Избитое выражение "каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает" подтверждается нашей каждодневной жизнью. При нашем уровне понимания свободы и ответственности, при нашей готовности служить любому, кто нас купит, при нашей благодарности тем, кто пытается хоть что-то сделать для нашей же независимости, нам другая участь и не светит.
Достаточно было вскользь упомянуть, что в прошлом году были нарушены чьи-то права, а наше журналистское сообщество не обратило внимания и не защитило тех, с кем так недостойно обошлись, как те же люди, права которых могли быть нарушены, начали громко заявлять, что ничего подобного, все нормально и даже отлично, а все эти разговоры об их притеснении – чьи-то досужие вымыслы.
Болезненная реакция и ссылки на то, чего в реальности сказано не было, только подтверждает существующие в обществе догадки, поэтому можно делать дальнейшие логические выводы независимо от того, что говорят действующие лица спектакля. На такой логике и строятся театральные постановки – актеры говорят на сцене одно, а зрители понимают то, о чем вслух не произносится.
Вот что с нами сделали свобода и товарно-денежные отношения, когда все можно материально измерить и расставить по ранжиру на полочки – и права, и достоинство, и уважение к себе и другим. Известный герой Вячеслава Тихонова в известном советском фильме, когда его упрекнули в том, что он изменил своим принципам, ответил: "Вам просто еще не давали вашу цену".
Вот в таком обществе мы живем. Когда-то было реальное рабство, потом – рабство советское, которое мало касалось материального и больше было идеологическим, а теперь наступила поголовная нравственная независимость – можно любые факты или рассуждения опровергнуть, просто заявив, что этого нет и в принципе быть не может. Этикетка важнее сути.
И все мы громко при этом кричим о переменах, требуем обновления и клеймим номинальное руководство Союза журналистов, требуя отправить их всех отдыхать и создать новую организацию, не совсем, наверное, понимая вообще, что такое творческий союз и чем он должен заниматься. Беда в том, что и сам Союз журналистов действительно столь долго бездействовал, что любая критика в его адрес справедлива.
Покойный Абдуманноб Пулатов, узнав, что кыргызы начали в 1990 году выпускать в Москве свою независимую газету, зарегистрировав ее в Госкомпечати СССР, специально пришел в редакцию и потом еще много раз приходил, обсуждая тогдашнюю ситуацию в стране, а когда журналисты начинали говорить про свои проблемы, смеялся: Нам бы ваши проблемы! В Узбекистане вообще нет никакой независимой прессы!
Все относительно, но должны ли мы равняться на то, что происходит в Узбекистане или Туркменистане? В той же Центрально-Африканской республике, как говорят, вообще лидеров оппозиции убивали, из их мяса готовили традиционные блюда и затем потчевали членов правительства на специально организованных банкетах. Должны ли мы радоваться, что наших оппозиционеров еще не едят?
Если бы народ и лидеры Южной Кореи, Тайваня или Малайзии ориентировались только на соседей, они бы никогда не смогли сделать прорыв в современность, но ведь отважились люди изменить вековые традиции, напрячься всем миром и создать за 30-40 лет процветающие государства, которые мало чем уступают продвинутым западным странам.
Даже бывшая советская республика Эстония с населением 1,3 млн, которая мало чем формально отличалась от Кыргызстана и точно так же управлялась на протяжении 50 лет из Москвы, сохраняла свое достоинство даже в советское время, а за период с мая 1990 года, когда она объявила независимость от СССР, смогла вырасти до уровня развитых европейских государств.
Мы же, вместо осознания своего достоинства, создали в стране двуличную ситуацию с двойной моралью и двойными стандартами – из-за того, что всегда приходится что-то скрывать, мы уже даже выступаем против тех, кто говорит о наших же правах и проблемах. "Стокгольмский синдром" отдыхает, мы даже репутацию свою же ни во что уже не ставим.
И, как говорил Пулатов, за права добровольно рабствующих приходится бороться не им самим, а тем, кто видит это со стороны и не может этого терпеть, даже если те сопротивляются и защищают своих хозяев, всячески выдавая желаемое за действительное. И вот эта работа гораздо важнее прямолинейной борьбы, когда все ясно – где белое, а что черное.
