Кто бы мог подумать, что буквально через два года после приобретения Кыргызстаном государственной самостоятельности в стране начнется настоящая «золотая лихорадка». Она будет вызвана наличием здесь десятков перспективных месторождений на золото, продажей или раздачей которых, побросав свои государственные дела, займется весь государственный аппарат страны.В ажиотажном спросе на золоторудные месторождения страна быстро потеряет все, что было у нее в арсенале подземных богатств, и это проявится в виде экономической несостоятельности государства.Состояние золоторудных месторожденийпосле распада бывшего союзного государствау нас было такое, что к их разработке можно было приступить сходу, без разработки технико–экономического обоснования для финансирования. Опоискованных, но не прошедших стадию детальной разведкиместорождений, в стране было также много. Акаевское Госагентство по геологии и минеральным ресурсам на свое усмотрение манипулировало 173 золоторудными месторождениями, налево – направо оформляя иностранным компаниям лицензии на разработку и на поисково–разведочные работы одновременно.
Все месторождения золота сейчас можно разделить на две группы. Первая – это уже проданные иностранным компаниям месторождения, — они состоят из 33 месторождений. Вторая,– это те, которые сейчас поспешно продаются, — лишь бы наши успевали оформлять документы для компаний – покупателей. Держать в оборотое стольких месторождений золота для маленькой страны – все же накладно, но это не является препятствием для остановки ажиотажа вокруг наших месторождений. Он устраивает всех, потому что многим политикам и чиновникам надо чем–то заниматься — выступать посредником (компрадором) между иностранной компанией и бедной, раздираемой многими социальными и другими противоречиями, страной. Наши чиновники сделают так, чтобы мы от своих месторождений золота ничего не получалов качестве прямой выгоды государства.
По сути, ни одно из них сейчас не приносит стране положенную выгоду.Вот выдержки из недавнего выступления одного из руководителей Госагентства по геологии и минеральным ресурсам на коллегии своего ведомства: «Налог, поступающий (в бюджет страны) от горнодобывающей отрасли за первое полугодие составил 2,9 млрд. сомов (из них 2 млрд. — доля «Кумтора»). Если учесть, что годовой республиканский бюджет сейчас исчисляется суммами в 107 млрд. сомов, надо полагать, что от горнодобывающей отрасли мало что поступает казне.
Вот какими доходами мы располагаем, раздав все свои месторождения золота другим! Нам бы сейчас просто осознать, что кыргызы давно уже не туземный народ, чтобы у них в 21 веке бесплатно забирали все их золоторудные месторождения, как было в начале прошлого века у бедных, ни кем не управляемых, народов Африки. Несмотря на это, кыргызские компрадоры изо всех сил расхваливают иностранные компании, якобы за большой их вклад в развитие экономики страны. Они называют любую сумму, которую вроде бы иностранные компании перечисляют в казнуг осударства за пользование нашими подземными богатствами. Но это не так! Ложными сведениями они хотят забить сознание простых и доверчивых людей, чтобы они молчали и не влезали в детали чудовищных сделок наших чиновников с иностранными компаниями. Но возросший разум людей не позволяетим так поступать, в результате мошеннические компании лишаются возможности сразу вывозить из страны всю золотую продукцию. Сейчас местное население выступает везде, где иностранные компании начиняют капать месторождения золота. На уговоры и усмирение местного населения государственный аппарат бросает все свои силы. Если население уже вышло на улицу — жди приезда депутатов Жогорку Кенеша в составе его профильного комитета или межведомственной комиссии, созванной из представителей всех министерств и ведомств, которые толком ничего не могут объяснить людям.
Как писала недавно пресса, восьмимесячная работа Ж. Сатыбалдиева в роли премьер–министра, из–за проблем «Кумтора», оказывается, была бесполезной. Жогорку Кенеш, разбирая Кумтор» в течение трех лет, тоже ничего не смог решить, поскольку канадская компания просто попросила его больше не рыпаться и вернуться на круги своя, спокойно выполняя условия бакиевского соглашения от 24 апреля 2009 года, по которому стране продолжать получать лишь 13 процентов стоимости добываемого там золота. То, что с такой мизерной выгодой страна поставлена в унизительное положение перед канадской компанией, — никому нет дела!
За переговорами с канадцами интересно было наблюдать со стороны. Вначале разгневанные депутаты становились податливыми, когда с ними разговаривали представители канадской компании, нанятые из самого государственного аппарата страны. Все это кажется невероятным, но реальная картина произошедшего до сих пор стоит перед нашими глазами. Работники Госагентства по геологии и минеральным ресурсам сейчас безуспешно пытаются убедить местное население Бакай– тинского района в том, что разработка Ширальджинского месторождения золота не наносит вреда ни экологии, ни здоровью людей. По большому счету, люди перекрывалитам магистральную автомобильную дорогу не из–за того, что иностранная компания хищнически разрушает экологию местности, а по причине продажи республиканскими чиновниками этого месторождения третьей по счету иностранной компании за два года. Они лучше понимают, что собственником месторождения все же является Кыргызстан, и это, отчасти, спасает страну! Если это месторождение продается иностранной компании, то в казну страны что – то должно же поступать? Но нет же!
