На протяжении последних нескольких дней одним из главных информационных поводов в Центральной Азии оставались вести с узбекско-кыргызской границы. И без того неслабое внимание к ним подогрело заявление президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева о том, что он может не поехать в Ташкент для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества, если ситуация на границе останется "такой же недружественной".
Для тех, кто хоть изредка следит за политической обстановкой в Кыргызстане, заявление главы республики не стало неожиданностью. За годы его правления люди уже успели привыкнуть к подобного рода высказываниям, которые не то, что первому лицу государства, но и рядовому чиновнику не к лицу. "Разве меня после поездки в Ташкент будут уважать?" - задался вопросом распаленный А.Атамбаев. Нет, не будут. Но не из-за поездки. А потому что уже давно не воспринимают всерьез, для многих вы и так уже – господин Никто.
В любом случае можно с уверенностью говорить, что саммит глав стран-членов ШОС пройдет в Ташкенте в штатном режиме. Отсутствия лидера или даже всей кыргызской делегации в зале, где обсуждение насущных проблем будут вести региональные и мировые лидеры, никто даже не заметит. Голос Кыргызстана в этой, да и многих других организациях, всегда остается за кадром и годится лишь в качестве фона. И непонятно почему Алмазбек Шаршенович возомнил, что его "бойкот" хоть как-то повлияет на судьбу мероприятия.
Про таких даже не говорят, что язык идет впереди дела. Тут лучше сказать, что язык человека функционирует отдельно от мозга и не подчиняется ему. Иначе никак объяснить реплики президента КР вроде "если бы воздух проходил через Ташкент, то и его бы нам отключали".
Тем не менее кыргызский лидер пошел дальше в нагнетании страстей и, помимо своего незнания элементарных норм дипломатии, продемонстрировал отсутствие политической воли, способности принимать решения, брать на себя ответственность – во всем том, чем в совершенстве должен владеть президент страны.
Полная недееспособность кыргызских властей конечно же не осталась незаметной. В очень мягких выражениях ее описал политолог и главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, который отметил, что действия руководства республики можно расценить, как действия стороны, у которой нет достаточных ресурсов и которая пытается за чужой счет, в данном случае за счет стран ОДКБ, получить поддержку своей позиции.
Другой эксперт по Центральной Азии политолог Аркадий Дубнов считает, что стремление Бишкека вынести обсуждение трансграничной проблемы с Ташкентом на уровень Постоянного совета ОДКБ, придав этому публичный характер, вряд ли окажет седативное воздействие на ситуацию. По его мнению, здесь требуется выдержка и благоразумие, которого некоторым горячим кыргызским политикам не хватает.
Что же касается самого инцидента, то вся шумиха высосана из пальца. Узбекские пограничники действовали и действуют в рамках договоренностей и никаких договоров не нарушали. Кыргызской стороне разъяснили, что усиление охраны границ было связано с празднованием Навруза. И это усиление, учитывая неспособность наших соседей навести порядок в своей стране, было очень своевременно. О том, что в Кыргызстане дислоцируются экстремистские группировки, нацеленные и на соседние страны, а сама страна стала плацдармом малоконструктивных группировок недавно говорил эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Он, к слову, поделился информацией, что возможность ужесточения пограничного режима с Кыргызстаном накануне Навруза рассматривал не только Ташкент, но и соседние столицы. Подобным образом Китай наглухо закрывает все пограничные контакты в дни больших праздников.
Дальше – больше. И дело даже не в том, что о закрытии пограничных КПП кыргызскую сторону известили заранее, как и положено. Непонятно до сих пор, почему раздули такую шумиху, если вся указанная военная техника находится на территории Узбекистана, а охрана участков госграницы осуществляется в соответствии с двухсторонними договоренностями без заходов на неописанные участки. И эти факты также были четко обозначены Комитетом по охране государственной границы нашей страны.
На этот счет также существует независимое мнение. Так военный эксперт Виктор Литовкин утверждает, что в данном случае назвать действия Узбекистана угрозой Кыргызстану нельзя. "Если узбекские военные находятся на своей территории, граница неделимитирована, а военнослужащие не пересекли воображаемую линию границы, то они находятся на своей территории. А значит, Узбекистан имеет полное право принимать любые меры для защиты своей безопасности", - рассуждает В. Литовкин. Яснее и не скажешь.