Нынешние власти и те, кто с ними аффилирован, очень хорошо приспособились к транзитной ситуации и научились маскировать искаженную реальность под демократию и всяческие свободы, так что везде властвует двойная нравственность, двойная бухгалтерия и двойная жизнь. И из такой бессистемной массы очень легко выдергивать удобные и подходящие к случаю факты или свидетельства.
Рабство – это прежде всего подчиненность воли, но если ее нет, то человек и не обнаруживает ее отсутствия. Точно так же и свободный человек может и не осознавать своей свободы. Для того чтобы почувствовать и увидеть ограничения, нужно хотя бы немного пожить в условиях свободы. Когда не можешь что-то с чем-то реально сравнить, внешние внушения ничего не стоят.
Точно так же действуют все, кто попадает в структуры власти или вообще в широкую орбиту вокруг пресловутой вертикали, – только гибкий позвоночник может обеспечить восхождение вверх по возникающей лестнице. А если вы наделенный хоть какими-то полномочиями чиновник, раболепствовать перед более высокими ступеньками – ваша чуть ли не прямая обязанность.
Особенно это проявляется, конечно, в отношениях структур, которые официально объявлены независимыми ветвями власти – правительство, Жогорку Кенеш и судебная власть. Между собой они еще могут потягаться, поигнорировать намерения друг друга или принять решение в пику, но отсутствие пиетета перед верховной властью, которая подчинила в стране себе все и вся, чревато роковыми последствиями.
И этим вирусом заражены все в стране, правда, он иногда впадает в спячку и инкубационный период может длиться годами (тогда начинают прорастать демократия и свобода слова), но как только среда становится благоприятной и времена меняются, по первому окрику извне вирус активизируется и берет под управление весь организм – и позвоночник становится гуттаперчевым, и мозги чутко настраиваются на команды.
Вирус передается как по вертикали, так и по горизонтали, как капельно-воздушным, так и словесно-приказным путем, он поражает все структуры – начиная с правительства и кончая парламентом, от патриотов до гражданского сектора, от аксакалов до продвинутой молодежи, которой надо как-то делать карьеру. Метастазы возникают иногда в совершенно непредсказуемых областях.
Источник - zanoza.kg
Достаточно было вскользь упомянуть, что в прошлом году были нарушены чьи-то права, а наше журналистское сообщество не обратило внимания и не защитило тех, с кем так недостойно обошлись, как те же люди, права которых могли быть нарушены, начали громко заявлять, что ничего подобного, все нормально и даже отлично, а все эти разговоры об их притеснении – чьи-то досужие вымыслы.
Болезненная реакция и ссылки на то, чего в реальности сказано не было, только подтверждает существующие в обществе догадки, поэтому можно делать дальнейшие логические выводы независимо от того, что говорят действующие лица спектакля. На такой логике и строятся театральные постановки – актеры говорят на сцене одно, а зрители понимают то, о чем вслух не произносится.
Вот что с нами сделали свобода и товарно-денежные отношения, когда все можно материально измерить и расставить по ранжиру на полочки – и права, и достоинство, и уважение к себе и другим. Известный герой Вячеслава Тихонова в известном советском фильме, когда его упрекнули в том, что он изменил своим принципам, ответил: "Вам просто еще не давали вашу цену".
Вот в таком обществе мы живем. Когда-то было реальное рабство, потом – рабство советское, которое мало касалось материального и больше было идеологическим, а теперь наступила поголовная нравственная независимость – можно любые факты или рассуждения опровергнуть, просто заявив, что этого нет и в принципе быть не может. Этикетка важнее сути.
И все мы громко при этом кричим о переменах, требуем обновления и клеймим номинальное руководство Союза журналистов, требуя отправить их всех отдыхать и создать новую организацию, не совсем, наверное, понимая вообще, что такое творческий союз и чем он должен заниматься. Беда в том, что и сам Союз журналистов действительно столь долго бездействовал, что любая критика в его адрес справедлива.
Покойный Абдуманноб Пулатов, узнав, что кыргызы начали в 1990 году выпускать в Москве свою независимую газету, зарегистрировав ее в Госкомпечати СССР, специально пришел в редакцию и потом еще много раз приходил, обсуждая тогдашнюю ситуацию в стране, а когда журналисты начинали говорить про свои проблемы, смеялся: Нам бы ваши проблемы! В Узбекистане вообще нет никакой независимой прессы!
