Лента новостей
Загрузка...

Реальна ли ось Москва - Пекин - Исламабад?

PakistanChinaRussia Аннексия Крыма Россией и продолжение сепаратизма в восточных областях Украины под аккомпанемент Москвы заставила напрячься Европу и США. Захватом части европейской страны Путин создал опасный прецедент, отчего возникло очень настойчивое стремление подвергнуть Россию санкциям. В этих условиях Москва стала активно разыгрывать «азиатскую карту». Но до какой степени могут быть серьезны намерения Москвы создать новую ось? Или это блеф?


На сайте finam.info вышел материал Алексея Захарова под названием «Политика России в Азии: поворот «все вдруг», повторенный сайтом «Центр Азия» 6 июня. Поводом стала информация о том, что Россия сняла негласные ограничения на поставки оружия в Пакистан. Дескать, это говорит о резком изменении расклада сил на азиатском континенте.


Пакистан появился на карте мира в качестве противовеса крупнейшим странам континента Индии и Китаю в 70-е годы прошлого столетия, когда Афганистан впервые стал ареной противоборства СССР и США. Пакистан стал базой подготовки боевиков, именовавшиеся на Западе повстанцами. Отсюда проводились все диверсии против советских войск.


Когда в Афганистан вторглись уже США под предлогом уничтожения баз боевиков, Пакистан первоначально находился на их стороне. Неслучайно и снабжение группировки НАТО в Афганистане проводилось по южному маршруту через порты в Индийском океане. Позднее отношения испортились до такой степени, что США и НАТО были вынуждены разрабатывать новый, северный маршрут для снабжения войск и последующего их вывода. Захват лидера «Аль- Каиды» Усамы Бен Ладена в окрестностях Исламабада является кульминацией охлаждения отношений.


Россия посчитала для себя благоприятным знаком этот момент, чтобы вклиниться в оружейный рынок Пакистана. Бывший президент России Дмитрий Медведев в Сочи приглашал лидеров Афганистана, Пакистана и Таджикистана якобы в целях обсуждения газопровода ТАПИ. Туркменистан во встрече участия не принял и высказался категорически против включения России в проект, хотя главы остальных стран активно предлагали воспользоваться помощью.


Ашхабад закономерно усомнился в искренности желания Москвы оказать содействие в прокладке газопровода из Туркменистана в


Индию через Афганистан и Пакистан. Россия никогда не откажется от возможности вернуть себе монополию на поставки газа из Средней Азии в Европу, так что новые потоки ей абсолютно не нужны. Войти она хотела для саботажа.


Если учесть, что Пакистан имеет в глазах мирового сообщества очень неприглядную репутацию «изгоя» за счет участия пакистанских военных в арабско-израильских войнах 1967 и 1973 годов, и из-за роли страны в уже упомянутой афганской войне 1979-88 годов, и вследствие двусмысленного отношения Исламабада к международному терроризму, то выглядит страннх) такое решение Москвы. Ведь участие России в военных поставках означает косвенную поддержку очага нестабильности в Центральной Азии. Причем в начале века Пакистан получил порядка тридцати многоцелевых вертолетов Ми-171, построенных в Улан-Удэ. Быстро же в Кремле забыли о том, чьими руками убивали советских солдат в Афганистане. Или деньги не пахнут?


Помимо США и России, военным партнером Пакистана является и Китай. Две страны совместно производят истребитель JF-17 Thunder, причем двигатель поставляет Россия, в виде модификации двигателя Миг-29. Пекин и Исламабад «дружат» против Дели, обе страны имеют к Индии претензии в территориальном плане. В 2008 году подготовленная в Пакистане группа террористов провела серию атак в индийском Мумбаи.


Если тандем Пекина и Исламабада выглядит более логичным в плане соседнего расположения стран и общей неприязни к Дели, то выдвинутая Алексеем Захаровым идея создания оси Пекин-Исламабад- Москва вызывает определенные вопросы.


Вот как заявляет это Захаров: «Эксперты не исключают возможности создания «азиатской стратегической оси» Пекин – Исламабад – Москва. Такая связка потенциально сможет побороться за влияние в Азиатско-тихоокеанском регионе с американцами. Если подобный «тройственный союз» станет явью, поворот внешнеполитической и внешнеэкономической активности России в сторону Азии может быть весьма эффективным».


Подобно тому, как автор говорил о том, что Пакистан и Китай дружат против Индии, сразу возникает вопрос: против кого хочет дружить новая «азиатская стратегическая ось»? Кивок в сторону США можно отбросить, в первую голову это может быть союз против Индии, которая набирает силу.


Москва не простила Дели то, что индусы предпочли российским Ми-28Н и Ми-26 американские «Апачи» и «Чинуки», а также закупили у США военно-транспортные самолеты С-17 и С-130. Дескать, Пакистан не хуже. В материале содержится тонкий намек на то, что эмбарго на поставки новых вооружений Пакистану снято именно после визита Путина в Пекин. Значит, в КНР дали на это «зеленый свет».


Для оправдания столь унизительной зависимости Москвы от Пекина брошена заезженная мысль об угрозе из Афганистана: «Отсюда – неизбежная активизация “Талибана”, усиление давления на границы среднеазиатских республик, которые входят в зону влияния России, да и Пакистану изменение обстановки в его северо-восточных регионах вряд ли понравится. Так что Москва и Исламабад в деле сдерживания афганских радикалов-мусульман являются естественными союзниками».


Кто поверит в то, что Россия и Пакистан не спят ночами, тревожась за судьбы жителей среднеазиатских республик? Отношение к Средней Азии со стороны Кремля четко выразил заместитель председателя Госдумы РФ Владимир Жириновский, который в первые годы после развала Советского Союза на вопрос о судьбе границы с Афганистаном цинично заявил: «Пусть узбеки закрывают границу арбузами. Русские парни не будут умирать там».


Ладно, независимость на то и дана, чтобы доказывать способность за себя постоять. Однако именно сейчас, когда Узбекистан укрепил границы с Афганистаном, сформировал боеспособную армию, российские политики с трогательной заботой стали наперебой говорить об опасности вторжения из Афганистана боевиков.


Еще более спорным выглядит версия о том, что поставки вооружений из Москвы Исламабаду помогут России привязать к себе Азербайджан. Вот как это выразил Захаров: «Развивающееся сотрудничество между Баку и Исламабадом теоретически позволяет Москве укрепить свои позиции в закавказской республике. Перспектива привязать Азербайджан с его нефтью и газом, а также связями в мусульманском мире к недавно образованному Евразийскому экономическому союзу выглядит достаточно привлекательно».


Оказывается, если Баку дружит с Исламабадом, а Москва поставляет в Пакистан вооружения, то это поможет укрепить позиции Москвы в Баку. С какой стати? Пока Москва помогает Еревану незаконно удерживать отнятые в 90-е годы земли Нагорного Карабаха и прилегающих районов остального Азербайджана, она может и не мечтать о членстве Баку в ЕАЭС.


Если здесь абсолютно не пахнет логикой, то в рассуждениях по поводу того, что Индия никуда не денется от Москвы, явно сквозит снобистское высокомерие: «Западные страны не спешат передавать индийцам военные технологии, так что Нью-Дели деваться от сотрудничества с Москвой некуда. Не исключено, что индийская сторона была поставлена в известность о планах России по сближению с Пакистаном. Так что демарш Нью-Дели по поводу намечающихся оружейных сделок маловероятен».


Дескать, куда денутся недоразвитые индусы? Напрасно так рассуждает господин Захаров, индусы успели сильно продвинуться вперед. Например, по части компьютерных технологий они не отстают от Запада. А как известно, компьютерные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью прогресса в любой сфере деятельности, в том числе и военной.


Собственно говоря, намеки на ось «Москва-Пекин-Исламабад» очень занятно выглядят, когда Путин пытается возобновить в новом формате контакты с Парижем, Берлином и Лондоном. Возможно, это всего лишь элемент торга. Дескать, если нас Европа игнорирует, тогда мы за это пойдем на Восток. Ну-ну.


Михаил Тарасов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Реальна ли ось Москва - Пекин - Исламабад?

0 коммент.:

Отправить комментарий