Причины же намеренного провоцирования конфликта находятся на поверхности. Так, казахский политолог Марат Шибутов отмечал, что "Кыргызстан не сформировался как государство. Есть многие нерешенные вопросы, основные из них - коррупция и нигилизм. Правительство контролирует только Бишкек, у него нет денег, чтобы контролировать остальные регионы. Сейчас нет такой страны, как Кыргызстан, и это факт. Так как остальными регионами управляет криминал".
"За 25 лет сменилось 27 кырправительств, притом новое всегда отрицает то, что сделало предыдущее правительство", - считает политолог Аликбек Джекшенкулов. По его мнению, самая главная причина конфликта - отсутствие диалога между Ташкентом и Бишкеком. В последние 5-6 лет отношения между двумя странами заморожены. "Я знаю коллег из Узбекистана, они достаточно опытные и высококвалифицированные люди, поэтому в этом плане принимать меры, прежде всего, должна кыргызская сторона", - отметил он.
Пока же искусственно созданная и поддерживаемая паника среди кыргызов, живущих у границы, не угасает. По старой привычке местных жителей быстро вовлекли в митинг, на котором так называемый "оппозиционер" Азимбек Бекназаров предложил идею, которая прекрасно характеризует весь сегодняшний Кыргызстан. А именно: неумение самостоятельно, путем нормального диалога решить хоть один вопрос, и в то же время проявлять ничем не подкрепленную воинственность и склочность. Страна не уживается ни с одним из соседей, помимо вечных претензий к Узбекистану, у Кыргызстана регулярные приграничные конфликты с Таджикистаном, республика в ссоре с Казахстаном из-за перекрытых рек и каналов. При этом, как считает кыргызский политик Равшан Джеенбеков, главная проблема, из-за которой сегодня страна находится на грани вооруженного конфликта, нерешенность социально-экономической ситуации в самой республике. Можно сколько угодно переваливать все проблемы на соседей, обвиняя их во всех смертных грехах, чтобы отвести вину от себя. Но решать внутренние проблемы – экономические и связанные с безопасностью, усилением позиций экстремистов - господину Атамбаеву и Ко все же придется. Да, именно, господин Никто, решать собственными силами, не уповая на ОДКБ и российского президента.
Источник - ЦентрАзия
Для тех, кто хоть изредка следит за политической обстановкой в Кыргызстане, заявление главы республики не стало неожиданностью. За годы его правления люди уже успели привыкнуть к подобного рода высказываниям, которые не то, что первому лицу государства, но и рядовому чиновнику не к лицу. "Разве меня после поездки в Ташкент будут уважать?" - задался вопросом распаленный А.Атамбаев. Нет, не будут. Но не из-за поездки. А потому что уже давно не воспринимают всерьез, для многих вы и так уже – господин Никто.
В любом случае можно с уверенностью говорить, что саммит глав стран-членов ШОС пройдет в Ташкенте в штатном режиме. Отсутствия лидера или даже всей кыргызской делегации в зале, где обсуждение насущных проблем будут вести региональные и мировые лидеры, никто даже не заметит. Голос Кыргызстана в этой, да и многих других организациях, всегда остается за кадром и годится лишь в качестве фона. И непонятно почему Алмазбек Шаршенович возомнил, что его "бойкот" хоть как-то повлияет на судьбу мероприятия.
Про таких даже не говорят, что язык идет впереди дела. Тут лучше сказать, что язык человека функционирует отдельно от мозга и не подчиняется ему. Иначе никак объяснить реплики президента КР вроде "если бы воздух проходил через Ташкент, то и его бы нам отключали".
Тем не менее кыргызский лидер пошел дальше в нагнетании страстей и, помимо своего незнания элементарных норм дипломатии, продемонстрировал отсутствие политической воли, способности принимать решения, брать на себя ответственность – во всем том, чем в совершенстве должен владеть президент страны.
Полная недееспособность кыргызских властей конечно же не осталась незаметной. В очень мягких выражениях ее описал политолог и главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, который отметил, что действия руководства республики можно расценить, как действия стороны, у которой нет достаточных ресурсов и которая пытается за чужой счет, в данном случае за счет стран ОДКБ, получить поддержку своей позиции.