Все относительно, но должны ли мы равняться на то, что происходит в Узбекистане или Туркменистане? В той же Центрально-Африканской республике, как говорят, вообще лидеров оппозиции убивали, из их мяса готовили традиционные блюда и затем потчевали членов правительства на специально организованных банкетах. Должны ли мы радоваться, что наших оппозиционеров еще не едят?
Если бы народ и лидеры Южной Кореи, Тайваня или Малайзии ориентировались только на соседей, они бы никогда не смогли сделать прорыв в современность, но ведь отважились люди изменить вековые традиции, напрячься всем миром и создать за 30-40 лет процветающие государства, которые мало чем уступают продвинутым западным странам.
Даже бывшая советская республика Эстония с населением 1,3 млн, которая мало чем формально отличалась от Кыргызстана и точно так же управлялась на протяжении 50 лет из Москвы, сохраняла свое достоинство даже в советское время, а за период с мая 1990 года, когда она объявила независимость от СССР, смогла вырасти до уровня развитых европейских государств.
Мы же, вместо осознания своего достоинства, создали в стране двуличную ситуацию с двойной моралью и двойными стандартами – из-за того, что всегда приходится что-то скрывать, мы уже даже выступаем против тех, кто говорит о наших же правах и проблемах. "Стокгольмский синдром" отдыхает, мы даже репутацию свою же ни во что уже не ставим.
И, как говорил Пулатов, за права добровольно рабствующих приходится бороться не им самим, а тем, кто видит это со стороны и не может этого терпеть, даже если те сопротивляются и защищают своих хозяев, всячески выдавая желаемое за действительное. И вот эта работа гораздо важнее прямолинейной борьбы, когда все ясно – где белое, а что черное.
Нынешние власти и те, кто с ними аффилирован, очень хорошо приспособились к транзитной ситуации и научились маскировать искаженную реальность под демократию и всяческие свободы, так что везде властвует двойная нравственность, двойная бухгалтерия и двойная жизнь. И из такой бессистемной массы очень легко выдергивать удобные и подходящие к случаю факты или свидетельства.
Рабство – это прежде всего подчиненность воли, но если ее нет, то человек и не обнаруживает ее отсутствия. Точно так же и свободный человек может и не осознавать своей свободы. Для того чтобы почувствовать и увидеть ограничения, нужно хотя бы немного пожить в условиях свободы. Когда не можешь что-то с чем-то реально сравнить, внешние внушения ничего не стоят.
Точно так же действуют все, кто попадает в структуры власти или вообще в широкую орбиту вокруг пресловутой вертикали, – только гибкий позвоночник может обеспечить восхождение вверх по возникающей лестнице. А если вы наделенный хоть какими-то полномочиями чиновник, раболепствовать перед более высокими ступеньками – ваша чуть ли не прямая обязанность.
Особенно это проявляется, конечно, в отношениях структур, которые официально объявлены независимыми ветвями власти – правительство, Жогорку Кенеш и судебная власть. Между собой они еще могут потягаться, поигнорировать намерения друг друга или принять решение в пику, но отсутствие пиетета перед верховной властью, которая подчинила в стране себе все и вся, чревато роковыми последствиями.
И этим вирусом заражены все в стране, правда, он иногда впадает в спячку и инкубационный период может длиться годами (тогда начинают прорастать демократия и свобода слова), но как только среда становится благоприятной и времена меняются, по первому окрику извне вирус активизируется и берет под управление весь организм – и позвоночник становится гуттаперчевым, и мозги чутко настраиваются на команды.
Вирус передается как по вертикали, так и по горизонтали, как капельно-воздушным, так и словесно-приказным путем, он поражает все структуры – начиная с правительства и кончая парламентом, от патриотов до гражданского сектора, от аксакалов до продвинутой молодежи, которой надо как-то делать карьеру. Метастазы возникают иногда в совершенно непредсказуемых областях.
Нарын Айып
Источник - zanoza.kg
0 коммент.:
Отправить комментарий