспомнить, что в прошлом году в горкенеше всерьез обсуждали возможность узаконить практикуемые поборы в школах «на ремонт» и ввести ставку 980 сомов в год с каждого ученика. При этом учителя повсеместно жаловались на то, что чиновники от образования постоянно требуют, чтобы школы соответствовали требованиям времени, но денег на это не выделяется.
То есть, чиновники фактически провоцируют учителей собирать с родителей деньги. Многим из нас знакома такая ситуация: приходит комиссия из РайОНО и, якобы не понимая проблемы, интересуется: «А почему у вас нет DVD, нет интерактивной доски? Нет средств? Так надо их изыскивать!». И в то же время на ремонт выделяется по литровой банке коричневой и белой краски, а кисточки, валики да прочие инструменты при этом не выдаются. И попробуй такое количество растянуть на обшарпанный пол в классе. И снова учитель вынужден обращаться к родителям — собирать деньги и на ремонт, и на технику, и на доску. А родители возмущаются: опять наша классная что-то выдумывает» — сказала журналистам одна из учителей. С какими чувствами она и ее многочисленные коллеги слушали эти пафосные слова Атамбаева?
Забавно, что год назад прошло сообщение, что для строительства двух школ в Кыргызстане деньги выделяет Казахстан. Около шести с половиной миллионов долларов выделил «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» на строительство школ в бишкекском массиве «Ала-Тоо» и в городе Ош. А сейчас Атамбаев говорит, что «Кыргызстан должен быть самой успешной страной в Среднеазиатском регионе».
Кстати, история с той самой школой в массиве «Ала-Тоо» дает ответ на вопрос, куда деваются деньги. В свое время выделенные на строительство школы деньги растворились где-то в бумагах мэрии Бишкека. Когда на объект приезжал президент, в срочном порядке вызывали строителей, чтобы создать видимость работы. Когда президент уехал, строителей разогнали. Интересно, что на строительство школы было выделено 67 миллионов, и семь миллионов даже не были отражены в отчетах. Остальные деньги «расписали», но школу теперь строят на средства благотворительного фонда. Прокуратура сочла недостачу в отчетах досадным недоразумением, недостойным того, чтобы по этому факту возбуждать уголовное дело.
Да и те самые 20% — так ли это много. Доходы бюджета в 2013 году составили 1,7 миллиарда долларов. 20% от этой суммы – 340 миллионов, если разделить на пятимиллионное население – получится всего 68 долларов на человека в год. В Казахстане даже 10% бюджета дают 225 долларов на человека. Теперь понятно, почему школы нам строит Казахстан.
Но это все не главное, хотя и существенное. Главное, отношение к образованию и науке. А оно в нашей стране наплевательское. У нас нет даже толковой программы развития образования и науки. И не с учеников надо начинать, господин президент. Не так давно депутат Жогорку Кенеша заявил, что государство должно сократить зарплаты академиков. Не к чему их нам столько содержать, они должны сами зарабатывать, а не на бюджете сидеть. Вот они и зарабатывают, как могут, беря деньги со студентов. Студент получает диплом, все довольны, образования нет, специалистов нет. Вот когда депутат за глупое заявление будет лишаться кресла, тогда можно будет говорить об образовании. Да и президенту нужно подумать, прежде чем говорить красивые и ничем не подкрепленные слова. А иначе и перед школьниками можно опозориться.
Саркис Орунбаев
Источник - www.paruskg.info
Президент Атамбаев не знает бюджета Кыргызстана?
0 коммент.:
Отправить комментарий