Недавно представители международной комиссии опубликовали доклад по ситуации в системе образования Кыргызстана. Она катастрофическая - в школах не хватает учебников, 90 процентов зданий учебных заведений пришли в негодность и не хватает 2500 педагогов. Это одна сторона данной проблемы. Другая - молодые специалисты, которые все же приходят работать в школу даже имени своего правильно писать не умеют.
Сейчас экономика Кыргызстана далеко не в лучшем положении, хотя и раньше она не блистала. Это вновь подтвердили итоги года. Взять, к примеру, рост ВВП. Официально он составил 3,6 процента. Неофициально показатель гораздо скромнее. Местные и зарубежные эксперты уверенно заявляют - инфляция, ослабление сома, замедление экономики продолжатся и в этом году.
Падающая экономика Кыргызстана вынуждает граждан искать лучшей доли, независимо от социального статуса, общественного положения. Даже учителя бросают дело, которому отдали годы жизни и устраиваются на работу, где хорошо платят и совершенно не требуется квалификации - лишь немного физической силы и умение считать деньги. Поэтому они бегут на рынки, где делают неплохой навар.
Сегодня в Кыргызстане быть учителем не престижно и не выгодно. Попробуйте прожить на зарплату в 60-70 долларов, которой хватает лишь на несколько килограммов мяса. Лейсан Умарова 20 лет проработала математиком в одной из Бишкекских школ, вырастила немало талантливых учеников. Но ее опыт, знания и профессионализм стали не нужны стране, после очередной образовательной реформы. Женщину, как и многих ее коллег, вышвырнули на улицу. Но она не растерялась, занялась репетиторством, пошла торговать. Сегодня она неплохо зарабатывает, купила дом и совсем не думает возвращаться на прежнее место. Кстати, когда в школе упали показатели, и возмущенные родители написали куда следует, Умарову позвали обратно. Но она не вернулась. Не простила предательства, что ее выбросили как ненужный мусор. Но Умарова скорее исключение из правил. Остальным повезло меньше.
История с Умаровой произошла много лет назад. Тогда их попросили уйти. Сегодня тысячи опытных школьных педагогов ушли в другие отрасли сами, без указания сверху. Пошли туда, где и платят лучше и стабильность хоть какая-то есть. Многие попросту рванули в Россию, где устроились в местные школы и теперь получают соответствующую их умениям зарплату.
В кыргызских школах остались лишь учителя постарше, получившие образование при СССР. Да и они уходят на пенсию, и заменить их некем. К тому же если в лучшие советские времена школы могли выбирать учителей среди самых высококвалифицированных кандидатов, то сегодня берут, кого придется. К тому же многие студенты по их признанию идут на учебу лишь потому, что нужно закончить ВУЗ и получить долгожданный диплом. Да и сессию они закрывают за деньги.
"Есть молодые люди в возрасте 20-25 лет, которые даже имени своего написать не могут!" - возмущается Гайша Ибрагимова, президент ассоциации "Союз образовательных учреждений", которая представляет интересы учебных заведений Кыргызстана. Она же утверждает, что в Кыргызстане не хватает около 3000 учителей, особенно преподавателей точных наук и русского языка. Последний предмет является критически важным, так как многие кыргызы продолжают присоединяться к массовому исходу в Россию в поисках работы.
Поэтому в Кыргызстане медленно, но верно падает и без того невысокий уровень образования. В Бишкеке это не так явно, но за его пределами ситуация аховая. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) свидетельствуют, что более 80 процентов кыргызских подростков в возрасте 15 лет не соответствуют минимальным требованиям в области грамотности, математики и других наук.
Упадок кыргызской системы образования уже сегодня вызывает тревогу. Кыргызская молодежь не умеет толком ни читать, не писать. А неграмотные молодые люди - золотое дно для вербовщиков от всяких религиозно-экстремистских организаций, в том числе и для ИГИЛ. Социально-экономические проблемы и недоступность образования - стимул к отъезду в горячие точки для молодых людей Кыргызстана.
Равнодушие чиновников сегодня, обернется для Кыргызстана катастрофой завтра - где страна возьмет квалифицированные кадры в обозримом будущем, если в настоящем делается все, чтобы этих кадров не было?
Источник - ЦентрАзия
Сейчас экономика Кыргызстана далеко не в лучшем положении, хотя и раньше она не блистала. Это вновь подтвердили итоги года. Взять, к примеру, рост ВВП. Официально он составил 3,6 процента. Неофициально показатель гораздо скромнее. Местные и зарубежные эксперты уверенно заявляют - инфляция, ослабление сома, замедление экономики продолжатся и в этом году.
Падающая экономика Кыргызстана вынуждает граждан искать лучшей доли, независимо от социального статуса, общественного положения. Даже учителя бросают дело, которому отдали годы жизни и устраиваются на работу, где хорошо платят и совершенно не требуется квалификации - лишь немного физической силы и умение считать деньги. Поэтому они бегут на рынки, где делают неплохой навар.
Сегодня в Кыргызстане быть учителем не престижно и не выгодно. Попробуйте прожить на зарплату в 60-70 долларов, которой хватает лишь на несколько килограммов мяса. Лейсан Умарова 20 лет проработала математиком в одной из Бишкекских школ, вырастила немало талантливых учеников. Но ее опыт, знания и профессионализм стали не нужны стране, после очередной образовательной реформы. Женщину, как и многих ее коллег, вышвырнули на улицу. Но она не растерялась, занялась репетиторством, пошла торговать. Сегодня она неплохо зарабатывает, купила дом и совсем не думает возвращаться на прежнее место. Кстати, когда в школе упали показатели, и возмущенные родители написали куда следует, Умарову позвали обратно. Но она не вернулась. Не простила предательства, что ее выбросили как ненужный мусор. Но Умарова скорее исключение из правил. Остальным повезло меньше.
История с Умаровой произошла много лет назад. Тогда их попросили уйти. Сегодня тысячи опытных школьных педагогов ушли в другие отрасли сами, без указания сверху. Пошли туда, где и платят лучше и стабильность хоть какая-то есть. Многие попросту рванули в Россию, где устроились в местные школы и теперь получают соответствующую их умениям зарплату.
В кыргызских школах остались лишь учителя постарше, получившие образование при СССР. Да и они уходят на пенсию, и заменить их некем. К тому же если в лучшие советские времена школы могли выбирать учителей среди самых высококвалифицированных кандидатов, то сегодня берут, кого придется. К тому же многие студенты по их признанию идут на учебу лишь потому, что нужно закончить ВУЗ и получить долгожданный диплом. Да и сессию они закрывают за деньги.
"Есть молодые люди в возрасте 20-25 лет, которые даже имени своего написать не могут!" - возмущается Гайша Ибрагимова, президент ассоциации "Союз образовательных учреждений", которая представляет интересы учебных заведений Кыргызстана. Она же утверждает, что в Кыргызстане не хватает около 3000 учителей, особенно преподавателей точных наук и русского языка. Последний предмет является критически важным, так как многие кыргызы продолжают присоединяться к массовому исходу в Россию в поисках работы.
Поэтому в Кыргызстане медленно, но верно падает и без того невысокий уровень образования. В Бишкеке это не так явно, но за его пределами ситуация аховая. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) свидетельствуют, что более 80 процентов кыргызских подростков в возрасте 15 лет не соответствуют минимальным требованиям в области грамотности, математики и других наук.
Упадок кыргызской системы образования уже сегодня вызывает тревогу. Кыргызская молодежь не умеет толком ни читать, не писать. А неграмотные молодые люди - золотое дно для вербовщиков от всяких религиозно-экстремистских организаций, в том числе и для ИГИЛ. Социально-экономические проблемы и недоступность образования - стимул к отъезду в горячие точки для молодых людей Кыргызстана.
Равнодушие чиновников сегодня, обернется для Кыргызстана катастрофой завтра - где страна возьмет квалифицированные кадры в обозримом будущем, если в настоящем делается все, чтобы этих кадров не было?
Замира Бакиева
Источник - ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий