Лента новостей
Загрузка...

Позитив и негатив вхождения Кыргызстана в ТС

pozitivinagativi Инвестиционные истории Кыргызстана


Две революции и ряд политических проблем внесли серьезные корректировки в инвестиционные связи Кыргызстана, которые в настоящее время после долгого застоя начали улучшаться. С одной стороны зарубежные финансовые организации, государства-доноры и государства-кредиторы, а также частный сектор отталкивало то, что Кыргызстан после этих событий не смог найти стабильный путь развития и обеспечить гарантии вкладываемым средствам и выделяемым грантам. С другой стороны государства-доноры и государства-кредиторы, лицезрев, что режим Бакиева, пришедший на смену правительству Акаева пытался выжать максимум из сложившейся ситуации вокруг Кыргызстана и в самом государстве, а также получить средства на свои нужды, прекратили сотрудничать с Кыргызстаном в этой области. Сюда можно отнести и тот факт, что после второй народной революции средства международных организаций и зарубежных государств, выделенные на восстановление городов Ош и Джалал-Абад, использовались нерационально и значимая часть этих средств пропала без вести. Можно также отметить, что инвестиционные связи Кыргызстана и зарубежных кредиторов начали снижаться в период правления Бакиева и примеров тому достаточно. Кроме этого, после революции 2010 года, страна не могла придти в себя еще долгое время, а все усилия нового режима были направлены на выяснение виновных в случившемся и поиск коррупционных схем приближенных прежних двух режимов.


В настоящее время многих интересует то, насколько улучшился инвестиционный климат Кыргызстана. И многих интересует вопрос по поводу того, какие страны или организации являются крупнейшими инвесторами в центрально-азиатское государство.


И так по порядку.


Появление нового правительства, которое пришло к власти на волне революции 2010 года ознаменовало прорыв Кыргызстана по многим направлениям. Во-первых, во время непродолжительно правления Отунбаевой были приняты Декреты, благодаря которым государство смогло вернуть средства и объекты, которыми поочередно владели бывшие два режима. Во-вторых, началась чистка в верхних эшелонах власти, которую продолжил президент Атамбаев в рамках борьбы с коррупцией. В-третьих, Кыргызстан перешел из системы президентского правления в парламентское, что стало одним из значимых факторов для улучшения отношении с международным сообществом. И наконец, Кыргызстан постепенно шаг за шагом начал улучшать инвестиционную среду. При этом сам премьер-министр страны Джоомарт Оторбаев, возложив ответственность за другие сферы на вице-премьеров, сам лично занялся улучшением инвестиционной привлекательности страны и привлечением новых инвестиций.


Не стоит забывать и про тот факт, что Кыргызстан после прихода к власти Атамбаева быстро определился с партнерами и сделал ряд шагов для улучшения с ними отношений по разным направлениям. Кыргызстан не стал забывать про международные финансовые учреждения и уже разработал ряд мер по улучшению с ними отношений.


Основными государствами-кредиторами Кыргызстана стали Россия и Китай.


С Россией, Кыргызстан реализовывает ряд проектов в политической, экономической, а также в военной сферах. Для Китая Кыргызстан представляет не только экономический интерес, но и политический интерес. Во-первых, Кыргызстан для Китая может стать еще более широкими воротами в страны Центральной Азии, Россию и далее в Европу. Во-вторых, через территорию Кыргызстана Китай намерен транспортировать газ изКазахстана и Узбекистана. Кроме того Китай пытается вовлечь Кыргызстан в проект Экономический пояс Шелкового пути. И наконец, Китай заинтересован в разработке и добыче полезных ископаемых в Кыргызстане и Таджикистане.


Если взглянуть на цифры списанных Кыргызстану долгов, можно увидеть, что самый большой долг из упомянутых выше стран был списан Россией. В рамках соглашения от 2013 года об урегулировании задолженности КР перед РФ уже списан долг в размере 188,9 миллионов долларов США, а оставшийся долг в размере 300 миллионов долларов США будет списан поэтапно с 2016 по 2025 гг. или по 30 миллионов долларов США ежегодно.


Китаю Кыргызстан задолжал 819,6 миллионов долларов США и вся сумма этого кредита государство должно Экспортно-импортному банку Китая. О списании какой-либо части долга пока разговора никто не заводил. По утверждениям экспертов, за последние пять лет доля инвестиций Китая в Кыргызстан увеличилась в десять раз, что со своей стороны указывает на то, что страна все больше попадает под зонтик Поднебесной. При этом в таком же положении оказываются и соседи Кыргызстана, включая более мощный Казахстан.


