Недавно в Кыргызстане провели церемонию закрытия американской военной базы в аэропорту “Манас”. После закрытия объект получит другое название – “авиахаб”, но суть его, как отмечают эксперты, не изменится. И в этом нет для современных геополитических реалий ничего удивительного. Пентагон не из числа структур, которые можно прогнать, и та мирно и безропотно уходит. Напротив, словно Лернейская гидра, вместо потерянной головы он отращивает две.
С “Манасом” получилось примерно так же. На месте базы достраивают транспортно-логистический узел. Его возведение и управление полностью передано турецким компаниям, по совместительству подрядчикам американского военного ведомства. С уходом американцев комплекс как часть южной системы ПРО НАТО будет готов к радиолокационному мониторингу всей Центральной Азии и западных регионов Китая. Уже сегодня единая радиолокационная система США в Кыргызстане включает в себя 26 радарных станций, разбросанных по всей территории так называемого “островка демократии”. Именно поэтому стратегическая рокировка с хозяевами объекта – примитивная условность, своего рода конспирация ЦРУ и НАТО. Америка вовсе не собиралась уходить из Кыргызстана, а помпа с закрытием базы – лишь торжество по случаю передачи эстафеты своему ближайшему партнеру, то есть Турции.
“Второй головой” американской гидры стало строительство нового здания-бункера посольства США. В диппредставительстве в Бишкеке работало около 500 сотрудников, после ввода в эксплуатацию радиолокационной системы их число за счет офицеров службы радиоэлектронной разведки США увеличится еще на 200 человек. Их переведут в состав гражданского персонала и присвоят дипломатический статус.
Картина становится яснее, если вспомнить, как разворачивались события в Сирии, где спецслужбы США и стран Европы при активном содействии турецких коллег поддерживали сирийских повстанцев. Официальная Анкара предоставила полную свободу действий агентам ЦРУ, передававшим оружие сирийским повстанцам. Нетрудно догадаться, какие функции при случае будет выполнять и “авиахаб” в Кыргызстане. Тем более что Турция уже давно хотела занять доминирующее положение среди тюркоязычных стран Центральной Азии, куда после развала СССР ринулись турецкие эмиссары. Основной упор турецкой стороной делался на агитацию молодежи, предназначенной стать проводником пантюркистской идеологии и турецкого влияния в регионе. Как утопающий хватается за соломинку, так и кыргызские чиновники очень надеются на помощь Турции в решении существующих проблем. Это чувствует и Анкара, которая ведет себя как “старший брат”, обещая помощь, раздавая советы и рекомендации своим “младшим кыргызским братьям”.
Так Кыргызстан и стал оплотом Турции, и ее влияние здесь усиливается с каждым днем. Тысячи молодых граждан ежедневно проникаются идеями величия и привлекательности турецкой модели развития. Недалек тот день, когда Кыргызстан превратится в вассальное государство под протекторатом официальной Анкары.
Этот момент стал еще ближе с приходом к власти Алмазбека Атамбаева, который сблизился с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В результате отношения Кыргызстана с этой страной стали активно развиваться. Турция превратилась в одного из главных торгово-экономических партнеров и инвесторов Кыргызстана вне СНГ и ее влияние на кыргызское руководство вполне сопоставимо с российским.
В ходе недавнего рабочего визита в Турецкую Республику президент Атамбаев провел переговоры с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Глава турецкого правительства сразу же задал тон переговорам, ошарашив своей велеречивостью в адрес кыргызского визави. “Хочу отметить, что с тех пор, как мой брат пришел на эту должность, Кыргызстан начал расти вверх. Мы от всей души желаем, чтобы Кыргызстан рос и процветал”, – выразил пожелания Эрдоган.
На деле же турецкий политик не так прост, как хотел бы казаться. У него, экономиста по образованию, на счету каждая выданная Кыргызстану копейка. Бойкий на язык о единых корнях, историческом прошлом и схожей культуре, премьер старается как можно меньше расходовать на нужды центральноазиатской республики. Так, несмотря на то, что Турция во внешнеторговом обороте Кыргызстана не добирает и трех процентов, ее активность и степень влияния намного выше экономических показателей. Турецкий премьер регулярно посещает Бишкек с официальными визитами. В ходе поездок постоянно провозглашается единство двух народов, поддерживается принцип, провозглашенный Реджепом Эрдоганом: “Мы принимаем Турцию и Кыргызстан как разные государства одной нации, а друг друга – родными братьями”.
Именно поэтому Турция чувствует себя достаточно устойчиво в Кыргызстане. Алмазбек Атамбаев приветствовал Реджепа Эрдогана словами: “Добро пожаловать на родину!”. Видя такое отношение турки, в свойственной им манере, начинают давить. Так, если в 2011 году Эрдоган просил кыргызское руководство защитить турецких бизнесменов от повторения погромов и мародерства 2005 и 2010 годов, то сегодня он требует создания упрощенных условий деятельности для бизнесменов из его страны. Это условие он назвал обязательным для прихода турецких инвестиций. Основной же целью турецких предпринимателей, о которых так громко разглагольствуют стороны, является как можно меньше вложений при максимуме вывоза капитала из Кыргызстана.
Кыргызское руководство же продолжает заискивать перед Эрдоганом, а кыргызский президент Атамбаев даже заговорил по-турецки, отвечая на вопросы журналистов. Особенно полюбились турецким СМИ его слова о том, что “Россия – это стратегический партнер, а Турция является другом и братской страной”.
При этом Кыргызстан уже давно сотрудничает с Турцией и в военной сфере. Например, в апреле нынешнего года в Джалалабадской области инструкторы командования сил специального назначения вооруженных сил Турции провели сборы с подразделениями специального назначения генерального штаба Кыргызстана. И это притом, что Кыргызстан является членом ОДКБ, согласно уставу которой, все страны-члены должны получать согласие других партнеров для подобного сотрудничества. Тем более, с государствами военно-политического блока. Не зря известный аналитик, эксперт по странам Центральной Азии Александр Князев назвал подобную беспринципную “многовекторную” политику руководства Кыргызстана “проституцией”.
Именно поэтому сегодня России не следует особо обольщаться по поводу закрытия американской базы “Манас”. Американское, прежде всего, натовское присутствие в Кыргызстане как было, так и останется геополитической головной болью для Кремля.
В данном контексте возникает вопрос: куда смотрит президент Путин? Ведь создание на Евразийском континенте радиолокационной системы разведки “Эшелон” представляет серьезную угрозу, как для России, так и для государств-партнеров. Миллионы людей могут оказаться под колпаком дяди Сэма, станут марионетками в руках Пентагона и НАТО. А это и агентурное влияние, и разжигание внутриполитических и межнациональных конфликтов. Красноречивый пример тому – Украина. Кстати, опробировать “Эшелон” можно во время проводимых в эти дни в рамках ОДКБ совместных учениях в Кыргызстане.
В этой связи, думается, что Москве следует быть особенно внимательным шагам, предпринимаемым Бишкеком, в том числе и в связи с событиями, происходящими вокруг “Манаса”. В создавшейся ситуации медлить нельзя. Пора принять решительные меры по противостоянию расширения НАТО в странах, которые называют себя партнерами России. Да и кыргызскому руководству настало время определиться, с кем они собираются сотрудничать дальше, а кого будут продолжать кормить пустыми обещаниями…
Антолий Карпов
Источник - ЦентрАзия |
"Многовекторный Кыргызстан": все еще под колпаком дяди Сэма
0 коммент.:
Отправить комментарий