Другой эксперт по Центральной Азии политолог Аркадий Дубнов считает, что стремление Бишкека вынести обсуждение трансграничной проблемы с Ташкентом на уровень Постоянного совета ОДКБ, придав этому публичный характер, вряд ли окажет седативное воздействие на ситуацию. По его мнению, здесь требуется выдержка и благоразумие, которого некоторым горячим кыргызским политикам не хватает.
Что же касается самого инцидента, то вся шумиха высосана из пальца. Узбекские пограничники действовали и действуют в рамках договоренностей и никаких договоров не нарушали. Кыргызской стороне разъяснили, что усиление охраны границ было связано с празднованием Навруза. И это усиление, учитывая неспособность наших соседей навести порядок в своей стране, было очень своевременно. О том, что в Кыргызстане дислоцируются экстремистские группировки, нацеленные и на соседние страны, а сама страна стала плацдармом малоконструктивных группировок недавно говорил эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Он, к слову, поделился информацией, что возможность ужесточения пограничного режима с Кыргызстаном накануне Навруза рассматривал не только Ташкент, но и соседние столицы. Подобным образом Китай наглухо закрывает все пограничные контакты в дни больших праздников.
Дальше – больше. И дело даже не в том, что о закрытии пограничных КПП кыргызскую сторону известили заранее, как и положено. Непонятно до сих пор, почему раздули такую шумиху, если вся указанная военная техника находится на территории Узбекистана, а охрана участков госграницы осуществляется в соответствии с двухсторонними договоренностями без заходов на неописанные участки. И эти факты также были четко обозначены Комитетом по охране государственной границы нашей страны.
На этот счет также существует независимое мнение. Так военный эксперт Виктор Литовкин утверждает, что в данном случае назвать действия Узбекистана угрозой Кыргызстану нельзя. "Если узбекские военные находятся на своей территории, граница неделимитирована, а военнослужащие не пересекли воображаемую линию границы, то они находятся на своей территории. А значит, Узбекистан имеет полное право принимать любые меры для защиты своей безопасности", - рассуждает В. Литовкин. Яснее и не скажешь.
Причины же намеренного провоцирования конфликта находятся на поверхности. Так, казахский политолог Марат Шибутов отмечал, что "Кыргызстан не сформировался как государство. Есть многие нерешенные вопросы, основные из них - коррупция и нигилизм. Правительство контролирует только Бишкек, у него нет денег, чтобы контролировать остальные регионы. Сейчас нет такой страны, как Кыргызстан, и это факт. Так как остальными регионами управляет криминал".
"За 25 лет сменилось 27 кырправительств, притом новое всегда отрицает то, что сделало предыдущее правительство", - считает политолог Аликбек Джекшенкулов. По его мнению, самая главная причина конфликта - отсутствие диалога между Ташкентом и Бишкеком. В последние 5-6 лет отношения между двумя странами заморожены. "Я знаю коллег из Узбекистана, они достаточно опытные и высококвалифицированные люди, поэтому в этом плане принимать меры, прежде всего, должна кыргызская сторона", - отметил он.
Пока же искусственно созданная и поддерживаемая паника среди кыргызов, живущих у границы, не угасает. По старой привычке местных жителей быстро вовлекли в митинг, на котором так называемый "оппозиционер" Азимбек Бекназаров предложил идею, которая прекрасно характеризует весь сегодняшний Кыргызстан. А именно: неумение самостоятельно, путем нормального диалога решить хоть один вопрос, и в то же время проявлять ничем не подкрепленную воинственность и склочность. Страна не уживается ни с одним из соседей, помимо вечных претензий к Узбекистану, у Кыргызстана регулярные приграничные конфликты с Таджикистаном, республика в ссоре с Казахстаном из-за перекрытых рек и каналов. При этом, как считает кыргызский политик Равшан Джеенбеков, главная проблема, из-за которой сегодня страна находится на грани вооруженного конфликта, нерешенность социально-экономической ситуации в самой республике. Можно сколько угодно переваливать все проблемы на соседей, обвиняя их во всех смертных грехах, чтобы отвести вину от себя. Но решать внутренние проблемы – экономические и связанные с безопасностью, усилением позиций экстремистов - господину Атамбаеву и Ко все же придется. Да, именно, господин Никто, решать собственными силами, не уповая на ОДКБ и российского президента.
Бобур Баходиров
Источник - ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий