Лента новостей
Загрузка...

С «лидером нации» - к дремучему феодализму

25 декабря 2015 года Таджикистан сделал еще один шаг в средневековье. Произошло это, когда президент Эмомали Рахмон утвердил закон "Об основоположнике мира и согласия - Лидере нации", получивший единогласное одобрение в обеих палатах марионеточного парламента.

Статус "Лидера нации" позволяет Эмомали Рахмону даже после ухода с поста президента: сохранить за собой право обращаться к народу, участвовать в важных государственных мероприятиях и выступать на них, принимать решения по всем внутренним и зарубежным политическим вопросам и давать рекомендации, исполнение которых станет обязательным для всех государственных структур.

А если серьезно, то получается, не хватило Рахмону двадцати лет у руля, итогом которых стало проживание более 60% населения за чертой бедности. Чувствует, что не всех успел довести до ручки, нужно еще немного времени.

И здесь своими гибкими языками мастерски поработали парламентарии. Придворные лизоблюды, наделив экс-председателя колхоза "исторической миссией спасителя", сравнили его с Дж.Вашингтоном, М.Ганди, Дж.Неру, Ататюрком, Ли Куан Ю. В верхней палате парламента, где, как и полагается, степень шизофрении выше, заявили, что заслуга Рахмона перед таджиками "не меньше, чем у Кира Великого и Исмоила Сомони".

Мыслящие трезво эксперты, в том числе зарубежные, охарактеризовали присвоение президенту Таджикистана звания "Лидера нации" как попытку переписать историю, навязать таджикам миф, что Э.Рахмон объединил таджикский народ, сыграв единоличную роль в прекращении гражданской войны 1992-1997гг. Как будто у людей из памяти выветрилось вмешательство миссии ООН, ОБСЕ и внешних сил, а также громадные уступки оппозиции, в результате которых в парламенте, на ответственных постах бок о бок стали работать непримиримые еще вчера враги. А исламистскую оппозицию допустили к участию в политических процессах, управлении государством. Потом, конечно, получившую легитимность "Партию исламского возрождения Таджикистана" Рахмон предал и разгромил под предлогом подавления мятежа в сентябре прошлого года.

Президент Таджикистана любыми способами хочет стать единственным возможным носителем власти, политическим и духовным авторитетом для всех таджиков.

Не остается за скобками насаждение культа личности президента с целью усиления родственно-клановой системы управления в республике и сосредоточения власти в руках одной семьи. Рахмон жаждет продолжить управлять страной, гарантировать собственную неприкосновенность.

В то же самое время у измученного населения скопилось сильное раздражение в отношении власти. Закон о "Лидере нации" вызвал справедливое отторжение многих граждан, которые считают, что такого титула Эмомали Рахмон не достоин.

Подобное положение дел чревато нарастанием экстремизма и протестных настроений. Люди, разочаровавшиеся в коррупционной власти, давно уже ищут справедливости в радикальных течениях.

Попытка президента Таджикистана "натянуть" на себя роль "лидера и спасителя нации" вредит и внешней политике. Зарубежные страны просто не знают, как строить отношения с государством, которое скатилось до феодального строя. Хотя у некоторых получается даже извлечь для себя пользу. Так, Россия, пользуясь откровенной слабостью Таджикистана, превращает его в плацдарм для военного базирования РФ, реализации планов ОДКБ в регионе.

В конфронтацию вовлекают республику также Саудовская Аравия и Иран. При этом ни Тегеран - близкий друг "ПИВТ", ни Эр-Рияд - главный спонсор "салафитских" группировок по всему миру, включая Центральную Азию, не воспринимают руководство Таджикистана в качестве серьезного партнера. А после ряда бездумных шагов Душанбе потенциал конфликтности во взаимоотношениях с этими странами за последнее время еще более усилился.

Что касается США и ЕС, то там публично признают, что правление Рахмона не только привело Таджикистан в состояние гуманитарного кризиса, но и усугубило риски стабильности, безопасности страны и региона. Закон о "Лидере нации", являющийся одним из проявлений антидемократической внутренней политики Душанбе, на Западе справедливо признают серьезно ограничивающими права человека.

Этот общий фон делает "историческую миссию спасителя таджикской нации" еще более сомнительной. Если только эта историческая миссия не состоит в доведении Таджикистана до полной нищеты и его последующего распада.

Манучехр Наимов

Источник - ЦентрАзия

0 коммент.:

Отправить комментарий