Страна и сейчас, и потом — до конца выработки всех запасов золота и меди не будет получать там свою выгоду, — так составлено соглашение с иностранной компанией! Кстати, у нас все правительственные соглашения по передаче иностранным компаниям золоторудных и других месторождений держатся в секрете. В таких сделках иностранные компании даже не допускает мысли, чтобы оставить стране хотя бы 30 процентов добываемого там золота! В соседних с нами странах доля государства в таких случаях доходит до 70 процентов. Наши государственные органы за это время не научились даже по-государственному оформлять лицензии на право пользования недрами. Лицензия на разведку месторождения, например, предусматривает, чтобы установленные запасыподземных кладовыхбыли представлены Госагентству по геологии для включения их в государственный баланс запасов. Но такого у нас никогда не происходит. Только после включения в государственный баланс (это государственный акт) ОАО «Кыргызалтын» может от имени правительства заключать с иностранной компанией генеральное соглашение на разработку, четко прописав в нем долю выгоды, которую должен получать Кыргызстан деньгами или драгоценным металлом. На «Ширальджине» ни того, ни этого. Ребята из Госагентства по геологиии и минеральным ресурсам не смогли объяснитьместному населению, почему в течение нескольких лет иностранная компания, не имея на это право, автоцистернами вывозит золотой концентрат на железнодорожную станцию соседнего Казахстана, посадив в каждую машину кыргызских милиционеров в офицерской форме для обеспечения надежности доставки груза.
Куда это годится? Бедные кыргызы только после 17 лет добычи золота узнали, что их страна от «Кумтора» получает немногим более десятую часть добываемого там золота. Не полученную Кыргызстаном выгоду страна должна списывать на коррупционные проделки своих чиновников, которые давно сорганизовались для этого, и могут прикрывают здесь друг друга. На других месторождениях, как «Джеруй», «Андаш», «Бозымчак», «Жамгыр», «Иштамберди», «Солтон–Сары», «Ширальджын», «Талдыбулак Левобережный» и других, бедную страну просто обвели вокруг пальца, создавая совместное предприятие для организации добычи, при которой в конце года распределяется только прибыль предприятия, которая всегда мизерная, когда всеми производственными и другими процессами управляет иностранная компания. Ни одна иностранная компания не подпустила страну к распределению добываемой в кыргызских недрах продукции.
В прошлом году всех удивил Т.Сариев, заявив, что раздел добываемого на «Кумторе» золота с канадской компанией не возможен. Вот, вам характерный цинизм наших чиновников! А ведь по всему миру, где осуществляется добыча золота, там обязательно применяется принцип раздела добываемого металла между собственником месторождения и иностранным инвестором. На АКИпреss опубликовало высказывание еще одного высокого лица из правительства, — оно звучит так: «Люди все равно поймут, что часть денег от разработки месторождений останется им в виде бонуса». О каком бонусе, о каких деньгах речь? Данные о доходах, перечисляемых в бюджет страны от разработки месторождений золота, до рядовых граждан никогда не доходят. Например, компания «Алтын КумуштакMining», все время выдававшая себя за добросовестного инвестора, за прошлый год, оказывается, выплатила в бюджет страны аж 57,5 тыс. сомов за пользование всем Ширальджинским месторождением золота и меди в Бакай – Атинском районе. Если бы о таких доходах нам не сообщила официальная «Инфо Система», созданная по инициативе министра финансов О. Лавровой, никто бы не подозревал о таких «успехах»иностранной компании.
Почему о такой смехотворной выгоде от месторождения золота и меди ни правительство, ни «Кыргызалтын», ни представители ассоциации горнопромышленников не посчитали нужным сказать людям, которые в течение двух лет потрясают всю Таласскую долину своими выступлениями.
Государственные органы сейчас настолько торопятся, что не успевают один за другим объявлять аукционы, конкурсы и тендеры на продажу подземных кладовых страны. Закончив распродажу всех месторождений драгоценных металлов, от которых кроме «Кумтора» ничего в бюджет страны не поступает, они сейчас взялись за продажу месторождений слюды, кварцита, известняка, угля, мрамора, ракушечника, глинозема, олова, нефти и газа, и многих других, остающихся еще в арсеналеподземных запасов государства. Никто в стране не сможет сейчас остановить процесс обнищания страны путем распродажи всех ее подземных кладовых.
Должна ли была страна разом продать все свои 33 месторождения золота, подготовленные к разработке нашими геологами до приобретения нами своей государственной самостоятельности? При надлежащем их использовании, они должны были заложить основу для успешного развития страны. Разве мы не верили в то, чтоновые власти после апреля 2010 годаобязательно разберутся со всеми подземными кладовыми страны, которые были отчуждены от государства по причине ненасытности к деньгам убежавших из страны президентов? Почему тогда после апреля государственные органы не смогли ввести в действие даже элементарный государственный порядок предоставления права на недропользования в стране. Вместо этого, они решили еще больше разгонять процесс безвозвратной передачи всех полезных ископаемых страны иностранным компаниям, при которой управленческая неразбериха в отрасли опять не позволяет определить четкую государственную линию поведения наших чиновников в вопросах эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Мы же молчали, когда власти после апреля 2010 года налево – направо назначалиновых руководителей в министерство природных ресурсов, в Госагентство по геологии и минеральным ресурсам и в ОАО «Кыргызалтын».
Но мы не думали, что они за три года поменяютих по пять раз,и от такой смены ничего хорошего в золотодобывающей сфере не произойдет.Не успев прийти два дня тому назадв качестве нового руководителя ОАО «Кыргызалтын», бывший вице–премьер министр с порога произносит хвалебную оду по поводу работы его предшественников, руководивших отраслью в эпоху правления Акаева. Он тоже хочет прикрыть их преступления, не понимая, что именно при них были начаты все чудовищные ограбления золоторудных месторождений страны, результаты которых мы сейчас пожинаем? Новый руководитель, видимо, тоже хочет, чтобы простой народ также не знал все подробности грядущих сделок наших чиновников с иностранными компаниями. Вот она, — не убывающая сила коррупции в стране!
Базарбай Мамбетов
Источник - Белый Парус
Кыргызстан. Золотая лихорадка
0 коммент.:
Отправить комментарий