Лента новостей
Загрузка...

Из нищеты в рабство. Подмосковные муки таджикских гастарбайтеров

45ui818804381 В конце прошлой недели в России из трудового рабства в очередной раз были освобождены граждане Таджикистана. Трех молодых людей почти месяц держали на стройке в подмосковной деревне, куда их привез соотечественник из Таджикистана.


Подробности этого дела “АП” узнала у председателя общероссийского общественного движения “Таджикские трудовые мигранты” Каромата ШАРИПОВА. Именно волонтеры этой организации освободили мигрантов.


ТРОЕ молодых граждан Таджикистана были освобождены из трудового рабства волонтерами движения “Таджикские трудовые мигранты” на прошлой неделе, 18 июля. В рабстве оказались Сангов Махмуджон, 1988 года рождения, Собиров Зикрилло, 1984 г.р., и Саидов Хуршед, 1985 г.р. Все они выходцы из Гиссарского района.


По словам К. Шарипова, телефонный звонок с просьбой о помощи к ним поступил за несколько дней до их освобождения.


- В течение трех дней мы готовили операцию, – говорит он. – Специально для этого пригласили журналистов с российского канала ТВЦ. Сейчас они готовят документальный фильм на эту тему.


По признанию освобожденных мигрантов, они приехали в Россию по приглашению своего земляка – Рухулло. Именно он пообещал устроить их на работу, а затем привез в деревню Большое Буньково Ногинского района Московской области, где мигранты должны были трудиться на строительстве частного дома. Сразу по приезде на объект хозяин строящегося дома, “Вова”, забрал у всех мигрантов паспорта и запретил им покидать стройку. Рабочие решили, что паспорта им вернут по окончании работы. Тогда же они надеялись получить и деньги за выполненную работу.


Но при первом требовании вознаграждения мигранты получили категорический отказ. Работодатель сослался на Рухулло, которому передал для них деньги, около 15 тысяч рублей, и сказал, что платить больше не собирается, потому что обо всем уже договорился с посредником. Осознав ситуацию, в которую они попали, мигранты выкрали свои паспорта и убежали со стройки.


“Он пригрозил, что отрежет мне ухо…”


СПУСТЯ несколько дней всех троих вернули. Как только работодатель “Вова” обнаружил пропажу мигрантов, он тут же связался со своим посредником Рухулло, который по своим каналам нашел беглецов и вернул их обратно в деревню.


М. Сангов рассказывает, что просил Рухулло, чтобы он не возвращал их в рабство, но тот мольбам не внял. Более того, посредник избил своих соотечественников и пригрозил, что отрежет ухо, если побег повторится.


Когда мигрантов вернули в деревню, их избил уже работодатель. И на этом он не успокоился: из травматического оружия “Вова” выстрелил М.Сангову в колено и пообещал, что работать на него они теперь будут 250 лет.


Чудом мигрантам удалось связаться с родственниками из Таджикистана, которые и сообщили о ситуации представителям движения “Таджикские трудовые мигранты”, после чего волонтеры этой организации освободили молодых ребят.


Когда они вместе с журналистами телевидения приехали на стройку, в Большое Буньково, то столкнулись с “Вовой”, который категорически отрицал факты избиения и применения травматического оружия по отношению к рабочим, а на требование вернуть паспорта мигрантов ответил отказом. Впрочем, после переговоров с волонтерами и журналистами “Вова” все же изменил свою позицию: вернул паспорта, выдал заработанные деньги и даже приобрел на свои средства билеты на самолет Москва – Душанбе.


По данным международных организаций, human trafficking, то есть торговля людьми, – это самая доходная отрасль мировой преступности наряду с наркобизнесом. Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) приводит сведения, что в год в сети торговцев живым товаром попадает миллион человек.


По словам Каромата Шарипова, все трое мигрантов написали соответствующие заявления в российскую прокуратуру и полицию, и движение “Таджикские трудовые мигранты” будет держать это дело под контролем.


- Но этим ребятам крупно повезло, – говорит Шарипов. – Они провели в рабстве меньше месяца: с 25 июня по 18 июля. Это редкое исключение, так как наши граждане иногда находятся в рабстве годами. Весь Дагестан и вся Чечня заполнены рабами из Таджикистана, которыми никто не занимается.


