Лента новостей
Загрузка...

Социокультурные факторы формирующейся в Кыргызстане религиозной ситуации

На формирование религиозной ситуации огромное влияние оказывают процессы, которые происходят в социокультурной сфере, так как к этим видам деятельности религия и религиозные организации, можно сказать, имеют относительно свободный доступ – из-за включенности религии в саму повседневную жизнь и невозможности отделения религиозного восприятия действительности от общего миропонимания человека. Иными словами, религия является таким же институтом, как и другие социальные институты, выполняющие присущие им функции, участвующие в организации жизни граждан и формировании мировоззрения человека. Но в современном обществе, особенно во многоконфессиональном, вводится запрет на навязывание людям религии и ограничение сфер ее действия, так как в конкретном своем проявлении – в виде ислама, христианства, буддизма и т. д. – она выступает как институт, «обеспечивающий интеграцию людей и их идентификацию с конкретным социумом»i, и как способ осмысления мира – как истина в последней инстанции. Следовательно, создание идентичностей и разрушение других идентичностей при взаимодействии с ними, а также тотальное ограничение мировоззрения человека, что делает сознание людей легко манипулируемым, заложено в самой природе религииii. Сферы же здравоохранения, образования, науки и культуры в своей деятельности, наоборот, не ограничиваются конкретным социумом, не ставят миропонимание человека в определенные рамки, поскольку их познавательной основой является научное, или объективное осмысление реальности.

По этой причине всегда, когда при ослаблении работы институтов социальной сферы или их кризиса происходит усиление роли религии в общественно-политических процессах, повышается уровень религиозности людей, являющийся ключевым показателем религиозной ситуации. При невозможности в полной мере удовлетворить потребности в обеспечении своего здоровья, получении качественного образования и объективных знаний о происходящих процессах и о мироустройстве, в культурно-духовном самосовершенствовании люди начинают обращаться к предлагаемым в религиях способам решения этих проблем. Такая ситуация делает практически неизбежным несоразмерное проникновение религии в рассматриваемые сферы деятельности людей, делая неустойчивой религиозную ситуацию и несбалансированным в целом развитие общества и страныiii. А значит, основными механизмами влияния социокультурной среды на религиозную ситуацию являются ослабление или усиление работы других нерелигиозных институтов, обеспечивающих организацию жизни и формирование мировоззрения человека.

Подтверждением данного утверждения служат события, происходящие в сферах социокультурного развития страны. К примеру, большей частью кризисом медицины и в целом здравоохранения объясняется увеличение числа граждан, обращающихся к знахарям, обосновывающих свое лечение религиозными постулатами и посещающих святые места с целью исцеления от недугов. По мнению экспертов, в настоящее время количество граждан, проходящих лечение у знахарей, превышает 25% всего населения республики. Более того, люди обращаются к ним не только с проблемами физического, но и духовного характера, что говорит практически об отсутствии психологических служб, призванных оказывать помощь больным на высоком профессиональном уровне и доступных широкому кругу населения. По сведению сотрудников частного научного центра «Айгине», в 2012 году в одной только Таласской области, где проживает менее 6% населения республики, находилось 26 святых мест и мазаров, посещаемость которых была достаточно интенсивнойiv. По подсчетам же газетных объявлений за 2012 и 2016 годы, сделанным автором данной статьи, количество знахарей, предсказателей, принимающих клиентов на дому (козу ачыктар), астрологов и экстрасенсов в г. Бишкеке за эти годы выросло с 50 до 63. При нынешних темпах обнищания населения, когда невозможно получить качественное лечение (в больницах какой размер взятки, таково и качество лечения), участие религии в этой сфере будет только расти.

На несоразмерное усиление религии влияет и переживаемый образованием и наукой кризис, который сопровождается катастрофическим падением качества обучения и проводимых научных исследований в учебных заведениях и научно-исследовательских структурах. И такому острому протеканию кризиса во многом способствует стремительное падение престижа образования и науки из-за того, что в условиях тотальной коррупции они перестали служить в качестве социального лифта и средства преуспевания. В результате такого ослабления роли образования и науки в обществе широкое распространение получают ненаучные, религиозные и мифологические взгляды, что ведет к росту религиозности населения. По сведениям российских ученых, в Кыргызстане каждую третью, выходящую как научная работа книгу (гуманитарные науки) можно смело отнести к литературе, содержащей ненаучные и псевдонаучные взгляды. А по данным спецслужб и экспертных исследований, несмотря на запрет, быстрыми темпами растет число приверженцев религиозных течений и движений, распространяющих радикальные религиозные взглядыv. Что самое плохое, в ряды членов как радикальных, так и нерадикальных религиозных организаций активно вовлекаются и работники образования и науки.

