Лента новостей
Загрузка...

Портрет «вождя нации» как основа туркменского режима

F4A312A6 8E43 450F885250 Туркмения – единственная республика, на всем постсоветском пространстве фактически превратившаяся в монархию, причем монархию абсолютную. Монархическая идея сельджуков неожиданно возродилась почти через тысячу лет применительно к такому человеку как Сапармурат Ниязов. Именно с Ниязовым и была связана основная экстравагантность на всем постсоветском пространстве. Теперь туркмены со всей страстностью поклоняются портретам уже нового «вождя нации», то есть Гурбангулы Бердымухамедова…


Дело в том, что туркменских граждан не стали мучить выборной инициативой и предложили им простой вариант: кандидат один – Сапармурат Атаевич Ниязов. Как говорится, хочешь – голосуй, а не хочешь… тоже голосуй. В общем, классический вариант суверенной демократии… по-туркменски.


После смерти Ниязова около года новый президент делал вид, что почитает своего предшественника, а потом понял, что нужно брать быка за рога. Понемногу наследие Ниязова стало уходить на задний план: сначала вернули Григорианский календарь, затем в Туркменистан пришел Интернет – не в массовом порядке, но всё же.


Бердымухаммедов вернул школу- «десятилетку», которую несколько урезал его предшественник, посчитавший, что 10 лет – это слишком много для обучения настоящего туркмена. Однако и он со временем вошел во вкус и решил, что если его предшественника называли Великим, то чем он – Гурбангулы Мяликгулыевич хуже. Именем своих родственников Бердымухаммедов назвал несколько школ и даже войсковую часть. Установил памятник себе и своему деду. И даже в столичном ЗАГС брачующиеся обязательно должны фотографироваться на фоне портрета Туркменбаши-2.


Может быть, пройдет еще года 2-3, и ашхабадские типографии выпустят календарь, по которому новый год в Туркмению будет приходить уже, скажем, 1-го Гурбангулы. Истоки сложившейся системы Туркменистана можно искать во многих причинах, за большинством из которых стоит личность президентов государства.


Отражение внутри страны искусственно созданного феномена «биография Президента» в большой мере определило сам характер сложившегося в государстве режима, легитимировало режим и мифологизировало главное действующее лицо.


Надо отметить, что пропаганда одновременно с картиной образцовой семьи Бердымухаммедовых (особенно родителей) подчеркивает и «обыкновенность» этой семьи, ничем не отличавшейся от других семей того времени. В последние годы все чаще поднимается вопрос не только о ближайших, но и о дальних родственниках, в свете тезиса президента об обязательном почитании своих предков «до седьмого поколения». В этом, в принципе, ничего уникального нет, разные общества таким способом чтят своих предков, но президент намеренно использовал эту традицию для мифологизации своей личности. В итоге родословная президента в обязательном порядке преподается туркменским детям уже в начальной школе и на стенах школьных классов висят большие плакаты с именами его предков.


Идеология изображает Президента крупным специалистом по многим вопросам в разных отраслях политики, экономики и культурной жизни. Чаще всего Г.Бердымухаммедов в глазах туркменской общественности выглядит как великий политик и государственный деятель, отец, сердце туркменской нации, мудрый Сердар, учитель человеческой духовности и возрождения. Он вершит справедливость: в прямом эфире телевидение показывает увольнение ответственных лиц, обвиняемых в коррупции. Другой показательный сюжет – «хождение в народ» (открытие новых предприятий, встречи с аксакалами и т. п.).


Мифологизированное изображение вождя – это не главная причина создания такого рода режима в Туркменистане, но можно предположить, что в обществе, где практически полностью отсутствует доступ к альтернативным источникам информации, можно гораздо легче сконструировать идеальный образ «отца нации», когда уже неизвестно, что является фикцией и что можно считать действительностью. Но так как режим Г.Бердымухаммедова продолжает свое существование и так как наблюдается известное сокращение грамотности населения, эта картина всё более укрепляется в сознании, особенно того поколения, которое на своём опыте не знало другой системы правления.


Таким образом, происходит укрепление режима на уровне подсознательных процессов. Последствия этих мифов об идеальном вожде будут, по-видимому, заметны гораздо дольше, чем, например, в политической системе или экономике страны.


В общем, экстравагантная и нейтральная Туркмения продолжает идти своим путем. А ведь Туркмения – это просто идеально лакомый кусок для тех, кто давно объявил себя главными «демократизаторами» в мире. Одни только углеводородные запасы – колоссальны. Почему же туркменские власти тот же Вашингтон не клеймит в развитии культа личности и ущемлении прав и свобод граждан? Видимо, наличие природных богатств у этого государства пока решили использовать в других целях – в целях определенного давления на Россию. Разговоры о транскаспийском газопроводе в обход России могут стать косвенным подтверждением такой версии. Но если такая туркменская карта разыграна не будет, то нейтральный Ашхабад может ощутить на себе все прелести работы большой «демократизаторской» машины. Ведь бесконечно играть в падишахов туркменским лидерам явно не дадут…


Мырат Оразмухаммедов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Портрет «вождя нации» как основа туркменского режима

0 коммент.:

Отправить комментарий