К. Шарипов объясняет, что его организация освобождает граждан Таджикистана из рабства в России ежедневно. Причем зачастую мигранты даже не понимают, что оказываются у своих работодателей на правах рабов. Они покорно отдают свои документы, им не позволяют покидать место работы, а выполненный труд не оплачивают.


- На сегодняшний день в нашей организации собралось уже сотни обращений таджикских граждан о долгах со стороны работодателей, – говорит председатель движения. – Общая сумма скопившейся задолженности только по Московской области составляет 100 миллионов рублей. Это и есть последствия трудового рабства.


Между тем, в конце июня Госдеп США опубликовал доклад, посвященный вопросам современного мирового рабства. По классификации авторов, в России процветает рабство на уровне Саудовской Аравии, Сирии и Кубы. Госдеп распределил почти 200 стран по трем группам, в первой из которых власти “полностью выполняют минимальные стандарты по борьбе с работорговлей”. В нее вошли США, другие западные страны, а также Никарагуа. В России, согласно докладу, торговля рабочей силой обусловлена “значительным ростом количества трудовых мигрантов”. “Из России вывозят, через нее переправляют и в нее привозят мужчин, женщин и детей, которых подвергают принудительному труду и сексуальной эксплуатации”, – говорится в докладе. По данным госдепартамента, в одной только Москве и Московской области находится от 5 до 12 миллионов рабочих-мигрантов.


По мнению К. Шарипова, львиную долю среди всех российских рабов составляют таджикские граждане.


В настоящее время на территории Российской Федерации, по неофициальным данным, проживает около двух миллионов граждан Таджикистана.


МЕЖДУ ТЕМ:


Мигранты не защищены от рабства не только в России. Так, в прошлом году британская газета Guardian опубликовала отчет, согласно которому только за месяц в Катаре на строительных площадках погибло 44 иностранных работника. Мигранты столкнулись с крайне тяжелыми условиями труда и отсутствием элементарных бытовых удобств в лагерях для рабочих. Людям приходится работать при температуре до 50 градусов по Цельсию. При этом рабочих не обеспечивают даже водой.


Большинство мигрантов приезжают в Катар из бедных стран – Непала, Индии, Шри-Ланки, Пакистана и Филиппин. Молодых людей для работы на стройке и женщин в качестве будущей надомной прислуги вербуют специальные агенты. “Когда мигранты прибывают в Катар, они становятся собственностью работодателя. Так называемая система “кафала”. Это означает, что любой трудящийся-мигрант не может покинуть страну, если работодатель не соглашается. Нельзя также изменить свою работу без согласия нанимателя. И сегодня мы наблюдаем десятки случаев работников в строительном секторе, женщин – домашних работников, которые застряли в Катаре просто потому, что их работодатель отказывается позволить им покинуть страну”, – писало издание.


“Я устроилась в продуктовый магазин в московском районе Гольяново. Паспорт забрали сразу под предлогом оформления регистрации. Сперва нам рассказывали, что деньги просто задерживают. Потом нам, а нас там было человек двадцать, говорили, что купят квартиру и оформят гражданство. Мы верили и продолжали работать по 22 часа в сутки. Все это время мы спали на полу на губках в подвале и ели просроченные продукты из магазина. А когда мы поняли, что все это вранье, мы уже ничего не могли сделать. Нам не разрешали даже выйти из магазина. Тех, кто пытался выйти на улицу, били фольгой и каталками для теста по рукам, зубам и по лицу. Когда я попыталась сбежать и спряталась в соседнем подъезде, меня вернули и били. Через пять лет после моего приезда в Москву я родила сына, которого тут же забрали владельцы магазина. За все пять лет до освобождения я его видела всего несколько раз. Он был у них в заложниках. И когда мне сломали руку и выбили зубы, я все равно не могла никуда уйти, ведь у них был мой сын” – Бакия Расулова из Узбекистана, оказавшаяся в рабстве у уроженки Казахстана в московском продуктовом магазине. (Slon.ru).


Лилия ГАЙСИНА, Мехрангез ТУРСУНЗОДА


Источник  -  Asia-Plus



Из нищеты в рабство. Подмосковные муки таджикских гастарбайтеров

0 коммент.:

Отправить комментарий