Агрессивное возвращение религии в духовную жизнь людей объясняется не только естественной «стихийной реакцией общественного и индивидуального сознания на рост нестабильности и неопределенности»vi в общественном развитии, но и небывалым ослаблением работы институтов, занятых в сфере культуры. К примеру, в принятой 29 ноября 2007 года Национальной программе развития культуры и искусства Кыргызской Республики до 2010 года отмечается: сокращение числа постановок в театрально-зрелищных учреждениях республики по сравнению 1991 годом в 2,5 раза; отсутствие госзаказов на создание кинофильмов, драматических, музыкальных, художественных произведений; прекращение постановок новых музыкальных спектаклей, оперы, балета, музыкальной драмы и новых сочинений композиторов; интенсивное разрушение исторических памятников; непоступление в музеи новых и утрата старых экспонатов; снижение числа посещений музеев на 40,4%, экскурсий – на 32,8%; уменьшение фондов библиотек на 2 млн единиц, снижение притока новой литературы на 72,1%, подписки на периодические издания – в 9 раз и т. д.vii. Спустя 9 лет после принятия этой программы, по мнению самих работников учреждений культуры, положение в сфере культуры ухудшилось еще больше. Между тем заполнение страниц газет, журналов статьями, а теле- и радиоканалов передачами, идеализирующими прошлую кочевую жизнь, религиозные традиции и обычаи, становится просто болезнью. Всё это, при том что легально и не легально идет массовый выпуск и распространение псевдонаучной и религиозной литературы, может привести к примитивизации мировоззренческих взглядов людей, а их сознание станет легко манипулируемым.

Существенное влияние на рост религиозности жителей страны оказывает и социальное расслоение населения, которое является результатом несправедливой организованности общества и которое делает человека незащищенным со всех сторон, не оставляя ему ничего, кроме как обратиться к Богу. Судите сами, в Кыргызстане, по расчетам экспертов, разрыв в доходах между богатыми и бедными составляет более чем в 25 раз; доля бедных, у которых не хватает денег на покупку даже самых необходимых продуктов питания, превышает 37% населения; остаются безработными 8,2% жителей республикиviii; по результатам опроса, проведенного автором в 2015 году, 72,7% населения постоянно испытывают страх перед возможностью оказаться безработным; из-за коррупции большая часть населения лишена возможности получить качественное образование, защитить в суде свои юридические права.

В такой ситуации следует ли удивляться тому, что представители религиозных организаций в своих публичных выступлениях акцент делают именно на эти несправедливости, давая им религиозное объяснение и предлагая способы решения, основанные на религиозном миропонимании. Традиционные и нетрадиционные течения ислама, представители свидетелей Иеговы, баптистов добиваются успеха, оказывая помощь попавшим в беду семьям, возвращая молодежь из преступности, наркомании и т. д. в нормальную жизнь. Мусульманскими общинами Кыргызстана специально для решения этих проблем созданы и успешно работают неправительственные организации, такие как: «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакалим», «Ислах», «Тейба», «Конгресс мусульман Центральной Азии» и др. В этой сфере работают и созданные христианскими религиозными течениями многочисленные НПОix.

Как видим, государство, не имея отражающей интересы долгосрочного развития страны идеи, не проводя научно обоснованной, законодательно строго выверенной социальной политики, глубоко коррумпировав систему государственного управления, само способствует расширению сфер действия религии и радикализации религиозности населения, религиозных организаций и общественных объединений. Подтверждением этого является и то, что партия «Улуу Кыргызстан», строящая свою работу на религиозных принципах, выдвигает идею справедливого перераспределения экономических ресурсов и доходов между различными слоями общества и власти в хозяйстве, существенного – достаточного для обеспечения социальной защищенности малообеспеченных слоев населения – увеличения финансирования социальной сферыx. Хорошо, если, по сути, правильная социальная политика, выдвигаемая этой, хотя и религиозно ориентированной, партией, будет государством использоваться и реализовываться. Пока же многие склонны верить утверждениям радикального ислама о том, что построение справедливого общества возможно только при следовании требованиям шариата и отказе от светских форм организации общественной жизни.

Всё вышесказанное говорит о том, что кризисное состояние социокультурной сферы и отсутствие научно обоснованной эффективной государственной политики в этих областях жизни способствуют усилению влияния религии и религиозных организаций на общественную жизнь. Более того, если данная тенденция сохранится и государством не будут предприняты соответствующие меры, то в перспективе клерикализация нашего общества станет неотвратимой, соответственно, станет неотвратимым и превращение государства в теократию. Открытие теологических факультетов в КПУ им. Арабаева и ОшГУ, по сути религиозного Восточного университета им. Махмуда Кашгари-Барскани, религиозных вузов, медресе и школ и бесконтрольное превращение занятий многими учителями в религиозную пропаганду, особенно в находящихся в южных областях республики школах с узбекским языком обучения, являются характерными признаками начала «клерикализации общества»xi.

Сбалансированное развития общества, где религия выступала бы как один из институтов, законодательно ограниченный выполнением только присущих ей функций, предполагает не вмешательство государства во внутренние дела религиозных организаций, как это делается сейчас, а проведение эффективной социальной политики, направленной на поднятие уровня благосостояния и социальной и правовой защищенности людей.

Источник - Время Востока

0 коммент.:

Отправить комментарий