Лента новостей
Загрузка...

Станет ли Узбекистан «смотрящим» по Средней Азии?

1405413075 036335001 На сайте ИА REGNUM на днях прошел материал, посвященный обсуждению аналитического доклада экспертов уфимского центра геополитических исследований «Постмайданные контуры евразийской интеграции: трансформация ограничителей и перспектив». Авторы его выразили опасения в том, что Узбекистан может стать одним из оплотов США в Центральной Азии.


Собственно говоря, ничего нового авторы доклада Радик Мурзагалиев и Дмитрий Михайличенко не изрекли. Более того, они почти продублировали одну из статей киргизских СМИ (статья Дамира Эсенгулова в киргизской газете «Айбат» под названием «Узбекистан становится оружием США»), это говорит о природной лени уфимских исследователей.


Примитивно исследовано отношение стран Средней Азии к России в преломлении конфликта Москвы и Киева. В частности, они отмечают, что Казахстан и Беларусь поддержали Россию в вопросе аннексии Крыма (будем называть вещи своими именами). Однако ничего не говорят о том, что Минск сразу поддержал новые власти Киева, Астана тоже проявила готовность к работе с президентом Порошенко.


Однозначно лукавят они и по позиции Назарбаева в вопросе претензий на захват Северного Казахстана, выраженных нацистской кликой России. Якобы президент Казахстана каким-то образом «показал, что является верным сторонником евразийской интеграции и не рассматривает всерьез спекуляции по поводу Северного Казахстана, о которых так долго говорят в западных СМИ». Понятно, что Запад спешит вбить клин в отношения между Россией и Казахстаном, однако ведь никто не тянул за язык вице-спикера Госдумы РФ Владимира Жириновского с фразой насчет Среднеазиатского федерального округа со столицей в городе Верный. И Лукашенко критиковали вовсе не «коварные СМИ Запада», а тот же самый сайт ИA REGNUM. Так что вовсе не все так гладко в «Тройственном союзе» …


Абсолютно не пахнет объективностью оценка позиции Узбекистана в крымском вопросе. Якобы она наиболее прозападная, но авторы ничего не говорят о договоре Содружества независимых государств, одним из пунктов которого является признание существующих границ членов Содружества. И если Россия отреклась от своих обязательств, считая ответственными за них ныне покойного Бориса Ельцина, то Узбекистан показал себя вменяемым и ответственным государством. Вот и все. Если отрешиться от стереотипов старого блокового мышления, то в сухом остатке получаем именно это.


Относительно фобий общественного сознания, то виноваты с них не происки коварного Запада и США, а сами российские политики, которые то заикаются о создании Среднеазиатского федерального округа, то носятся с референдумами по Приднестровью. Заметим, люди уровня Жириновского и Рогозина не являются маргиналами или отморозками, они обладают властью на достаточно высоком уровне. Вот и по Евразийскому союзу в российских СМИ до подписания договора о нем усиленно прорабатывались версии о том, что в нем будет единая валюта – алтын, общий банк с размещением его в Алматы, а также общий парламент. Это тоже происки врагов? Или на самом деле «пробные шары»?


Рассуждая о возможных выгодах для государств Центральной Азии от интеграции в Таможенный союз, авторы останавливаются на возможностях беспрепятственного перемещения рабочей силы. Хотя уже сейчас трудовых мигрантов из Средней Азии продвинутые российские аналитики цинично и просто называют «топливом для разогрева российской экономики». Пугая высылкой мигрантов из Средней Азии, никто и не думает делать этого. Ведь тогда «остынет» экономика.


Относительно Афганистана и возможных набегов через границы этой страны боевиков. В 1999-2000 годах тоже находилась в Таджикистане 201-ая военная база России. Думаете, она препятствовала проникновению боевиков в Среднюю Азию? Как бы не так! Напротив, на российских вертолетах так называемых «миротворцев» боевиков подбрасывали из Афганистана в горы Таджикистана, чтобы им было легче оттуда нападать на Кыргызстан и юг Узбекистана. Вот такая была «братская помощь» от основателя ОДКБ…


На этом фоне маловато верится в обещания масштабных российских инвестиций в Среднюю Азию. Справедливости ради, следует отметить, что в самих странах региона не особо способствуют проникновению капиталов из России. Об этом говорят истории с изъятием от Олега Дерипаски права на добычу алюминия в Таджикистане, с закрытием мобильного оператора МТС в Узбекистане, с затянувшейся передачей «Кыргызгаза» РАО «Газпром». Но кто сказал, что на востоке легко вести дела? Кто приживается, тот качает из региона деньги, а кто «качает права», тот вскоре остается без прибылей.


В принципе, самой России тоже выгодно, чтобы в регионе Средней Азии кто-то из государств был на положении «смотрящего».


Будет ли это Узбекистан или Казахстан – это для России не принципиально. Наверное, как и для США с Китаем. Однако существующий дисбаланс интересов местных элит в сочетании с внешним центробежным влиянием породили тот эффект, что сейчас никого не прельщает неблагодарная роль «старшего» по Средней Азии. Парадокс, но россияне внесли огромную лепту в раскачивание всего региона, надеясь на римский принцип: разделяй и властвуй. Однако жизнь показала, что сплоченным регионом управлять гораздо легче. Только каким способом его сплотишь, если вы сами 23 года упорно разъединяли его?


Музаффар  Рахматов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Станет ли Узбекистан «смотрящим» по Средней Азии?

0 коммент.:

Отправить комментарий