Согласно официальной статистике правительства Кыргызстана о деятельности компаний с иностранным капиталом на территории этого государства, Китай занимает одно из лидирующих мест по количеству предприятий с иностранным капиталом, действующих на ее территории, а также лидирует по количеству предприятий с полным участием иностранного капитала. Также стоит отметить, что самые серьезные кредиты приходятся на энергетику и транспорт или 24% и 25,5% соответственно от всех действующих соглашений. Ко всему прочему на энергетику государство Центральной Азии взяло у Экспортно-импортного банка Китая 984 миллионов долларов США, а на транспорт более 675 миллионов долларов США. Многие эксперты также отмечают, что выдавая кредиты Кыргызстану, Китай обеспечивает себе полную гарантию доступа к стратегическим проектам, а также получает новые рычаги влияния на руководство этого государства с целью создания противовеса России. Показательным примером служит факт того, что реконструкцией практически всех аэропортов страны, включая “Манас”, займется Китай, который вроде как выиграл тендер, в котором участвовала и Россия. А это уже стратегическое превосходство Поднебесной в регионе. Остается лишь гадать – что стало причиной отступления России в таком важном направлении перед откровенным натиском Китая.


Ввиду усугубляющихся отношений России и Запада, а также ввода третьего раунда санкций в отношении российской стороны, в СМИ появилась информация о том, что строительство ГЭС в Нарыне приостановлено. По утверждениям источников, причиной приостановки строительства мог послужить украино-российский конфликт, который требует много сил и средств. В сложившейся ситуации и учитывая тот факт, что многие эксперты предвещают трудности для экономики России, а также мнения, которые опубликованы в местных и зарубежных СМИ, о том, что Кыргызстан пока не спешит в Таможенный союз, можно предположить, что в ближайшем будущем Китай станет единственным крупным инвестором страны. Также можно подчеркнуть, что попытка Поднебесной увести Кыргызстан и ряд других центрально-азиатских государств из Таможенного союза в проект “Новый Великий Шелковый Путь”, который даст возможность не только торговать, но перемещать рабочую силу в Европу, может увенчаться успехом.


Долги Кыргызстан международным валютным учреждениям складывается следующим образом:


Международной ассоциации развития Всемирного банка Кыргызстан должен 701,7 миллионов долларов США. Азиатскому банку развития 611,7 миллионов долларов США. Международному валютному фонду 198,8 миллионов долларов США. Стоит отметить, что помимо громадной суммарной суммы долга, данные организации имеют прямое влияние на руководство и институты государства. В качестве примера можно сказать, что МВФ выступает в качестве авторитетного советника не только государств Центральной Азии, но и остального мира в вопросах ведения рациональной финансовой политики и мер по жесткой экономии средств. Лишь выполнив определенные требования, государство может получить средства на свои нужды. Остальные институты играют дополняющую роль и также предъявляют определенные требования. Обслуживание внешних долгов обходиться недешево государству.


В 2012 году на обслуживание внешнего долга Кыргызстан направил более 72 миллионов долларов США, в 2013 – более 76 миллионов долларов США, с января по апрель 2014 года – около 35 миллионов долларов США. Между тем, по словам экспертов, через несколько лет Кыргызстану придется выплачивать по 300 миллионов долларов США в год на обслуживание и выплату внешнего долга из-за заметного роста займа. Эксперты также отмечают, что кроме процентов по долгам, Кыргызстану настало время выплачивать и основную сумму долга.


Кыргызстан также должен другим зарубежным странам, которые пока не так актуальны. Но тенденция такова, что Кыргызстан, пытаясь привлечь крупные зарубежные инвестиции, готов заимствовать новые средства и направить их на развитие своей экономики. На текущий момент внешний долг Кыргызстана достиг объема 3, 2 миллиардов долларов США. Критический предел внешнего заимствования, по мировым стандартам, достигается, когда долг превышает 80 % и больше ВВП страны. На этот момент внешний долг Кыргызстана составляет около 44% . К примеру, внешний долг Казахстана составляет 151,228 миллиарда долларов США, что равно примерно 49% ВВП страны.


Центр социальных исследований “Тренд”, Бишкек



Источник - ЦентрАзия

Позитив и негатив вхождения Кыргызстана в ТС

0 коммент.:

Отправить комментарий